Савина Е.А. доктор психологических наук, доцент, кафедра последипломного психологического образования, университет Джеймса Мэдисона, Харрисонберг, США e-mail: savinaea@jmu.edu
Савенкова И.А. кандидат психологических наук, заведующая кафедрой общей и возрастной психологии, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, Орел, Россия e-mail: savenkova57r@mail.ru
Щекотихина И.В. старший преподаватель, кафедра общей и возрастной психологии, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, Орел, Россия e-mail: ira_1305@mail.ru
Гульянц А.М. педагог-психолог, лицей № 32, Орел, Россия e-mail: janglll@rambler.ru
В статье представлены результаты экспериментального исследования, направленного на изучение влияния игр с правилами на развитие произвольной регуляции у детей старшего дошкольного возраста. Исследовались такие компоненты произвольной регуляции, как кратковременная и рабочая память, вербальная интерференция, следование вербальной инструкции и знание правил поведения. В исследовании приняли участие 120 детей 6—7 лет. После развивающего воздействия дети экспериментальной группы улучшили показатели по знанию правил поведения, кратковременной памяти на цифры, вербальной интерференции и способности следовать вербальной инструкции при выполнении задания на зрительно-моторную координацию. Дети контрольной группы улучшили показатели по вербальной интерференции и кратковременной памяти на цифры и слова. Однако размеры эффекта в контрольной группе оказались меньше, чем в экспериментальной группе.
Способность к произвольной регуляции является важным
фактором психического здоровья ребенка и его успеха в школе. Дети с развитой
произвольной регуляцией имеют хорошие отношения со сверстниками, демонстрируют
меньше поведенческих и эмоциональных проблем и успешнее овладевают навыками
чтения и математики. С другой стороны, дети с трудностями в произвольной
регуляции имеют проблемы в поведении, затрудняются в овладении учебными
навыками и имеют конфликтные отношения с учителями. Кроме того, недостаток
произвольной регуляции связан с агрессией, избыточной подвижностью,
тревожностью и депрессией.
Литература
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом
развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62—68.
Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка //
Собрание сочинений: в 6 т. Т. 6. Научное наследство. М.: Педагогика, 1984. С.
6—86.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3:
История развития высших психических функций. М.: Педагогика, 1983. 467 c.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т.
1. Психическое развитие ребенка / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М.:
Педагогика, 1986. 320 с.
Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в
раннем и дошкольном возрасте. М.: Издательство «Институт практической
психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 256 с.
Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Психологические
особенностей игровой деятельности современных дошкольников // Вопросы
психологии. 2013. № 2. С. 15—24.
Смирнова Е.О. Сюжетная игра как фактор становления
межличностных отношений дошкольников // Культурно-историческая психология.
2011. № 4. С. 2—8.
Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном
образовании [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование
psyedu.ru. 2013. № 3. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/3/3402.phtml (дата
обращения: 26.02.2017).
Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 360 с.
Эльконинова Л.И. Полнота развития сюжетно-ролевой
игры // Культурно-историческая психология. 2014. № 1. С. 54—61.
Baddeley A.D. Working memory, thought and action.
Oxford: Oxford University Press, 2007. 412 p.
Barkley R.A .ADHD and the nature of self-control.
New York: Guilford Press, 1997. 410 p.
Berk L.E., Mann T.D., & Ogan A. Make-believe
play: Wellspring for development of self-regulation // Play=learning: How play
motivates and enhances children’s cognitive and social-emotional growth / D.G.
Singer, R.M. Golinkoff, & K. Hirsh-Pasek (Eds.). New York, NY: Oxford
University Press, 2006. P. 74—100.
Berry D. Inhibitory control and teacher-child
conflict: Reciprocal associations across the elementary-school years // Journal
of Applied Developmental Psychology. 2012. Vol. 33. P. 66—76.
Blair C. School readiness: Integrating cognition
and emotion in a neurobiological conceptualization of children’s functioning at
school entry // American Psychologist. 2002. Vol. 57. P. 111—127.
Bronson M. Self-regulation in early childhood:
Nature and Nurture. New York: The Guilford Press, 2000. 296 p.
Diamond A., Barnett S., Thomas J., & Munro S.
Preschool program improves cognitive control // Science. 2007. Vol. 318. P.
1387—1388. doi:10.1126/science.115148
Elias C.L., & Berk L.E.. Self-regulation in
young children: Is there a role for sociodramatic play? // Early Childhood
Research Quarterly. 2002. Vol. 17. P. 216—238.
Engle R.W., Kane M.J. Executive attention, working
memory capacity and a two-factor theory of cognitive control // The psychology
of learning and motivation. Vol. 44. Advances in research and theory / B. Ross
(Ed.). New York: Academic Press, 2004. P. 145—199.
Feldman R. The development of regulatory functions
from birth to 5 years: Insights from premature infants // Child Development.
2009. Vol. 80(2). P. 544—561.
Gerstadt C.L., Hong Y.J., Diamond A. The
relationship between cognition and action: Performance of children 3½—7 years
old on a Stroop-like day-night test // Cognition. 1994. Vol. 53. P.
129—153.
Hughes F.P. Spontaneous Play in the 21st Century //
Contemporary Perspectives on Play in Early Childhood Education / B. Spodek
& O. Saracho (Eds.). Greenwich, CT: Information Age Publishing, 2003. P.
21—39.
Krafft K.C., & Berk L.E. Private speech in two
preschools: Significance of open-ended activities and make-believe play for
verbal self-regulation // Early Childhood Research Quarterly. 1998. Vol. 13. P.
637—658.
Lengua L.J. Associations among emotionality,
self-regulation, adjustment problems, and positive adjustment in middle
childhood // Applied Developmental Psychology. 2003. Vol. 24. P. 595—618.
McClelland M.M., Cameron C.E., Connor C.M., Farris
C.L., Jewkes A.M., Morrison F.J. Links between behavioral regulation and
preschoolers’ literacy, vocabulary, and math skills // Developmental
Psychology. 2007. Vol. 43. P. 947— 959.
Nigg J.T. On inhibition/disinhibition in
developmental psychopathology: Views from cognitive and personality psychology
and a working inhibition taxonomy // Psychological Bulletin. 2000. Vol. 26(2).
P. 220—246.
Piaget J. Play, dreams, and imitation in childhood.
New York: Norton, 1962.
Ponitz C.C., McClelland M.M., Matthews J.S., Morrison
F.J. A structured observation of behavioral self-regulation and its
contribution to kindergarten outcomes // Developmental Psychology. 2009. Vol.
45(3). P. 605—619.
Posner M., Rothbart M. Developing mechanisms of
self-regulation // Development and Psychopathology. 2000. Vol. 12. P.
427—441.
Saltz E., Dixon D., & Johnson J. Training
disadvantaged preschoolers on various fantasy activities: Effects on cognitive
function and impulse control // Child Development. 1977. Vol. 48. P.
367—380.
Tominey S.L., & McClelland M.M. Red light,
purple light: Findings from randomized trial using circle time games to improve
behavioral self-regulation in preschool // Early Education & Development.
2011. Vol. 22(3). P. 489—519. doi: 10.1080/10409289.2011.574258
Wass S.V., Scerif G., & Johnson M.H. Training
attentional control and working memory — is younger better? // Developmental
Review. 2012. Vol. 32. P. 360—387. doi:
https://doi.org/10.1016/j.dr.2012.07.001