О ревизионизме в выготсковедении. Комментарии к статье А. Ясницкого и Е. Ламдана «В августе 1941-го» (2017)*

288

Аннотация

В этой статье мы анализируем переход в изучении Выготского от «архивной революции» к откро¬венной «ревизионистской революции», которую Ясницкий и его коллеги провозгласили в 2012 году. Целью сторонников ревизионистской революции является критический анализ научного наследия Выготского, Лурии и их коллег и демифологизация как личности Выготского, так и научного вклада его школы. Мы подробно анализируем выбранный набор публикаций в рамках «ревизионистского» движения и описываем их преимущества и недостатки, ставя под сомнение обоснованность утверж¬дений этих документов. Мы обосновываем свое несогласие с обнаруженными ревизионистскими публикациями, недооценивающими результаты центральноазиатских экспедиций Лурии. Мы также опровергаем предположения Ясницкого и его коллег об отсутствии документальных свидетельств того, что наследие и имя Выготского находились под административным запретом в годы сталиниз¬ма, и предоставляем соответствующие документы. Мы делаем вывод, что незнание одной группы фактов, тенденциозный анализ других фактов и пристрастность в обсуждении приводят исследова¬телей, работающих над «ревизионистской революцией», к искажению данных о развитии психоло¬гической науки.

Общая информация

* Оригинал статьи был опубликован в открытом доступе на русском языке как: Ахутина Т.В. (2019). О ревизионизме в выготскове¬дении. Комментарии к статье А. Ясницкого и Э. Ламдана «В августе 1941-го» (2017) [Комментарии к статье А. Ясницкого и Э. Ламдана «В августе 1941-го» (2017)]. Российский журнал когнитивных наук, 2019, 6(1), 4—13.

Ключевые слова: Выготский Л.С., А.Р. Лурия, культурно-историческая психология, архивная революция, ревизионистская революция, Ясницкий, административный запрет, история психологии

Рубрика издания: Дискуссии и дискурсы

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2021170319

Благодарности. Автор благодарит Лучано Мекаччи и Екатерину Завершневу за доступ к полному тексту докла¬да Дорены Кароли и новым данным о списках книг, отобранных для изъятия из советских библиотек, а также к новой статье [8].

Для цитаты: Ахутина Т.В. О ревизионизме в выготсковедении. Комментарии к статье А. Ясницкого и Е. Ламдана «В августе 1941-го» (2017) // Культурно-историческая психология. 2021. Том 17. № 3. С. 152–159. DOI: 10.17759/chp.2021170319

Литература

  1. Akhutina T.V. Neyrolingvisticheskiy analiz dinamicheskoy afazii [Neurolinguistic analysis of dynamic aphasia]. Moscow: Moscow State University, 1975. (In Russ.).
  2. Akhutina T.V. Porozhdenie rechi: neyrolingvisticheskiy analiz sintaksisa [Generating speech. Neurolinguistic analysis of the syntax]. Moscow: Moscow State University, 1989. (In Russ.).
  3. Akhutina T.V. The role of inner speech in the construction of an utterance. Journal of Russian and East European Psychology, 2003. Vol. 41, no. 3—4, pp. 49—74. DOI:10.2753/rpo1061-040541030449.
  4. Akhutina T.V. Vygotsky-Luria-Leontiev’s school of psycholinguistics: The mechanisms of language production. In R.A. Sari Pöyhönen (Ed.), Language in action: Vygotsky and Leontievian legacy today. Newcastle, UK: Cambridge Scholars Publishing, 2007, pp. 32—56.
  5. Alderson-Day B., Fernyhough C. Inner speech: Development, cognitive functions, phenomenology, and neurobiology. Psychological Bulletin, 2015. Vol. 141, no. 5, pp. 931—965. DOI:10.1037/bul0000021.
  6. Berk L.E. Children’s private speech: An overview of theory and the status of research. In P. Llyod (Ed.), Critical Assessments: Thought and Language. Taylor & Francis / Routledge, 1999. Vol. II, pp. 33—70.
  7. Caroli D. Kontseptsiya S.S. Molozhavogo: mezhdu istoricheskim monizmom i repressiyami pedologii (1924— 1937) [S.S. Molozhavy’s conceptual framework: Between historical monism and suppression of pedology (1924— 1937)]. In B.G. Kornetov (Ed.), Istoriko-pedagogicheskoe znanie v nachale III tysyacheletiya: istoriya pedagogiki kak pedagogicheskaya i istoricheskaya nauka. Materialy Desyatoy mezhdunarodnoy konferentsii. Moskva, 13 noyabrya 2014 g. [Knowledge in history of education at the beginning of the Third millenium: History of education as both historical and educational sciences discipline. Proceedings of the X International conference. Moscow, November 13, 2014]. Moscow: ASOU, 2014, pp. 82—103. (In Russ.).
  8. Caroli D., Mecacci L. Forbidden Science: The dismantling of pedology and the listing of the works of pedologist in the Soviet Union in 1936-1938. European Yearbook of the History of Psychology, 2020. Vol. 6, pp. 11—61. DOI:10.1484/J.EYHP.5.121860.
  9. Deglin V.L., Kinsbourn M. Divergent thinking styles of the hemispheres: How syllogisms are solved during transitory hemisphere suppression. Brain and Cognition, 1996. Vol. 31, no. 3, pp. 285—307. DOI:10.1006/brcg.1996.0048.
  10. Dehaene S., Cohen L., Kolinsky R. Illiterate to literate: Behavioural and cerebral changes induced by reading acquisition. Nature Reviews Neuroscience, 2015. Vol. 16, no. 4, pp. 234—244. DOI:10.1038/nrn3924.
  11. Emerson С. The outer word and inner speech: Bakhtin, Vygotsky, and the internalization of language. Critical Inquiry, 1983. Vol. 10, no. 2, pp. 245—264. DOI:10.1086/448245.
  12. Fraser J., Yasnitsky A. Deconstructing Vygotsky’s victimization narrative: A re-examination of the “stalinist suppression” of Vygotskian theory. History of the Human Sciences, 2015. Vol. 28, no. 2, pp. 128—153. DOI:10.1177/0952695114560200
  13. “Istoricheskiy Revisionizm [Historical Revisionism]” (n.d.). In Wikipedia (Russian). Available at: https:// ru.wikipedia.org/wiki/Исторический ревизионизм (Accessed 08.08.2021). (In Russ.).
  14. Karmiloff-Smith A. Development itself is the key to understanding developmental disorders. In M.H. Jonson, Y. Munakata, R.O. Gilmore (Eds.), Brain development and cognition: A reader (2nd ed.). Oxford, UK: Blackwell, 2002, pp. 375—391.
  15. Kellogg D. Which is (more) original, and Does either version really matter? (A comment on A. Yasnitsky’s “The Vygotsky that we (do not) know: Vygotsky’s main works and the chronology of their composition”). PsyAnima, Dubna Psychological Journal, 2011. Vol. 4, no. 4, pp. 80—81. Available at: https://psyanima.su/journal/2011/4/2011n4a2/2011n 4a2.pdf (Accessed 08.08.2021).
  16. Lamdan E. Who had illusions? Alexander R. Luria’s Central Asian experiments on optical illusions. PsyAnima, Dubna Psychological Journal, 2013. Vol. 3, no. 6, pp. 66—76. Available at: http://psyanima.su/journal/2013/3/2013n3a4/ 2013n3a4.2.pdf (Accessed 08.08.2021).
  17. Lamdan E., Yasnitsky A. “Back to the future”: Toward Luria’s holistic cultural science of human brain and mind in a historical study of mental retardation. Frontiers in Human Neuroscience, 2013. Vol. 7. DOI:10.3389/fnhum.2013.00509
  18. Leont’ev A.A. Psikholingvisticheskie edinitsy i porozhdenie rechevogo vyskazyvaniya [Psycholinguistic units and the generation of speech utterances]. Moscow: Nauka, 1969. (In Russ.).
  19. Luria A.R. The nature of human conflicts. New York: Liveright, 1932.
  20. Luria A.R. Psychological views on the development of oligophrenic states. In M. Leconte (Ed.), First International Congress of Child Psychiatry, Paris. Lille: S.I.L.I.C, 1937. Vol. 4, pp. 135—145.
  21. Luria A.R. Uchenie ob afazii v svete mozgovoy patologii. Chast’ vtoraya. Temennaya (semanticheskaya) afaziya [Theory of aphasia in the light of brain pathopogy. Part II. Parietal (semantic) aphasia]. Unpublished manuscript, 1940, 219 pp. Family archive. (In Russ.).
  22. Luria A.R. Travmaticheskaya afaziya [Traumatic aphasia]. Moscow: Publishing House of USSR Academy of Medical Sciences, 1947/1970. (In Russ.).
  23. Luria A.R. Ob istoricheskom razvitii poznavatel’nykh protsessov: Eksperimental’no-psikhologicheskoe issledovanie [On historical development of cognitive processes: Experimental psychological study]. Moscow: Nauka, 1974. (In Russ.).
  24. Luria A.R. Basic problems of neurolinguistics (Trans. B. Haigh). Oxford, England: Mouton, 1976. DOI:10.1515/9783110800159.
  25. Luria A.R. Cognitive development, its cultural and social foundations (Trans. M. Lopez-Morillas, L. Solotaroff). Cambridge, MA: Harvard University Press, 1976.
  26. Luria A.R. Psychological heritage. Moscow: Smysl, 2003. (In Russ.).
  27. Luria A.R. Puti rannego razvitiya sovetskoy psikhologii. Dvadtsatye gody po sobstvennym vospominaniyam [Early development ways of Soviet psychology. A recollection of the twenties]. In Z.M. Glozman, D.A. Leontiev, E.G. Radkovskaya (Eds.), Psikhologicheskoe nasledie: Izbrannye trudy po obschej psikhologii [Psychological heritage: Selected works on general psychology]. Moscow: Smysl, 2003, pp. 259—274. (In Russ.).
  28. Luria E.A. Moy otets A.R. Luriya [My father A.R. Luria]. Moscow: Gnozis, 1994. (In Russ.).
  29. Maidansky A. Anton Yasnitsky and René van der Veer (eds.): Revisionist revolution in Vygotsky studies. Studies in East European Thought. 2020. Vol. 72, pp. 89—95. DOI: 10.1007/s11212-020-09359-1.
  30. “Revisionism” (n.d.). In A.M. Prokhorov (Ed.) Bolshaya Sovetskaya Entsiklopedia [Great Soviet Encyclopedia] (3rd ed.). Moscow: Sovetskaya Entsiklopedia, 1975. Vol. 21, pp. 536— 537. (In Russ.).
  31. “Revisionism” (n.d.). In: Oxford Reference. Available at: https://www.oxfordreference.com/view/10.1093/oi/ authority.20110810105729649 (Accessed 08.08.2021).
  32. Spiridonov V.F. Neskol’ko tezisov po povodu stat’i A. Yasnitskogo “Zaochnaia polemika mezhdu Luriei i Koffkoi” [Several remarks on A. Yasnitsky’s article “Luria — Koffka controversy”]. PsyAnima, Dubna Psychological Journal, 2013. Vol. 6, no. 3, pp. 37—39. Available at: http://psyanima.su/journal/2013/3 /2013n3a2/2013n3a2.3.pdf (Accessed 08.08.2021). (In Russ.).
  33. Voloshinov V.N. Marksizm i filosofiya yazyka [Marxism and the philosophy of language]. Leningrad: Priboi, 1929. (In Russ.).
  34. Vygodskaya G.L., Lifanova T.M. Lev Semyonovich Vygotsky: Zhizn’, deyatelnost’, i shtrikhi k portretu [Lev Semyonovich Vygotsky: Life, activity, and lines toward a portrait]. Moscow: Smysl, 1996. (In Russ.).
  35. Vygotsky L.S. Psikhologiya i uchenie o lokalizatsii psikhicheskikh funktsij [Psychology and the theory of the localization of psychical functions]. In Pervyy Vseukrainskiy s’ezd neyropsikhologov i psikhiatrov. Tezisy dokladov [First All- Ukrainian congress of neuropsychologists and psychiatrists. Abstracts]. Kharkov: Medizdat, 1934, pp. 34—41. (In Russ.).
  36. Vygotsky L.S. Vygotsky’s notebooks. A selection. Ed. by E. Zavershneva, R. van der Veer. Singapore: Springer Nature, 2018. Parallel publication in Russian: Vygotsky L.S. Zapisnye knizhki L.S. Vygotskogo. Izbrannoe. Ed. by E. Zavershneva, R. van der Veer. Moscow: Kanon+, 2017.
  37. “Vygotsky, Lev Semenovich” (n.d.) In Wikipedia (Russian). Available at: https://ru.wikipedia.org/w/ index.php?title=Выготский,_Лев_Семенович (Accessed 08.08.2021). (In Russ.).
  38. Yasnitsky A. “Archival revolution” in Vygotskian studies? Uncovering Vygotsky’s archives. Journal of the Russian and East European Psychology, 2010. Vol. 1, no. 48, pp. 3—13. DOI: 10.2753/RPO1061-0405480100.
  39. Yasnitsky A. “Kogda b vy znali iz kakogo sora...”: K opredeleniiu sostava i khronologii sozdaniia osnovnykh rabot Vygotskogo [“I wish you knew from what stray matter...”: Identifying the set of Vygotsky’s major oeuvre and determining the chronology of their composition]. PsyAnima, Dubna Psychological Journal, 2011. Vol. 4, no. 4, pp. 1—52. Available at: https://psyanima.su/journal/2011/4/2011n4a1 /2011n4a1.pdf (Accessed 08.08.2021). (In Russ.).
  40. Yasnitsky A. Revisionist revolution in Vygotskian science: Toward cultural-historical Gestalt psychology. Guest editor’s introduction. Journal of Russian and East European Psychology, 2012. Vol. 50, no. 4, pp. 3—15. DOI:10.2753/ rpo1061-0405500400.
  41. Yasnitsky A. Kurt Koffka: “U uzbekov EST’ illiuzii!” Zaochnaia polemika mezdhu Luriei i Koffkoi [Kurt Koffka: “Uzbeks DO HAVE illiusions!” The Luria-Koffka controversy]. PsyAnima, Dubna Psychological Journal, 2013. Vol. 6, no. 3, pp. 1—25. Available at: https://psyanima.su/jour nal/2013/3/2013n3a1/2013n3a1.pdf (Accessed 08.08.2021). (In Russ.).
  42. Yasnitsky A., Lamdan E. “In August of 1941”: Alexander Luria’s unknown letter to the USA in the light of revisionist revolution in the historiography of Russian psychology. Istoriya rossiyskoy psikhologii v litsakh: Daydzhest [Faces of the history of Russian psychology: A digest], 2017. No. 2, pp. 225— 292. (In Russ.).
  43. Yasnitsky A., van der Veer R., Ferrari M. (Eds.). The Cambridge handbook of cultural-historical psychology. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2014.
  44. Zavershneva E.Y. Zapisnye knizhki, zametki, nauchnye dnevniki L. S. Vygotskogo: rezul’taty issledovaniya semejnogo arhiva. Chast’ 1 [L. S. Vygotsky’s notebooks, notes, scientific notebooks: Family archive findings. Part 1]. Voprosy Psychologii = Questions of Psychology, 2008a. No. 1, pp. 132— 145. (In Russ.).
  45. Zavershneva, E.Y. Zapisnye knizhki, zametki, nauchnye dnevniki L. S. Vygotskogo: rezul’taty issledovaniya semejnogo arhiva. Chast’ 2 [L.S. Vygotsky’s notebooks, notes, scientific notebooks: Family archive findings. Part 2]. Voprosy Psychologii = Questions of Psychology, 2008b. No. 2, pp. 120— 136. (In Russ.).
  46. Zavershneva E.Y. Evrejskij vopros v neopublikovannyh rukopisjah L.S. Vygotskogo [The Jewish issue in L.S. Vygotskys unpublished manuscripts]. Voprosy Psychologii = Questions of Psychology, 2012а. No. 2, pp. 79—99. (In Russ.).
  47. Zavershneva E.Y. Investigating L.S. Vygotsky’s manuscript “The historical meaning of the crisis in psychology”. Journal of Russian and East European Psychology, 2012b. Vol. 50, no. 4, pp. 42—63. DOI:10.2753/RPO1061- 0405500402
  48. Zavershneva E.Y. “The Key to Human Psychology”. Commentary on L.S. Vygotsky’s notebook from the Zakharino Hospital (1926). Journal of Russian and East European Psychology, 2012c. Vol. 50, no, 4, pp. 16—41. DOI:10.2753/ RPO1061-0405500401
  49. Zavershneva E.Y. “Moljus’ o dare dushevnogo usilija”: mysli i nastroenija L.S. Vygotskogo v 1917—1918 gg. [“I pray for the gift of spiritual effort”: L.S. Vygotsky’s thoughts and moods in 1917—1918]. Voprosy Psychologii = Questions of Psychology, 2013. No. 3, pp. 125—142. (In Russ.).

Информация об авторах

Ахутина Татьяна Васильевна, доктор психологических наук, главный научный сотрудник лаборатории нейропсихологии факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8503-2495, e-mail: akhutina@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 612
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 288
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2