Игровые миры как способы бытия, созвучие голосов: почему так важно их создавать?*

333

Аннотация

В статье обсуждаются игровые миры исследовательской группы Playworld of Creative Research (PWCR). Игровые миры конструируются на основе относительно новой формы игры, которую можно охарактеризовать как сочетание взрослых форм творческого воображения (искусства, науки и т. д.), тре¬бующих обширного жизненного опыта, и детских форм творческого воображения (игры), предполагаю¬щих телесное проживание (embodiment) идей и эмоций в материальном мире. В игровых мирах взрослые и дети/подростки/люди старшего возраста оказываются в едином фантазийном пространстве, спроекти¬рованном для их совместного развития. С точки зрения PWCR, игровые миры и их изучение — это спо¬собы бытия. В данной статье мы описываем уникальные, ни на что не похожие игровые миры, которые мы искренне любим, с позиций исследователей, художников, учителей, детей, администраторов, а также выдуманных персонажей, участвующих в игровых мирах. Опираясь на слова великого писателя о любви к литературе, мы строим обсуждение игровых миров вокруг истины, времени, человеческого волшебства, бесконечных возможностей, веселья, а также рассуждаем об обогащении и укреплении (а значит, и о со-творении) реального в игровых мирах в Японии, Финляндии, Швеции и Соединенных Штатах.

Общая информация

* Статья посвящается памяти Пентти Хаккараинена, работами которого мы вдохновлялись и которого нам очень не хватает. Игровой мир творческого исследования (Playworld of Creative Research, PWCR) это коллектив, который изучает игровые миры через практики совместного участия. Соавтором данной статьи является Кори Годберг, член PWCR member. Основные авторы статьи — Роберт Лекусай, Анна Раинио и Бет Ферхолт; Соня Баумер, Кийотака Миядзаки и Моника Нильссон выступили младшими соавторами. Все фамилии в этих группах перечислены в алфавитном порядке.

Рубрика издания: Проблемы культурно-исторической и деятельностной психологии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2021170313

Благодарности. Авторы выражают признательность всем участникам игровых миров, чьи голоса и замечательные свидетельства остались за рамками данной статьи по причине ограниченного объема, но тем не менее были и остаются значимыми для нас в нашей дискуссии об игровых мирах.

Для цитаты: Ферхолт Б., Лекусай Р., Раинио А.П., Баумер С., Миядзаки К., Нильссон М., Коэн Л. Игровые миры как способы бытия, созвучие голосов: почему так важно их создавать? // Культурно-историческая психология. 2021. Том 17. № 3. С. 95–103. DOI: 10.17759/chp.2021170313

Литература

  1. Akerman T. The puppet as a metaphor. In Bernier, M., O’Hare, J. (Eds.), Puppetry in Education and Therapy, Unlocking Doors to the Mind and Heart. Indiana: Authorhouse, 2005.
  2. Baumer S., Ferholt B., Lecusay R. Promoting narrative competence through adult-child joint pretense: Lessons from the Scandinavian educational practice of playworld. Cognitive Development, 2005, no. 20, pp. 576—590.
  3. Cole M. The Distributed Literacy Consortium. The fifth dimension: An after-school program built on diversity. New York: Russell Sage Foundation Publications, 2006.
  4. Ferholt B. Adult and child development in adult-child joint play: the development of cognition, emotion, imagination and creativity in playworlds. 278 pp. Dissertation (Doctor of Philosophy in Communication) — University of California, San Diego, 2009.
  5. Ferholt B. A multiperspectival analysis of creative imagining: applying Vygotsky’s method of literary analysis to a playworld. In Connery, C., John-Steiner, V., Marjanovic- Shane, A. (Eds.), Vygotsky and creativity: a cultural-historical approach to play, meaning-making and the arts. Second edition. New York: Peter Lang, 2018.
  6. Ferholt B. A Case Study of a New York City Elementary School’s Adoption of the Playworld Activity. In M. Han, J.E. Johnson (Eds.), Play and Curriculum, Play and Culture Studies. Vol. 15, 11, pp. 29—46. Maryland: Hamilton Books, 2019.
  7. Göransson K., Nilholm C. Conceptual diversities and empirical shortcomings — A critical analysis of research on inclusive education. European Journal of Special Needs Education. 2014, Vol. 29, no. 3, pp. 265—280.
  8. Hakkarainen P. Narrative learning in the fifth dimension. Outlines: critical social studies. 2004, Vol. 6, no. 1, pp. 5—20.
  9. Isiguro H. Collaborative Play with Dramatization: An Afterschool Programme of ‘Playshop in a Japanese Early Childhood Setting. In Bruce, T., Hakkarainen, P., Bredikyte, M. (Eds.), The Routledge International Handbook of Early Childhood Play. New York: Taylor & Francis/Routledge, 2012.
  10. Lindqvist G. Från fakta till fantasi. Lund: Studentlitteratur, 1989. (In Swedish).
  11. Lindqvist G. Ensam i vida världen. Lund: Studentlitteratur, 1992. (In Swedish).
  12. Lindqvist G. The Aesthetics of Play: A Didactic Study of Play and Culture in Preschools. Acta Universitatis Upsaliensis. Uppsala studies in Education 62. 1995.
  13. Lindqvist G. Lekens möjligheter. Lund: Studentlitteratur, 1996. (In Swedish).
  14. Lindqvist G. Historia som tema och gestaltning. Lund: Studentlitteratur, 2000. (In Swedish).
  15. Lindqvist G. When small children play: how adults dramatize and children create meaning. Early Years. 2001a, Vol. 21, no. 1, pp. 7—14.
  16. Lindqvist G. The relationship between play and dance. Research in Dance Education. 2001b, Vol. 2, no. 1, pp. 41—53.
  17. Lindqvist G. Lek i skolan. Lund: Studentlitteratur, 2002. (In Swedish).
  18. Lindqvist G. Vygotsky’s theory of creativity. Creativity Research Journal. 2003, Vol. 15, no. 4, pp. 245—251.
  19. Marjanovic A. Dečji vrtić kao otvoreni sistem [Preschool as an open system]. Predškolsko dete [Preschool Child]. 1987, Vol. 1, no. 4, pp. 57—67. (In Serbian).
  20. Marjanovic-Shane A., Ferholt B., Miyazaki K., Nilsson M., Rainio A. P., Pesic M., Beljanski Ristic L. Playworlds: an art of development. In: Lobman, C. O’Neill, B. (Eds.), Play and Culture. New York: University Press of America, 2011
  21. Miyazaki K. Play and art in a Japanese early childhood setting. In Bruce, T., Hakkarainen, P., Bredikyte, M. (Eds.), The Routledge International Handbook of Early Childhood Play. New York: Routledge, 2017.
  22. Nilsson M., Ferholt B. Vygotsky’s theories of play, imagination and creativity in current practice: Gunilla Lindqvist’s ‘creative pedagogy of play’ in US kindergartens and Swedish Reggio-Emilia inspired preschools. Perspectiva, 2014, Vol. 32, no. 3, pp. 919—950.
  23. Nilsson M., Grankvist A-K., Johansson E., Thure J. Ferholt B. Lek, lärande och lycka: Lekande och utforskande i forskolin. [Play, learning and joy: Playing and exploring in preschool.] Malmo: Gleerups, 2018. (In Swedish).
  24. Rainio A.P. Developing the classroom as a figured world. Journal of Educational Change. 2008, Vol. 9, no. 4, pp. 357—364.
  25. Rainio A.P. Lionhearts of the Playworld: An Ethnographic Case Study of the Development of Agency in Play Pedagogy. Helsinki: University of Helsinki, Finland, 2010.
  26. Rainio A.P., Marjanovic-Shane A. From Ambivalence to Agency: Becoming an Author, an Actor and a hero in a Drama Workshop. Learning, Culture and Social Interaction. 2013, Vol. 2, pp. 111—125.
  27. Rushdie S. Ask Yourself Which Books You Truly Love, May 24, 2021, New York Times, (https://www.nytimes. com/2021/05/24/opinion/sunday/salman-rushdie-world-literature.html).
  28. Saki M., Miyazaki K. Hakken to Boken: Art to kyoudou suru Hoiku no tankyu [Discovery and adventure: Exploring the early childhood education collaborating with art]. Tokyo: Sosei-sha, 2015. (In Japanese).
  29. The Story of LCHC: A Polyphonic Autobiography (http://lchcautobio.ucsd.edu).
  30. Timmermans S., Tavory I. Theory Construction in Qualitative Research: From Grounded Theory to Abductive Analysis. Sociological Theory, 2012, 30(3), 167—186. (https:// doi.org/10.1177/0735275112457914)
  31. Vygotsky L.S. The Psychology of Art. Cambridge, MA: M.I.T. Press, 1971.
  32. Vygotsky L.S. Mind in society: the development of higher psychological processes. Cambridge: Harvard University Press, 1978.
  33. Vygotsky L.S. Thought and language. Cambridge, MA: MIT Press, 1986.
  34. Vygotsky L.S. Imagination and its Development in Childhood. In: Rieber, R.W., Carton, A. (Eds.), The collected works of L.S. Vygotsky. New York: Plenum Press, 1987.
  35. Vygotsky L.S. Imagination and creativity in childhood. Journal of Russian and East European Psychology. 2004’ Vol. 42, no. 1, p. 7—97.
  36. Watanabe R. Listening to the Voices of Dementia: The Therapist’s Teaching-Learning Process through Co- Construction of Narrative and the Triadic Relationship with Alzheimer’s Disease Sufferers. Oulu, 2016. (URL: http://urn. fi/urn:isbn:9789526211169 (02.06.2021))

Информация об авторах

Ферхолт Бет, PhD, доцент, Бруклинский колледж, Городской университет Нью-Йорка, Нью-Йорк, США, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4913-0474, e-mail: bferholt@gmail.com

Лекусай Роберт, PhD, доцент, Университет Сёдертёрна, Стокгольм, Швеция, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3353-6170, e-mail: robert.lecusay@sh.se

Раинио Анна Паулина, PhD, доцент, Хельсинский Университет, Хельсинки, Финляндия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3964-6648, e-mail: anna.rainio@helsinki.fi

Баумер Соня, PhD, адъюнкт-профессор, Университет Эллайант, Сан-Франциско, США, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9750-910X, e-mail: sbaumer@gmail.com

Миядзаки Кийотака, почетный профессор, Университет Васэда, Япония, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7037-4759, e-mail: miyasan@waseda.jp

Нильссон Моника, PhD, доцент, Университет Сёдертёрна, Стокгольм, Швеция, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9547-2892, e-mail: monica.nilsson@sh.se

Коэн Лучано, преподаватель актёрского мастерства, Бруклинский колледж, Городской университет Нью-Йорка, Нью-Йорк, США, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6853-3992, e-mail: lucianocohen@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 470
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 333
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 10