Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 100Рубрики 51Авторы 8582Ключевые слова 21029 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

23 место — направление «Психология»

1,006 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,484 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Анализ симбиотической привязанности у ребенка с тотальным мутизмом 1106

Бардышевская М.К., кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультетата психологии МГУ им. Ломоносова, Москва, Россия, marinabard@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению единичного редкого случая патологического симбиоза матери и девятилетней дочери, следствием которого стал тотальный мутизм у ребенка. Авторы представляют лонгитюдное исследование, проведенное методом включенного этологического наблюдения за взаимодействием в диаде как в процессе психотерапии, так и в естественной домашней среде. Подробно рассматривается семейная история и феноменология нарушений, а также проводится уровневый анализ патологического взаимодействия в диаде с использованием элементов психоаналитической интерпретации.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Введение

Наша пациентка, девочка девяти с половиной лет, страдает хроническим психозом эндогенной природы. Основными патологическими проявлениями к моменту обращения матери за психотерапевтической помощью являлись: 1) аутизм, 2) тотальное отсутствие речи — мутизм, а также 3) массивные нарушения произвольного поведения, в том числе навыков самообслуживания.

Психическое состояние матери также представляется грубо нарушенным. Ярче всего эти нарушения проявляются в извращенных формах ее заботы о дочери, где патология достигает психотического уровня. Вместе с тем, мать сохраняет поверхностную, хотя и неустойчивую адаптацию в областях, не связанных с эмоциональной коммуникацией, что позволяет расценивать ее нарушения как пограничные.

Одна из задач нашего исследования — попытка рассмотреть структуру и динамику хронического патологического симбиоза матери и дочери с точки зрения уровневой модели эмоциональной регуляции (Бардышев-ская, Лебединский, 2003). Предполагается, что в данном случае практически вся эмоциональная среда, реальная и символическая, с ее нагрузками и привлекательными стимулами, а также репертуар эмоциональных состояний и соответствующих им поведенческих паттернов строго заданы и жестко контролируются двумя членами диады, активность которых направлена, главным образом, на поддержание некого status quo1. Особое внимание уделялось нами способам модуляции, изменения кризисных (маниакальных, депрессивных) состояний, которыми пользовался каждый из партнеров по отношению к другому.

Отдельным вопросом исследования был вопрос о соотношении аути-стических и симбиотических состояний у девочки. Важно было понять, насколько механизмы сохранения симбиоза, препятствующие психическому развитию ребенка, способствуют возникновению и фиксации аути-стических состояний, за счет того, например, что они дают ребенку иллюзию выхода из симбиоза.

Конституциональные особенности ребенка, который не может самостоятельно поддерживать свое эмоциональное и психофизиологическое равновесие соответствующими его возрасту средствами, и особенности материнского поведения мамы пациентки, разрушающие «на корню» механизмы саморегуляции ребенка, будут обсуждаться специально.

В попытке ответить на эти вопросы настоящее исследование продолжает линию клинического изучения случаев эмоционально-личностного развития детей с тяжелыми психическими расстройствами неясной этиологии, проходящих интенсивную психотерапию (Klein, 1952; Winnicott, 1958; Mahler, 1968; Tustin, 1990; Беттельхейм, 2004).

Литература
  1. Вацлавик П., Бивин Дж., Джексон Д. Психология межличностных коммуникаций. СПб.: Речь, 2000.
  2. Верморель А. Быть или не быть? Значение травмирующих событий детского возраста для психоаналитического лечения // Французская психоаналитическая школа / Под ред. А.Жибо, А.В.Рассохина. СПб.: Питер, 2005. С. 362-383.
  3. Бардышевская М.К., Лебединский В.В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей. М.: УМК «Психология», 2003.
  4. Беттельхейм Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я. М.: Академический Проект; Традиция, 2004.
  5. Кестемберг Э. Фетишистское отношение к объекту (некоторые замечания). // Французская психоаналитическая школа / Под ред. А.Жибо, А.В.Рассохина. СПб.: Питер, 2005. С. 527-544.
  6. Лебединский В.В., Бардышевская М.К. Психология аномального развития ребенка: В 2 т. М.: ЧеРо ; Высш. шк. ; Изд-во Моек ун-та, 2002.
  7. НауриА. и др. Инцест или кровосмешение. М.: «Кстати», 2000.
  8. Потапова В.А. «Инцестуозность» в современной психоаналитической теории и практике // Российский психиатрический журнал, 2003, № 9.
  9. Ракамье П. Страдать и выживать в парадоксах // Французская психоаналитическая школа / Под ред. А.Жибо, А.В.Рассохина. СПб.: Питер, 2005. С. 544-556.
  10. Сельвини, Палаццоли М. и др. Парадокс и контрпарадокс: Новая модель семьи, вовлеченной в шизофреническое взаимодействие. М.: Когито-Центр, 2002.
  11. Bardyshevsky, M. The compensation of autistic features during a little boy’s second year: overcoming pain through the development of attachment. Infant Observation. Vol.2, no.l, October 1998. P. 40-57.
  12. Bick E. Notes on infant observation in psycho-analytic training // International Journal of Psycho-Analysis. 1964. 45. P. 558-66.
  13. Kafka J.S. Multiple Realities in Clinical Practice. New Haven, London: Yale University Press, 1989.
  14. Klein M. Some theoretical conclusions concerning the emotional life of the infant // The Writings of Melanie Klein. 1952. vol. 3, London: Hogarth, 1975.
  15. Mahler M.S. On Human Symbiosis and the Vicissitudes of Individuation. New York: International Universities Press, 1968.
  16. Rosenblum J.L., Moltz A. Symbiosis in Parental-Offspring Interactions / Ed. by J.L.Rosenblum. N.Y & L.: Plenum Press, 1983.
  17. Tustin F. (1990) The Protective Shell in Children and Adults. London: H. Karnac Books.
  18. Winnicott D.W. Transitional objects and transitional phenomena // Through Paediatrics to Psycho-Analysis, 1951; London: Tavistock 1958.
  19. Winnicott D.W. The Maturational Processes and the Facilitating Environment. New York: International Universities Press, 1965.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика