Консультативная психология и психотерапия
2007. Том 15. № 3
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
Совесть как феномен духа
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Философия, антропология, культура
Для цитаты: Герасимов С.А. Совесть как феномен духа // Консультативная психология и психотерапия. 2007. Том 15. № 3.
Фрагмент статьи
... Культ индивидуализма порождает безответственность человека в неограниченной свободе выбора, заглушает голос его совести, разрушая тем самым духовную основу личности. Можно согласиться с точкой зрения, что в наше время совесть начинает «восприниматься как консервативный механизм, не только мешающий достижению прагматических жизненных целей, удовлетворению дефицитарных потребностей, но и тормозящий самоактуализацию гуманистической личности. Ведь согласно современной гуманистической позиции объективные основания морали и нравственности отсутствуют» (Манеров, 2005). В этой ситуации велика роль наук о человеке, в том числе психологии. «Психология не должна пребывать бездуховной и бездушной, но реальная история говорит об ином: категории духа и души уже сто лет как разрабатываются отдельно от научной психологии. Между тем, двигаться далее... без включения в психологический аппарат этих категорий нельзя» (Братусъ, 1990, с.13).
Учитывая все вышеизложенное, мы считаем необходимым начать исследование базовой психологической и духовной категории совести в контексте поиска путей духовного возрождения личности. Мы предлагаем рассматривать вектор развития личности не столько в плоскости ее самоактуализации, сколько в принятии ею ответственности за свои каждодневные деяния и всю свою жизнь в целом, в соответствии с голосом совести.
Психологию в этом отношении могут интересовать два крупных вопроса: является ли совесть некой изначальной данностью для человека или она есть плод воспитания, и является ли совесть проявлением ума, чувств и воли человека или она есть самостоятельная сила?
Вряд ли можно согласиться с теми авторами, которые полагают, что совесть - это всего лишь знание о ней. Совесть является сложным интег-ративным феноменом человеческой души и духа. На уровне души она выступает частично как волевой акт и в то же время как элемент познания и чувствования. Совесть не только позволяет человеку различать добро и зло, но и обязывает его делать добро и избегать творить зло, сопровождая добрые действия чувством душевной радости и удовлетворения, а противные добру действия - чувством стыда и душевной муки. ...
Литература
- Андрей Лоргус, священник. Православная антропология. - М., 2003.
- Антоний Сурожский, митрополит. О совести // Человек перед Богом. - М, 2000.
- Бенедиктов ИМ. Совесть, грех и болезни человека. http://orthodox.etel.ru/Best/ Medic/sovest.htm
- Берлов В.И. Психологический словарь: реалистическое миропонимание. - Краснодар, 2001.
- Большой толковый психологический словарь I Ребер Артур. - М., 2000.
- Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопросы психологии. - 1990. -№ 6.
- Вернадский В.И. Из дневников 1919-1920гг. // Наука и жизнь. - 1988. - № 3.
- Всеволод Чаплин, протоиерей. Нравственность в Церкви и вне ее: православный взгляд в условиях меняющегося общества // Православное учение о человеке. - Москва; Клин, 2004.
- Гурьев Н.Д. Страсти и их воплощение в болезнях. - М., 2000.
- Дорофей, авва. Душеполезные поучения и послания. - Калуга, 1895. Репринтное издание. - М., 1991.
- Дюркхайм К. О двойственном происхождении человека. - СПб., 1992.
- Еременко A.M. История как событийность: В 2 т. Т.1. - Луганск, 2005.
- Зарин СМ. Аскетизм по православно-христианскому учению. - М., 1996.
- Игнатий Брянчанинов, святитель. Аскетические опыты. Т.1. - М., 1993.
- Кон КС. В поисках себя. - М., 1984.
- Лосский И.О. Ценность и бытие: Бог и Царство Божие как основа ценностей. -Харьков; М., 2000.
- Минеров В.X. Совесть: теоретическая плюралистичность и феноменологическое многообразие // Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. Сборник докладов Покровских чтений. 2004-2005 гг. - http:/ /pokrov-foram.ru/action/scien_pract_conf/ pokrov_ reading/sbornik_2004-2005/ txt/manerov.php.
- Медведев СВ. Совесть не дремлет! // Московские Новости. - 2007. - № 15.
- МилтсА.А. Совесть // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. - М., 1990.
- Ницше Ф. Сочинения. В 2 т. Т.2. - М., 1998.
- Ниязбаева КН. Экзистенциальные аспекты совести и ее воспитание // Достояние нации. - 2005. -№ 4.
- Нойманн Э. Глубинная психология и новая этика. - СПб., 1999.
- Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах: Т.2. - СПб.: Изд. П.П.Сойкина. Репринтное издание. - М., 1992.
- Савва, схиигумен. Опыт построения истинного миросозерцания. - М., 2001.
- Слободчиков В.И, Исаев Е.И Психология развития человека. - М., 2000.
- Ухтомский А.А. Интуиция совести. - СПб., 1996.
- Филарет Вознесенский, игумен. Конспект по нравственному богословию. - М, 1990.
- Флоренская Т.А. Мир дома твоего. Тело, Душа и Дух // Духовно-нравственное воспитание. - 2001. - № 2.
- Франкл В. Духовность, свобода, ответственность // Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. и общая редакция А.А.Реана. - СПб., 2000.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.
- Фромм Э. Психоанализ и этика. - М., 1993.
- Чернавский Д.С. Синергетика и информация. Динамическая теория информации. - М., 2004.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1782
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 14
Скачиваний
Всего: 1353
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 8