Индивидуальность, саморегуляция, гармония

1546

Аннотация

Автор предпринимает масштабное многоплановое исследование, призванное определить соотношение таких важных психологический понятий, как «индивид», «субъект», «личность», «личностность», «индивидуальность» и др., которые на методологическом уровне по сей день остаются в психологии до конца не продуманными. В работе предпринимается попытка не только очертить каждое из этих понятий, но и выстроить систему их соотношений. Выбирая берновскую схему «Ребенок-Родитель-Взрослый», автор по-новому рассматривает идею принципиальной внутренней диалогичности сознания и открывает возможности обсуждения ряда конкретных проблем, в частности, – проблемы саморегуляции. Экспериментальное исследование саморегуляции, проведенное на основе предложенных теоретических конструкций, позволило автору статьи сформулировать своего рода «золотое правило гармонии» во взаимоотношениях человека с миром.

Общая информация

Ключевые слова: индивидуальность, субъект, личность, саморегуляция, внутренний диалог

Рубрика издания: Теория и методология

Для цитаты: Петровский В.А. Индивидуальность, саморегуляция, гармония // Консультативная психология и психотерапия. 2008. Том 16. № 1.

Фрагмент статьи

“Индивид”, “субъект”, “личность”: нужна ли психология“ на троих ”?

В этом броском и остроумном высказывании, принадлежащем В.П.Зинченко, я слышу грустную для себя ноту: «А нужна ли вообще дискуссия о том, как понимать эти термины?», «Стоит ли, как говаривал Г.П. Щедровицкий, огород городить вокруг трех выше упомянутых понятий: индивид, субъект, личность, да еще и добавлять к ним четвертое – индивидуальность?!» Мне не кажется вдохновляющей перспектива перелицовывать старые термины, поддаваться очарованию новых. Я не буду включаться в дискурс, побуждаемый едким вопросом.

Подчеркну другое.

Говоря о сегодняшнем дне «психологии личности» на Российских просторах, замечаешь: интересы коллег все чаще ограничиваются контурами условного квадрата, четыре вершины которого: «психография» (то есть сбор и, часто, терминологическое кодирование эмпирических фактов), «психософия» (глубокие размышления о душе, необязательно религиозные), «психофилия» (любовь ко всему загадочному, необычному в психической жизни) и широкомасштабное «психотворчество» (попытки реализовать старый проект инженерии человеческих душ). Психология личности среди этих исканий занимает не столь уж видное место. Долгое время в общей психологии царила «методология», совокупность подходов, так и не породивших теории. Да и сейчас, в силу непобедимой силы инерции, методология – все еще затянувшиеся роды теории.

Но теоретические разработки все-таки существуют, требуя уточнения своих базовых терминов. Несмотря на предупреждающие знаки: «копать нельзя», «крутой поворот», «проезд запрещен», у некоторых исследователей еще, как ни странно, сохраняется интерес к экспериментальным разработкам в области психологии личности, – разработкам, строящимся на новых теоретических основаниях.

Эта статья затрагивает проблему индивидуальности в контексте мультисубъектной теории личности (Петровский В.А., 1981; 1996; 2006). В данной теории представлены такие понятия, как «индивид», «субъект», «личность», «личностность», «индивидуальность» и др. Как они соотносятся? Постановка этого вопроса значима для обсуждения ряда конкретных проблем, и, в частности, – проблемы саморегуляции индивида, что придает вполне «земной» смысл нашим теоретическим исканиям и дискуссиям.

Литература

  1. Анисимова М.В. Внутренний диалог в решении творческой задачи. Диплом работа ст. 4 курса факультета психологии кафедра психологии личности, МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003.
  2. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности: Методологические аспекты развития личности в историко-эволюционном процессе. – Москва: Изд-во МГУ, 1986а.
  3. Адамович Г. Зинаида Гиппиус. // Зинаида Гиппиус. Живые лица. Санкт-Петербург. Изд. «Азбука-классика», 2004
  4. Белинская Е.П. Человек в изменяющемся мире – социально-психологическая перспектива. «Прометей». МПГУ, 2005
  5. Берн Э. Транзактный анализ в психотерапии. М., 2001
  6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. – Екатеринбург: 2004.
  7. Джойнс В., Стюарт Я. Современный транзактный анализ. СПб.: Социально-психологический центр, 1996.
  8. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.:Наука,1980.
  9. Конопкин О.А., Моросанова В.И. Структурно-функциональный подход к исследованию саморегуляции произвольной активности человека // Московская психологическая школа: История и современность /Под общей редакцией В.В. Рубцова. М.: Психологический институт РАО, Московский городской психолого-педагогический университет, 2004. Т.1 Кн.1: Фундаментальные проблемы общей психологии. 448с./ С.421 431.
  10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
  11. Лепский В.Е. Проблемы субъектов в постнеклассической науке / Препринт под ред. В.И.Аршинова и В.Е.Лепского – М.: Когито-Центр. 2007.
  12. Лефевр В.А. Алгебра совести. М., 2004.
  13. Лефевр В.А. В. Космический субъект. М.: Ин-кварто 1996.
  14. Максимова С.В. Творчество: созидание или деструкция? – М., Академический проект, 2006.
  15. Маркина Н.М. Соотношение ситуативной и надситуативной активности одаренных учащихся. Автореферат на соиск. уч. ст. к. пс. наук, 2003
  16. Митина О.В., Петровский В.А. Нетривиальность научного факта и психологическая экспертиза психологов как экспертов // Мир психологии. N4, 2001.
  17. Митина О.В., Петровский В.А. Транзактная модель рефлексивного выбора: опыт эмпирического обоснования // Образование и наука. Российская научно-методическая конференция 6-7 февраля 2004 г.: Сборник статей. Самара, 2004. С. 138 – 145.
  18. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции, М., 1998
  19. Моросанова В.И. Субъект и личность в исследованиях осознанной саморегуляции произвольной активности человека (Введение) // Личностные и когнитивные аспекты саморегуляции деятельности человека / Под ред. В.И.Моросановой. М.: ПИРАО. 2006. . 320с. С.3-10.
  20. Петровский А.В., Петровский В.А. Категориальная система психологии // Вопросы психологии. 2000, N5.
  21. Петровский В.А. К психологии активности личности //Вопросы психологии, N3, 1975.
  22. Петровский В.А. Активность как «надситуативная деятельность»: Тез. научных сообщений советских психологов к XX1 Международному психологическому конгрессу. М., 1976.
  23. Петровский В.А. К пониманию личности в психологии // Вопросы психологии, 1981, N 2.
  24. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: Горбунок, 1992.
  25. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов на/Д: Феникс, 1996.
  26. Петровский В.А. Метасловарь транзактного анализа (предисловие) // Берн Э. Транзактный анализ в психотерапии. М., 2001.
  27. Петровский В.А. Транзактная модель рефлексивного выбора. Рефлексивные процессы и управление: Тез. III Международного симпозиума. М., 2001а.
  28. Петровский В.А. Модель рефлексивного выбора: транзактная версия. (июль 2002) (рукопись, см. www.petrowskiy.ru).
  29. Петровский В.А. "Эго-состояния" и готовность к рефлексивному выбору: Тез. конференции по практической психологии // Ежегодник Российского психологического общества: Психология и ее приложения. М. 2002а. вып. 9.
  30. Петровский В.А. Метаимпликативная модель экзистенциального выбора. // Известия самарского научного центра Российской академии наук. Специальный выпуск «Актуальные проблемы психологии. Самарский регион». Самарский научный центр РАН, 2002б.
  31. Петровский В.А. Мультисубъектная персонология: Сб. трудов конференции Института экзистенциальной психологии и жизнетворчества. М., 2004. – 0,8 п.л.
  32. Петровский В.А., Таран Т.А. Модель рефлексивного выбора: транзактная версия // КИИ-2002. VIII национальная конференция по искусственному интеллекту с международным участием: Тр. конференции. Т. 1. М.: Физматлит, 2002.
  33. Петровский В.А., Т.А. Тунгусова Т.А. Влияние прогноза на развитие событий. Экспериментальные методы исследования личности в коллективе. Ч.1. Даугавпилс, 1985.
  34. Петровский В.А. Уровень трудности задачи: метаимпликативная модель мотивации выбора. // Психологический журнал. М., N 1, 2006
  35. Петровский В.А. Импликация: экспликация имплицитного // Рефлексивные процессы и управление. М., 2006
  36. Пословицы русского народа. Сборник В. Даля. Государственное издательство художественной литературы. Москва 1957
  37. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. Москва, 1973. С. 337
  38. Таран Т.А. Многозначные булевы модели рефлексивного выбора //Рефлексивное управление / Сборник статей. – М., Изд-во «Институт психологии РАН», 2000, с. 122 – 132.
  39. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 тт. / Под ред. Б.М.Величковского. М.: Педагогика, 1986.
  40. Худышева М.К. Условия становления личностной состоятельности будущего профессионала. Автореферат дисс. на соиск. уч. степени к. пс. н., Москва – 2004
  41. Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. Москва, Логос. 2006
  42. Atkinson J.W. Motivational determinants of risk-taking behavior // Psychological Review. 1957 N 64.
  43. Atkinson J.W. An Introduction to Motivation. N. J.: Princeton, 1964.

Информация об авторах

Петровский Вадим Артурович, доктор психологических наук, профессор, департамент психологии, факультет социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5931-0738, e-mail: petrowskiy@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2563
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 1546
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 9