Два типа религиозно-ориентированной психотерапии

509

Аннотация

Статья посвящена дифференциации двух типов религиозно-ориентированной психотерапии: «закрытой», основа которой состоит в реализации запроса клиента без вовлечения его личности – через ритуал, обряд, инициацию; и «открытой», при которой практикующие специалисты апеллируют к самой возможности веры, принимая во внимание духовное измерение человеческой личности.

Общая информация

Рубрика издания: Психология веры, христианская психология и психотерапия

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Белорусов С.А. Два типа религиозно-ориентированной психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. 2008. Том 16. № 3. С. 74–82.

Фрагмент статьи

Недавно мне довелось провести отпуск в Китае. На излюбленном российскими туристами тропическом острове Хайнань есть примечательное место. Оно, в рамках посткоммунистического дискурса, именуется «Культурный центр Наньшань», но в расписаниях экскурсий обозначается как «Буддийский центр» и не испытывает недостатка в посетителях, хотя создано практически с нуля в течение десяти последних лет.

Это огромный парк с ухоженными рощами, озерами и местами специфического уединения – домиками на деревьях для аскетической и эстетической медитации по цене 50 долларов в сутки, с негласным девизом: почувствуй себя на это время буддийским монахом. Это – обилие кумирен и прочих культовых помещений в русле китайско-буддийской традиции.

Неторопливый экскурсионный автобус перевозит шумных паломников от одного «священного» аттракциона к другому. В одном павильоне можно и зажечь благовония перед статуей улыбающегося толстяка Хотея, и предложить свечку устрашающему демону. Затем – площадка ритуального кормления голубей. За нею – сквер 140 колоколов, к каждому из которых следует прикоснуться. Далее – павильон, где организованным группам предлагаются процедуры дружного перепрыгивания через светящиеся в полу полоски. При выполнении этого задания группа допускается к стене исполнения желаний, где в выбранные цели-мишени, например, «найти жениха», «здоровье детей», «материальное благополучие», принято бросать монетки. Оттуда – вход к скульптуре дракона, причем прикосновение к его хвосту приводит к тому, что «вы не будете никогда уставать», а пребывание под брызгами фонтана из пасти должно привести к «защите от неприятностей».

Этот своеобразный «парк Горького духовных аттракционов» является в высшей степени востребованным, как туристами, так и местным населением. И вдумаемся, почему? Что здесь происходит? Несомненно, все устройство его отвечает эстетическим потребностям человека, но ведь это место претендует быть духовным центром, и по просветленным и довольным лицам выходящих оттуда можно заключить, что удовлетворение неких «духовных» потребностей имело место. Попробуем понять, как же это происходит.

Во-первых, здесь сделано все, чтобы создать атмосферу «сакральности». Этому служат архаические символы, тихие медитативные напевы из искусно замаскированных колонок, впечатляющие статуи, система табу на вхождение в определенные зоны и тому подобное. Тем самым достигается особый настрой, «вырывающий из повседневности», своего рода готовность к трансовому состоянию той или иной степени глубины, в зависимости от впечатлительности посетителя, или, уже можно сказать, клиента – потребителя магических услуг.

Затем, клиент побуждается выстроить свои приоритеты и пройти символический ритуал, включающий определенные телодвижения, прикосновения, жертвоприношения. Можно предположить, что в процессе выполнения ритуала, который обязательно подкреплен процедурой отдачи чего-либо (как правило, символической денежной суммы), происходит то, что в парадигме НЛП именуется «якорение», то есть та или иная цель связывается с кинестетической – визуальной – аудиальной системой восприятия, и в когнитивной сфере образуется условно-рефлекторная связь: если ты что-то сделал для обретения желаемого, то возрастает убежденность в вероятности этого обретения.

Клиент покидает «духовный аттракцион» в эйфории умножившейся надежды. Все это в целом мы и можем именовать «закрытой» разновидностью религиозно-ориентированной психотерапии, правда, с известной долей условности, хотя бы потому, что психотерапия, несомненно, здесь присутствует, ритуалистическая «духовность» тоже, а вот религия – нет.

Не будем превозноситься и обольщаться религиозным и культурным превосходством. Когда наши клиенты говорят: «Да, я не особенно верующий, но могу зайти в церковь и поставить свечку», они описывают работу того же самого механизма.

Информация об авторах

Белорусов Сергей Анатольевич, зав. отделением клинической психотерапии и мед. психологии поликлиники Медросконтракт, Москва, Россия, e-mail: dokbell@chat.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 995
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 509
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0