Терапевтическая община в России: мы готовы делиться опытом

410

Аннотация

В статье рассказывается об опыте работы терапевтической общины наркозависимых, действующей уже несколько лет в Москве и Московской области при благотворительном фонде «Старый Свет». Автор подчеркивает, что исцеление человека от зависимостей возможно лишь в результате личностных изменений, происходящих в результате упорной работы на основе духовного, христианского подхода к человеку. В тексте последовательно описываются все этапы этой работы, осуществляемой в терапевтической общине, обосновываются правила и приемы, задающие контекст общинной жизни, подводятся предварительные итоги проделанной в общине работы.

Общая информация

Рубрика издания: Мастерская и методы

Для цитаты: Зернов А.В. Терапевтическая община в России: мы готовы делиться опытом // Консультативная психология и психотерапия. 2008. Том 16. № 3. С. 133–144.

Полный текст

 

 

В современной России проблема наркомании, алкоголизма и тесно связанная с ними эпидемия ВИЧ-инфекции приобрели масштаб социальной катастрофы. Отношение Православной Церкви к этим бедствиям выражено в Социальной концепции РПЦ:

«Основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных или наркотических иллюзий — это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Наркомания и алкоголизм становятся проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но всего общества. Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов. С пастырским состраданием относясь к жертвам пьянства и наркомании, Церковь предлагает им духовную поддержку в преодолении порока. Не отрицая необходимости медицинской помощи на острых стадиях наркомании, Церковь уделяет особое внимание профилактике и реабилитации, наиболее эффективным при сознательном вовлечении страждущих в евхаристическую и общинную жизнь» (XI.6).

Практика показывает, что, хотя по поводу этих проблем везде, в том числе и в церковных приходах, говорить стали все чаще и чаще, однако, чтобы изменить ситуацию, необходимы координированные усилия всей Церкви и всего общества: явления такого масштаба можно надеяться преодолеть лишь столь же масштабными мерами. Речь идет о необходимости действенного подхода к душепопечению и реабилитации людей, зависимых от алкоголя и наркотиков. Здесь нужен опыт и самоотверженная, не для галочки, работа.

В 1992 году была создана, и до сего дня продолжает действовать, амбулаторная реабилитационная программа «Старый Свет». Ее руководитель, Евгений Проценко, психолог по образованию, пришел в наркологию в 1986 году. Увидев, что медицина оказывается беспомощной в борьбе с алкоголизмом и наркоманией, он направил свои усилия на то, чтобы выяснить, что же можно сделать. Тщательное изучение опыта других стран в этой области показало, что выход есть — трудный, требующий долговременных усилий, как от самого пациента, так и от помогающих ему в этом людей. А поскольку проблема зависимости, затрагивающая все аспекты жизни человека, имеет духовные корни, то в ее решении по-настоящему эффективен лишь духовный подход.

Конечно, многим наркоманам хотелось бы отлежать недельку в больнице, а еще лучше — просто съесть какую-нибудь таблетку, и сделаться здоровым. Еще больше такого результата хотелось бы их родственникам и окружению. Поврежденная, удобопреклонная ко греху человеческая природа порождает подобные «магические» ожидания, в том числе и от медицины. Разве не то же самое всю жизнь делают люди, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками: они пытаются уйти от проблем, «решив» их мгновенно? Трудность настоящего выхода из состояния зависимости заключается в том, что это путь, а не рецепт.

В мире уже существуют примеры решения проблемы зависимости, причем каждая из успешно работающих схем реабилитации представляет собой тот или иной вариант терапевтического сообщества, то есть сообщества, где участники работают с личностными проблемами в тесном взаимодействии и служении друг другу, реализуя принцип «помогая другим — помогаешь себе». При этом происходят глубинные изменения личности, в том числе системы ее ценностей, человек лучше узнает себя, приобретает опыт осознания своих ошибок и опыт честных действий по их исправлению. Для христианина очевидно, что такая работа может быть успешной лишь с Божьей помощью, когда люди сознательно обращаются за ней. Надо заметить, однако, что даже нерелигиозные варианты терапевтических сообществ, в которых не предполагается прямое обращение к Творцу, оказываются эффективнее традиционных медицинских или психотерапевтических подходов, потому что, живя в таких сообществах, человек, во взаимодействии с окружающими, вынужден постепенно обнаруживать и решать свои наиболее глубокие проблемы, связанные со смыслом существования. А Бог, по обетованию Своему («где двое или трое соберутся во имя Мое, там и Я среди них»), в таких поисках всегда приходит на помощь. Тот же фактор общинности помогал добиваться неплохих результатов существовавшим еще в дореволюционной России православным «обществам трезвости». Можно с уверенностью сказать, что любой из существующих сегодня подходов к решению проблем наркомании и алкоголизма (системы американских общин для наркоманов «Дэйтоп», «Синанон», польские «Монары», итальянские «Ченаколо», «CEIS» и др.) эффективен настолько, насколько он явно или неявно опирается на фактор человеческой общности.

В программе «Старый Свет» использован мировой опыт, но в православном прочтении. Это означает, что главная цель такой работы — помочь людям, страдающим наркоманией и алкоголизмом, в том числе ВИЧ-инфицированным, найти Бога и смысл своей жизни, преодолеть зависимость, восстановить здоровые социальные и семейные связи, приобрести навыки труда и здоровой жизни в обществе, глубже познакомиться с православной духовностью и образом жизни.

В нашем понимании это возможно лишь через создание общинной среды, способной быть целительной почвой для реабилитации зависимости. Задачи такой среды — организовать осмысленный труд, обучение и просвещение включенных в нее людей, помочь им увидеть свое состояние как сложный комплекс греха и болезни души, тела и духа, противостоять которому можно только через возрождение души в покаянии, через обращение от греха к жизни, наполненной Божественной благодатью.

Важно познакомить зависимого с имеющимся в Церкви богатством средств духовного исцеления, чтобы затем он постепенно смог по-настоящему увидеть глубину своего падения, принял свое бессилие изменить жизнь без помощи Божией, а вслед за этим увидел возможность обратиться за помощью к Господу и попытался всерьез, по-настоящему сделать это. Преодолению внутренних препятствий, зачастую мешающих зависимому человеку в его отношениях с Богом, помогает работа над глубоким исследованием всей своей прошлой жизни. Результаты такого исследования человек затем облекает в форму исповеди перед Богом и кем-то из людей, которым он доверят (как правило, этим человеком бывает священник). Задачи дальнейшей работы — содействовать принятию реабилитирующимися решения позволить Богу избавить их от недугов и недостатков, а затем в исправлении ими причиненного себе и ближним ущерба (прежде всего — через служение). В нашем понимании реабилитации важно познакомить зависимого человека с основами православного вероучения, чтобы помочь ему сделать сознательный выбор и обеспечить ему возможность вхождения в жизнь Церкви.

Первоначально предполагалось, что продолжительность реабилитационного курса будет составлять около полугода. Но по ходу работы выяснилось, что для того, чтобы начались серьезные изменения личности, необходимо гораздо больше времени. На собственном опыте мы получили подтверждение факта, уже хорошо известного специалистам в других странах: для решения базовых личностных проблем, то есть, проблем, связанных с искаженным отношением к другим людям, к Богу и к самим себе, требуется не менее двух лет. Психологи и специалисты в области зависимости по-разному формулируют личностные проблемы зависимого человека, но все, так или иначе, связывают их с искажениями самооценки, закрытостью в общении с другими людьми, страхами перед жизнью в целом и ее различными аспектами, отсутствием настоящего смысла в жизни. Понятно, что решение столь глубоких проблем невозможно найти в одночасье.

До последнего времени амбулаторная программа работала интенсивно — шесть вечеров в неделю по три часа, плюс индивидуальные консультации. В рамках этой программы удавалось помочь многим ал­когольно-зависимым, были и наркоманы, но значительно меньше. Дело в том, что даже такая степень интенсивности для большинства нарко- зависимых недостаточна. Им зачастую невозможно начать выздоровление без долгосрочной реабилитации в стационарных условиях — такова специфика этого вида зависимости. И дело здесь не в разнице между алкоголизмом и наркоманией (все виды зависимости сходны по духовному и психологическому содержанию), причины, скорее, социального характера. Инъекционные наркоманы — это в массе своей молодежь, ребята, захваченные болезнью в период своего становления в обществе, в результате чего они просто не успевают выработать навыков здорового взаимодействия с окружающими. Надо учиться ответственности, адекватному выражению эмоций, умению признавать свою неправоту, спокойно переживать успехи и неуспехи — всему тому, чем зрелый человек отличается от ребенка. Достичь таких целей в одиночку невозможно — необходимы условия постоянного, круглые сутки, взаимодействия людей, объединенных общими целями и проблемами. Так что скоро стала очевидной потребность в реабилитационном центре стационарного проживания.

С лета 2003 года при храме Покрова Пресвятой Богородицы в селе Ерино Подольского района Московской области начал работу мужской реабилитационный центр длительного проживания. В то время центр представлял собой недостроенный двухэтажный дом, состоявший только из стен, крыши и пола, интерьер исчерпывался сложенными в кучи досками и утеплителем — минеральной ватой. Поэтому будущие обитатели дома, реабилитанты, стали строителями и благоустроителя­ми помещения. Сейчас освоены для жилья и работы два этажа, на очереди — чердачное помещение, которое планируется перестроить в мезонин и утеплить. В сентябре 2006 года в центре, благодаря спонсорам, заработал водопровод из вырытого собственными руками колодца, появилась канализация.

Активное участие в создании этого центра, как и в предыдущей работе Христианского общественного благотворительного фонда «Старый Свет», созданного для обеспечения реабилитационной деятельности, принимал протоиерей Евгений Генинг, бывший до недавнего времени настоятелем прихода Покровского храма села Ерино. Многие другие священнослужители также деятельно участвовали и продолжают участвовать в работе «Старого Света»: это, например, нынешний епископ Венский Илларион (Алфеев), в то время бывший еще клириком московского храма св. вмч. Екатерины, о. Христофор Хилл из того же храма, московские и подмосковные священники о. Роман Сыркин, о. Алексий Антоновский, о. Кирилл Каледа и другие.

Со времени открытия центра фокус внимания организаторов программы постепенно переместился на него. Амбулаторная программа по- прежнему продолжает работу, но уже в менее плотном графике — три раза в неделю, два из которых к участникам амбулаторной программы присоединяются обитатели стационара.

Работает центр по принципу терапевтической общины, и может принимать до девяти-десяти (в ближайшем будущем — до 18) пациентов одновременно. Большинство обращающихся в центр имеют возраст от двадцати трех до тридцати лет, разброс возрастов составляет от восемнадцати (в центр принимаются только совершеннолетние) до сорока девяти лет.

Процесс реабилитации в центре состоит из нескольких этапов. Первый этап — мотивационный — начинается уже с момента обращения к специалистам центра за помощью. Для того, чтобы записаться на очередь в центр, желающему необходимо составить и прислать координатору центра свою подробную «историю болезни», которая затем обсуждается на собрании всего терапевтического сообщества. По результатам этого обсуждения принимается решение о возможности приглашения данного кандидата в центр.

Бывает, что желающим приехать в центр приходится отказывать, если, например, из того, что человек о себе пишет и говорит в предварительных беседах, становится ясно, что его собственная мотивация к выздоровлению еще слаба. Это, как правило, касается тех случаев, когда «вылечить» свое чадо очень хотят родители или другие родственники, а чадо соглашается — «лишь бы отстали». Иногда ситуация в центре не позволяет пригласить человека прямо сейчас, а ему объективно нужна «скорая помощь». В таких случаях мы рекомендуем человеку другие реабилитационные программы, причем только те, с работой которых мы хорошо знакомы, и которым мы доверяем.

Когда предварительное согласие сообщества получено, кандидату отправляются подробные правила и описание условий жизни в центре, и, если он их принимает, то его ставят на очередь. В ожидании места, которое может продолжаться не один месяц, кандидат должен регулярно, строго в назначенное время, звонить координатору, чтобы подтверждать свое решение. Смысл этого в том, чтобы в центр не приезжали случайные, праздно настроенные люди. А когда новичок прибывает, ему предстоит пройти период испытательного срока, усердием доказывая свою готовность.

Могут возникнуть вопросы: «Зачем нужен такой отбор? И какой наркоман сможет выполнить столь строгие условия?». Однако выполняют их именно те, кто готов принимать помощь. Бог создал человека свободным в выборе, а это значит, что как бы мы ни хотели кому-то помочь, мы будем бессильны, пока человек сам не решится на перемены. Эта решимость должна быть честной, что не всегда легко распознать, поскольку зависимый человек склонен к лукавству с самим собой: ему кажется, что он решил выздоравливать, а в действительности это что-то иное. Например, наркоман, которого выгнали из дома, — пока на дворе зима, он живет в центре и старательно выполняет все правила, но наступает весна, и он возвращается к прежней жизни. Нам ни в коем случае нельзя допустить, чтобы реабилитационный центр стал «домом отдыха» для желающих отсидеться и переждать, — если такие настроения станут преобладающими у жителей центра, это окажется губительным для них всех.

На следующих этапах реабилитации ключевыми понятиями являются «ответственность» и «инициатива». Если в первые годы работы центра там постоянно жил сотрудник программы — администратор, контролирующий все аспекты жизнедеятельности общины, то теперь — опять на основе собственного опыта — мы пришли к тому, что значительная степень самостоятельности полезна для выздоравливающих ребят. Роль координатора в повседневной жизни теперь выполняет один из них, являющийся «старшим по центру». Он занимается оперативным планированием работ, отвечает за соблюдение распорядка и правил проживания в общине. С ним согласовывают свои действия остальные участники реабилитации, у каждого из которых тоже есть своя зона ответственности, например, гигиена и санитария, питание, автотранспорт, инструмент, уход за животными и т.п.

Успешно прошедший испытательный срок становится новичком. Его задачей является, получив знания о природе зависимости, осознать последствия своего пристрастия к наркотикам и сопоставить это с теми целями, к которым он стремился в своей жизни. Для этого он выполняет различные письменные задания, анализируя собственные поступки в прошлом и настоящем, планируя ближайшее будущее и т.п. Результаты такой работы затем обсуждаются сообществом. Также он обязан освоить одну из рабочих функций и взять на себя ответственность за ее выполнение. На этом этапе, продолжительность которого обычно составляет около трех месяцев, человек должен полноценно включиться в жизнь общины.

Если новичок выполнил все задачи своей фазы, то после обсуждения на общем собрании его переводят в «жители». Задача «жителя» — получить представление о духовных основах выздоровления и начать применять их в жизни, стремясь проявлять доверие к другим людям и Богу. Обыкновенно именно на этом этапе ребята решаются (многие — впервые в жизни) начать принимать участие в богослужениях и таинствах Церкви, начинают исповедоваться и причащаться. Некоторые из них, бывшие раньше некрещеными, принимают крещение.

По времени фаза «жителя» занимает от четырех до восьми месяцев. Многие ребята, к сожалению, на этом и останавливаются. Они считают, что полученных знаний и навыков им достаточно, чтобы сохранять трезвость, и уходят «в свободное плавание». И, хотя большинству из них действительно удается довольно долго (от нескольких месяцев до нескольких лет) оставаться трезвыми, некоторые, тем не менее, быстро срываются, потому что для прочной трезвости требуется продолжение серьезной работы по выздоровлению.

За четыре года деятельности центра в нем побывало около пятидесяти реабилитантов, многие из которых доныне остаются трезвыми, не употребляющими ни наркотики, ни алкоголь людьми, способными самостоятельно продолжать выздоровление. Это возможно, но вне центра делать это неизмеримо труднее.

Дважды в неделю в центре проходят рабочие планерки с участием всех участников реабилитации, консультантов и директора центра, во время которых происходит отчет за прошедшие дни, корректируется и утверждается разработанный самими реабилитантами план работы, а также обсуждаются проблемы, в которых ребята не смогли разобраться самостоятельно.

Также дважды в неделю насельники центра приезжают в Москву на совместные занятия с участниками амбулаторной программы. На этих занятиях, в форме тренингов, лекций и бесед, ребята получают необходимые знания о зависимости и путях выздоровления, причем в обсуждении эти знания оживляются примерами из их собственной жизни. Происходит постепенное налаживание взаимодействия обитателей центра с «внешним миром», формирование у всех участников навыков здорового, открытого и доверительного общения с другими людьми.

По воскресеньям и церковным праздникам жители центра могут участвовать в литургии в Покровском храме. И хотя это не является обязательным, большинство жителей со временем начинают исповедоваться и причащаться. Надо заметить, что обсуждение вопросов веры в Бога, доверия Ему и необходимости вверить Ему свою жизнь лежат в основе концепции выздоровления, используемой в нашем центре. Мы полагаем, что именно осознанное — а не суеверное, построенное на страхах — отношение человека к Богу, осмысленное вхождение в Его Церковь являются важнейшими факторами эффективности «терапевтического сообщества» и наиболее существенными условиями выздоровления.

На возникающие у ребят вопросы всегда готов ответить настоятель храма священник Андрей Дерягин. Для прихожан храма он проводит беседы о Православии, в которых обязательно участвуют и наши реабили- танты. Кроме того, специально для них уставщик Троицкого Собора г. Подольска Алексей Иванович Казаков еженедельно проводит занятия, на которых могут обсуждаться самые разные вопросы, связанные с церковной жизнью. Это способствует осознанному воцерковлению, помогает не исключать разум из этого процесса, предупреждает возникновение в еще неокрепших душах фанатических настроений, нетерпимости, обрядоверия, которые нередко становятся серьезными препятствиями для здоровых отношений с Богом, религией и Церковью.

Каждое утро и каждый вечер в распорядке дня центра — общая молитва, на которой сначала читается евангельский отрывок, выбранный согласно богослужебному календарю и некоторые святоотеческие молитвы, а затем жители центра вслух обращаются к Богу своими словами. Молясь вместе, они день за днем преодолевают закрытость по отношению друг к другу и к Богу, что важно для выхода из внутреннего одиночества, которое разрушительно для любого человека, а для наркомана и алкоголика, являясь одной из причин употребления наркотиков и алкоголя, просто губительно. Разумеется, эта общая молитва не исключает молитвы индивидуальной. Кто-то из жителей читает утреннее и вечернее молитвенное правило, постоянно молится в течение дня, а кто-то, кому еще не понятен смысл непрестанной молитвы и молитвенных правил, выстраивает свой личный разговор с Господом так, как он сегодня способен.

Очень важное значение имеют регулярные занятия, которые углубляют знакомство участников со Словом Божьим. Они состоят в последовательном чтении и осмыслении глав Нового Завета, отрывков из святоотеческой литературы, произведений известных церковных авторов. Собравшиеся пытаются приложить изучаемое к своей жизни и делятся своими мыслями по этому поводу с остальными.

По окончании так называемого «базового цикла реабилитации», включающего в себя фазы «кандидата», «новичка» и «жителя», у участников есть возможность перейти на новый уровень ответственности — цикл с названием «узнай себя в служении». Этот этап необходим для понимания того, что такое качество трезвости, и его обретения через служение и глубокое исследование и осознание своих недостатков. Он делится на две фазы, условно называемые «младший брат» и «старший брат», участники которых вплотную знакомятся с понятием служения и имеют возможность попрактиковаться в выбранном служении в рамках центра. Нам представляется очень важным донести до сознания выздоравливающих людей идею служения как высшей формы человеческого бытия, наполняющую жизнь истинным смыслом. В этом отношении задача реабилитации, по сути, миссионерская.

Занимаясь служением, «младший брат» ежедневно работает над своей «моральной биографией», переоценивает всю свою жизнь с новых позиций, приобретенных в общении с Господом и выздоравливающими людьми. Это очень серьезная работа, требующая больших усилий, честности и веры. Фаза «младшего брата» весьма продолжительна — от полугода до года.

Следующий этап — «старший брат» — по времени непродолжителен (около месяца) и является логическим итогом предыдущего. Его задача — подготовить и совершить на основе произведенного исследования полную и глубокую исповедь за всю жизнь. Это важный шаг к примирению с людьми, с Богом и самим собой.

Последний цикл — ресоциализация, то есть, восстановление нарушенных болезнью отношений с обществом. Чтобы осуществить этот этап в полной мере, мы начали строительство так называемого «дома на полпути» — специального общежития для выпускников центра, в котором они, если захотят, смогут начать самостоятельную жизнь, не отрываясь при этом от поддержки центра. Пока же для участников программы ресоциализации выделена отдельная комната в центре.

Главная задача этого этапа — составление плана дальнейшего выздоровления. В этом контексте слово «выздоровление» значит путь дальнейшего решения своих проблем, возрастания в вере и реализации себя в обществе. Для того, чтобы составить свой персональный план, необходимо определить свои цели, выявить проблемы, стоящие на пути к их достижению, а затем наметить адекватные действия по решению этих проблем и выделить время для каждого из этих действий. План должен давать перспективу не менее чем на год вперед, и быть реальным для осуществления.

Выпускник «защищает» свой план на собрании сообщества. Это финал реабилитационного процесса в центре. Вместе с тем, навыки такой работы ребята начинают приобретать почти с самого начала, выполняя задания по определению своих целей и проблем, составляя «промежуточные» планы-графики по их решению, а главное — привыкая быть деятельными, ответственными и инициативными, учась открытому и доверительному общению и взаимодействию с окружающими.

Семья во многом определяет успех в выздоровлении от зависимости, поэтому еще один важный аспект в нашей деятельности — это работа с родственниками. К несчастью, многие из близких людей полагают, что проблемы есть только у того, кто пьет или употребляет наркотики. Поэтому одна из наших задач — информировать этих людей и рассеивать их опасное заблуждение.

Пребывание в нашем центре полностью бесплатно для его жителей, и это — наша принципиальная позиция, поскольку для множества семей, предельно истощенных многолетними проблемами, связанными с зависимостью, любая оплата является непосильным бременем, и нередко становится непреодолимым препятствием для многих из тех, кому выздоровление более всего необходимо. В перспективе мы планируем развитие своего производства, которое сделало бы наш центр самоокупаемым. Однако для организации такого производства нужны силы и средства, поэтому пока мы существуем на благотворительные пожертвования.

Для этого мы уделяем большое внимание такой деятельности, как «фандрайзинг» (привлечение средств). Она включает в себя и планирование, и написание грантовых заявок, и привлечение волонтеров. Тем, кто занимался фандрайзингом, известно, что это отнюдь не легкое дело. Занимаясь им, человек зачастую испытывает серьезные психологические и даже духовные трудности: для того чтобы просить, надо иметь смирение и глубокую убежденность в правоте своего дела[†] .

За прошедшие годы нами накоплен значительный опыт работы с зависимыми людьми. Этот опыт был нами систематизирован, подвергнут анализу, в том числе, с помощью соответствующих специалистов. Так, в частности, при подготовке 1-й Всероссийской конференции христианских специалистов в области зависимости, была организована научно-богословская комиссия, состоящая из священнослужителей различных конфессий, имеющих богатый опыт работы с зависимыми людьми, а также специалистов-практиков, в своей деятельности твердо стоящих на христианских принципах. Эта комиссия подготовила анкеты-опросники для различных реабилитационных центров и программ, которые рассылались во все известные организации. Полученные ответы, которых оказалось значительно меньше, чем разосланных анкет, были проанализированы по многим факторам. Плодом такой работы явились сформулированные комиссией принципы христианской реабилитации (Проценко, 2006).

Реабилитация — это живой процесс, в котором лучше узнают себя все, кто оказывается к нему причастен. Он может быть целителен и для пациентов, и для сотрудников, особенно если основывается на истинном служении друг другу, на готовности отдавать и учиться новому, без поучения и стяжания явных и тайных выгод. И тогда мы видим, как сбываются слова Спасителя: «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф. 10: 38).

* * *

Недавно, в рамках программы «Церковь против СПИДа», спонси­руемой ПРООН («Программой развития Организации Объединенных Наций»), наш фонд начал работу по созданию ресурсного центра с церковно-общественным телефоном доверия по проблемам ВИЧ/СПИДа, наркомании и алкоголизма. Ресурсный центр будет оказывать методическую, информационную и иную поддержку тем представителям приходов и епархий, которые захотят создавать подобные центры и программы в своих регионах, при своих храмах и монастырях. Наш центр сможет помогать им в освоении выработанных нами методов анализа информации и эффективной работы с зависимыми.

Работа реабилитационного центра, амбулаторной реабилитационной программы, а также остальные направления деятельности Христианского общественного благотворительного Фонда «Старый Свет» отражены на сайте www.oldworld.narod.ru.

Литература

  1. Проценко Е.Н. Наркотики и наркомания: надежда в беде. – М.: Триада, 2006

Информация об авторах

Зернов Артем Владимирович, сотрудник проектного отдела НИЦ ФСКН РФ, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1072
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 410
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1