Консультативная психология и психотерапия
2009. Том 17. № 3. С. 196–207
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
Наркотическая аддикция как страсть и православный опыт ее преодоления
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Теория и методология
Для цитаты: протоиерей Бельков С.Н., Белков С. Наркотическая аддикция как страсть и православный опыт ее преодоления // Консультативная психология и психотерапия. 2009. Том 17. № 3. С. 196–207.
Полный текст
Среди людей далеких от Церкви часто бытует мнение, что Церковь, в особенности в России, социальными проблемами не занимается. Ее деятельность, считают они, сводится в основном к религиознонравственным задачам. Однако в действительности диаконии, что в переводе с греческого означает служение людям, Церковь уделяет большое внимание с момента своего основания. В этом легко можно убедиться, открыв Евангелие. Церковь в лице своих членов кормила нищих, посещала находящихся в заключении, делала сборы для бедных, занималась и другой благотворительной деятельностью.
Когда Россия оказалась полем жестокой битвы, в которой средством массового поражения стали наркотические вещества, задача победить в ней была возложена в основном на правоохранительные органы и здравоохранение. Однако мало ограничить предложение наркотиков, на что направлены главные усилия государства, нужно, чтобы упал спрос.
Чтобы это произошло, необходимо изменение мотивов поведения, стремлений человека, а это уже по преимуществу область духовная, сфера компетенции Церкви, семьи, школы, систем образования и воспитания. Многие священнослужители, насколько им позволяли опыт и обстоятельства, стали спасать погибающую молодежь и помогать отчаявшимся родителям. Но имела ли сама Церковь опыт борьбы с этим недугом? Да! Более чем двухтысячелетний опыт борьбы со страстями человеческими. Именно страстью, то есть грехом, в первую очередь, является наркотическая зависимость, а уже во вторую очередь — болезнью.
Как показывает наш опыт работы в области реабилитации наркозависимых, подлинное исцеление от наркомании возможно только при изменении сознания и всего образа жизни человека, страдающего этим недугом. Изменение сознания, за которым следует и изменение образа жизни, как свидетельствует опыт православной психотерапии, может быть только результатом активной работы зависимого человека над собой, конечным итогом которой становится покаяние. В процессе и результате покаяния формируется новое сознание (новый взгляд на себя и понимание причин своих действий) и поведение человека. Святоотеческий опыт борьбы со страстями подтверждает наши наблюдения: проблема преодоления любой страсти решается только тогда, когда человек поднимается над собственным духовным невежеством, работает над преображением своей души, добровольно меняет себя и свое мировосприятие.
Если правомерно утверждение, что наркотическая зависимость, как и любая другая, является страстью[I], то необходимо подробнее рассмотреть те основания, на которых зиждется понимание сущности данного феномена, как у святых отцов, так и в психологии.
У св. отцов и подвижников благочестия страсть понимается, прежде всего, как порочное, греховное состояние, пленившее в послушание себе волю. Страсть — это образовавшаяся в нашем естестве наклонность и сильное постоянное и неудержимое влечение ко греху. «Страстью, — говорит прп. Иоанн Лествичник, — называется уже самый порок (греховный помысел, осуществляющийся в греховном деле), от долготы времени вгнездившийся в душе и через навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собою к нему стремится» [прп. Иоанн Лествичник, 2004, с. 81]. Страсть в человеке, постепенно укореняясь, становится как бы второй его природой, ядром его чувств и хотений. Подобным же образом определяет страсть прп. Нил Сорский: он называет страстью такую греховную склонность и такое греховное действие, которое, долгое время, гнездясь в душе, посредством привычки обращается как бы в естество ее [прп. Нил Сорский, 1892].
Другие св. отцы отмечают, что страсть — это сильное движение (возбуждение) порочного чувства, пленившее волю и приносящее человеку душевное и телесное страдание.
Страсти — это тяжкие болезни души. Они отчуждают человека от Бога, сообщают ложное, превратное направление всей его жизнедеятельности, делают его неспособным к духовной жизни, лишают природной способности к богообщению. Страсти, если попущена будет им свобода, действуют, возрастают, усиливаются в душе, наконец, объемлют ее и овладевают ею.
В психологии, в частности С.Л. Рубинштейном, страсть определяется как сильное, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его и владеет им. Характерным для страсти является сила чувства, выражающаяся в соответствующей направленности всех помыслов личности, и его устойчивость; страсть может давать вспышки, но сама не является вспышкой. Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. В страсти, таким образом, ярко выражен волевой момент стремления; страсть представляет собой единство эмоциональных и волевых моментов; стремление в нем преобладает над чувствованием. Вместе с тем, характерным для страсти является своеобразное сочетание активности с пассивностью. Страсть полонит, захватывает человека; испытывая страсть, человек является как бы страдающим, пассивным существом, находящимся во власти какой-то силы, но эта сила, которая им владеет, вместе с тем от него же и исходит [Рубинштейн, 1989, с. 174].
Аддиктивное поведение, связанное с употреблением наркотических веществ, обусловлено желанием человека уйти из реальной жизни путем изменения состояния своего сознания. Оно всегда характеризуется утратой личностью свободы воли, приобретением пагубных стереотипов поведения, деструктивных жизненных установок, подверженностью особому влиянию инфернального мира. В «Основах Социальной Концепции Русской Православной Церкви» сказано, что наркомания — страсть, которая еще в большей степени, чем алкоголизм, делает порабощенного ею человека крайне уязвимым к действию темных сил.
Обычно образование страсти происходит незаметно. Сначала человек исполняет свое греховное желание, кажущееся маловажным и незначительным. Но уже первое предложение греха запечатлевается в душе. Впечатление может быть иногда очень сильным и служит началом пагубного навыка.
Особенная опасность наркотиков состоит в том, что в подавляющем большинстве случаев зависимость формируется после первого же употребления, хотя первоначальный опыт, как правило, не приносит сильных эмоциональных переживаний, оставляя человека равнодушным или даже разочарованным. Однако спустя какое-то время большинство людей повторяет опыт. Первоначально, в течение какого-то времени, человек подвержен иллюзии, что он способен контролировать потребление наркотиков, но очень скоро ему приходится употреблять их вынужденно, чтобы обеспечить себе процесс существования.
Практика показывает, что если греховному пожеланию отказать, то в другой раз его действие будет уже слабее и затем совсем утихнет. Но если его удовлетворять, то оно будет действовать каждый раз с новой силой, приобретая все большую и большую власть над волей человека. И, наконец, рождается навык, страсть. О подобном развитии страсти пишет прп. Нил Сорский: «При частом повторении того или иного греха и весь строй сердечный, все помыслы человека, его чувства и желания, от частого обращения и пребывания в данном греховном состоянии приобретают страстное греховное направление и, в свою очередь, питают страсть, побуждая на греховные дела, непрестанно возмущают и волнуют душу страстными внушениями, от врага влагаемыми» [прп. Нил Сорский, 1892, с. 34].
Таким образом, в составе образовавшейся страсти следует различать: 1) сердечное расположение и 2) привычные греховные действия, удовлетворяющие страсть. Когда человек бывает в состоянии образовавшейся и укрепившейся в нем страсти, тогда и сердечное расположение («соуслаждение») к страсти и привычные греховные действия, можно сказать, равносильны.
Когда человек приходит в себя, понимает всю опасность своего положения и решает бороться — фактически, переживает внутренний кризис — тогда он может быть готовым направить расположение своего сердца в противоположную сторону от «любви» ко греху — к неприязни и даже ненависти к нему. Однако без посторонней помощи наркозависимому будет крайне сложно осуществить преобразование своей «наркотической» личности в личность, ориентированную на духовные и нравственные ценности, способную жить в обществе и сотрудничать с другими людьми.
Такую помощь Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви оказывает наркозависимым с 1996 года. Работа ведется в двух реабилитационных центрах — мужском («Саперное») и женском («Торфяное») — на основе авторской духовно-ориентированной программы «Обитель исцеления» [свящ. Сергий Бельков, 2009, с. 74-80]. Программа реализуется сотрудниками Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской Епархии.
Основное направление комплексной духовной, психологической и педагогической реабилитации — переосмысление всего пройденного жизненного пути, изменение мировоззрения, восстановление ориентации на духовные ценности. Принципы, применяемые в практике душепопечения в наших реабилитационных центрах, выработаны с учетом христианской антропологии и аскетики, а также психологии, физиологии и других важных дисциплин. Одновременно с духовной, психологической и педагогической реабилитацией проводится и социально-трудовая, которая заключается в обязательном несении трудового послушания, развитии у подопечных трудолюбия и навыков трудовой деятельности.
Наркомания чаще всего формируется там, где нет здоровых семейных отношений. Поэтому организация реабилитационной среды в епархиальном реабилитационном центре «Саперное» строится по образу большой многодетной семьи и общин монастырского типа. Во главе семьи находится священник, «строгий и любящий отец», который определяет план работы, контроль за ее выполнением и качеством, который понимает чувства своих подопечных, помогает разбираться в духовных и житейских вопросах. Образ женщины-матери воплощает собой матушка (жена священника). Она также общается с реабилитантами, показывает пример в работе (на поле, на огороде, в домашнем хозяйстве), помогает им советом в семейных делах и общении с родителями, оделяет теплой материнской заботой. Помощь священнику оказывают несколько волонтеров (ребят, которые прошли реабилитацию в центре и имеют стойкую ремиссию от 3 до 5 лет). Их задача — быть примером для реабилитантов. Следующее звено — это костяк группы, «старшие дети», которые живут в реабилитационном центре 3-4 и более месяцев, которые знают порядки, научились соблюдать дисциплину, пользуются доверием. Они помогают адаптироваться вновь поступившим, среди них выбираются старшие по работам, по быту и т.п. Новые ребята, «младшие братья», входят в общину по одному. Продолжительность реабилитации в среднем составляет девять месяцев.
Во главу угла всей жизни и деятельности общины поставлены любовь, доверие, желание помочь реабилитируемому человеку встать на правильный путь. Методика реабилитации, основанная на образе полноценной семьи, способствует формированию у наших подопечных должного отношения к родителям, осмыслению цели семейной жизни, учит, каким должно быть воспитание детей.
Авторская программа «Обитель исцеления» состоит из ряда компонентов: коррекционно-педагогического, образовательного, социально-терапевтического и духовно-психологического.
Коррекционно-педагогический компонент
В системе коррекционно-педагогической работы основные усилия направляются на становление духовной жизни, воспитание ответственности, трудолюбия, братолюбия, доброжелательности, патриотизма, ориентации на традиционные семейные и культурные ценности, а также умения общаться и сопереживать. Кроме того, важной составляющей этой части реабилитационной программы является изменение деструктивных жизненных установок, ложных представлений и ценностей, разрушительных мотивов, пагубных стереотипов поведения. Такая работа направлена на разрешение конфликтов «личность — личность», «личность — семья», «личность — общество». Цель всей системы коррекционно-педагогической работы — не только реабилитировать, но возродить наркозависимого молодого человека как полноправного и активного члена общества. Поставленные цели реализуются в процессе взаимодействия со сверстниками, специалистами, священниками. Такая «терапия средой» осуществляется в контексте специально организуемых трудовых, воспитательных, оздоровительных мероприятий, системы досуга и отдыха.
Коррекционно-педагогический компонент реабилитационной программы тесно взаимосвязан со всеми другими ее частями.
Образовательный компонент
С целью духовного образования и интеллектуального развития с реабилитируемыми проводятся занятия в воскресной школе — два раза в неделю по Закону Божию и два раза в неделю по Новому Завету. На уроках учитывается специфика состояния и прежнего образа жизни реабилитантов. При этом и начальная катехизация, и все последующее преподавание закрепляют те духовные знания и опыт, которые каждый приобретает, участвуя в жизни общины.
Все реабилитируемые являются членами приходской библиотеки. Комплектование библиотеки реабилитационного центра производится с учетом определенных задач, стоящих перед всеми участниками программы. В библиотеке содержатся лучшие образцы классической литературы, учебные, справочные издания, книги по истории, живописи, художественному и ремесленному творчеству и др. Основу нашей библиотеки, как и положено в православной общине, составляют книги духовного содержания. Из церковной печати мы подбираем и тематические издания, которые касаются православного взгляда на проблему зависимости от наркотиков. Важно увидеть характерные наклонности и индивидуальные возможности подопечного, чтобы направить его и благословить чтение тех или иных книг.
Чтение текстов духовного содержания происходит по монастырскому образцу: во время трапезы кто-то из членов общины читает выдержки из древних святоотеческих творений или жизнеописания святых (празднования которых попадают на те или иные дни), тексты по истории христианства, отрывки из просветительских, богословских трудов.
В образовательную часть программы входит написание рефератов, темы которых выбирают сами воспитанники. Это могут быть темы, посвященные православным праздникам, житиям святых, евангельским заповедям, другим духовным или нравственным вопросам.
В центре «Саперное» создана видеотека из тематически подобранных фильмов. Один раз в неделю проходит показ видеофильмов с последующим их обсуждением — так называемый кинолекторий. Во время обсуждения просматриваемых фильмов происходит осмысливание и эмоциональное прочувствование важнейших человеческих жизненных задач и путей их решения, вырабатывается способность к нравственной оценке событий. Кроме того, решается задача повышения культуры речи реабилитантов, приобретения ими навыков межличностного общения и публичного выступления. Совместное проведение нашими воспитанниками праздников и досуга учит не только овладевать новыми знаниями, но и радоваться своим достижениям.
Социально-терапевтический компонент
Социально-трудовая реабилитация заключается в обязательном несении трудового послушания, развитии у подопечных трудолюбия, приобретении навыков дальнейшей трудовой деятельности вне общины.
В реабилитационном центре «Саперное» построена столярная мастерская, которая позволяет обеспечить трудовую занятость части реабилитантов. Имеется приусадебный огород и небольшой сад. Построена ферма, где содержится крупный рогатый скот, свиньи, гуси, куры. Подопечные колют дрова, убирают помещения, территорию, сами стирают одежду и т.п. Если кто-то из вновь прибывших ничего не умеет делать (а попадаются и такие), его обучают и помогают приобрести необходимые навыки.
Труд не является самоцелью. Трудовые занятия направлены на то, чтобы привить реабилитируемым молодым людям привычку к систематической работе, умение обслуживать хотя бы самих себя. Необходимость постоянно трудиться формирует такие качества, как аккуратность, усидчивость, уважение к чужому труду, способствует выработке адекватной самооценки.
Духовно-психологический компонент
Употребление наркотиков, даже если оно не связано с ритуалами, которые практикуются в некоторых языческих религиях, превращает человека в проводника демонической духовности — недаром наркотическое состояние называют «обезьяной духовного созерцания». Человек, употребляющий наркотики, входит в измененное состояние сознания, которое совершенным забытьем действительности кажется похожим на состояние подлинного духовного восхищения. Таким образом, проблема наркозависимости, будучи по преимуществу проблемой духовного характера, требует для своего решения, в первую очередь, духовных средств. Духовно-психологический компонент нашей программы поэтому и является ее центральным звеном.
Основой и духовным центром жизни в православном приходе является храм. Будучи его прихожанами, наши воспитанники понемногу начинают осознавать высокий смысл литургии, сущность церковных таинств и молитвы. Именно в храме многими из них переживается своя личная встреча с Богом, здесь делаются первые шаги человека к духовной работе, к покаянию и к Святому Причастию.
Работа с наркозависимыми в нашем центре осуществляется на основе православного понимания человека как единства тела — души — духа. В естественном состоянии человека дух в иерархии триметрии выполняет высшую регулирующую функцию: подчиняет душу, которая в свою очередь подчиняет себе тело. При духовном поражении человека происходит извращение задуманной Богом иерархии: тело подчиняет себе душу, а душа — дух. Такое нарушение регуляции ведет к патологическим психическим изменениям и далее — заболеваниям физическим. Именно духовная жизнь и духовная работа могут выполнить задачу восстановления разрушенной иерархии и, тем самым, возвратить человеческое достоинство наркозависимому.
В православии понятие «достоинство» имеет в первую очередь нравственный смысл, связано с состоянием души человека. Необходимо, чтобы реабилитанты понимали разницу между нравственностью и моралью. Мораль может существенно изменяться в тот или иной исторический период, нравственные же категории неизменны, совершенны, даны навсегда нам от Бога в Священном Писании. Восстановление в человеке его достоинства происходит благодаря покаянию, в основе которого лежит осознание греха, стремление изменить свою жизнь. Поэтому ключевым словом духовной реабилитации является метанойя, что в переводе с греческого означает изменение ума, которое неизбежно приводит и к изменению поведения. Отвращение человека от бывшего образа жизни направлено не в пустоту, а к противоположному —возненавидевший грех обращается к добру, правде, а это и есть новая, созидательная, полноценная жизнь.
Раскаиваясь, человек признает несоответствие своих мыслей, слов, поступков Богом данному достоинству. Покаяние не унижает человека, но дает ему мощный стимул для духовной работы над собой, для творческой перемены жизни. Согласно своему достоинству, человек призван к добрым делам, к тому, чтобы проявлять заботу об окружающем мире и людях. Нормальные, здоровые люди — это те, кто стремится к благополучию всех людей.
К таинству исповеди воспитанники допускаются, как правило, через две недели после прибытия в центр. Реабилитанту предоставляется необходимое время для подготовки к исповеди. Первая исповедь — генеральная или, как раньше говорили на Руси, чистая. Это значит, что человек исповедует свои греховные поступки с 7-летнего возраста по настоящий день.
Современный человек в массе своей утратил понятие греха. Очень часто люди слепо повторяют поступки большинства, совершенно не задумываясь, что наносят оскорбление Богу и вредят себе и другим людям. Осознать это помогает подготовка к первой исповеди по пособиям «В помощь кающимся», где подробным образом разбираются основные виды грехов. В нашем центре практикуется древняя традиция, заключающаяся в том, что грехи обязательно записываются на листочке или даже в тетрадке. По принятию исповеди священником листочки с написанными грехами уничтожаются.
Такая практика не только позволяет ничего не забыть в момент покаяния, но и дает возможность священнику выделить один или несколько грехов, чтобы остановиться на них подробнее и дать духовный совет. Здесь также содержится важный психолого-аскетический прием. Академик И. Павлов, говоря о второй сигнальной системе человека, к которой он относил речь, разделил сигналы в этой системе на следующие группы: 1) слова произносимые, 2) слова слышимые, 3) слова видимые. Ученый-психофизиолог Г.А. Шичко добавил еще один сигнал — слова изображаемые, то есть производимые с помощью письма. Христианская аскетика говорит о слове мысленном, то есть о человеческой мысли в форме словесных образов. Следовательно, во второй сигнальной системе используются слова произносимые, слышимые, видимые, начертанные и мысленные.
Если человек часто слышит, что представляют собой грехи, выписывает их на бумаге, видит, читая о них, обдумывает, и, наконец, проговаривает на исповеди, то он снова и снова переживает неправду совершенного им поступка. Как видим, здесь задействованы все виды сигналов второй сигнальной системы. Таким образом, покаяние становится более осознанным, а значит и более глубоким, что очень важно, так как чистосердечная исповедь есть уже начало исправления.
Очень важной составляющей духовной работы являются духовные беседы, которые могут быть общими, с участием нескольких воспитанников, и индивидуальными. Беседы могут проводиться как по просьбе подопечного, так и по инициативе священника или его ближайшего помощника. Духовная беседа, как и исповедь, хранится в тайне, если не оговорены другие возможности. Она не ограничивается обсуждением только вероучительных вопросов, духовно-психологических проблем, но может включать в себя вопросы бытового, семейного и другого характера.
Для развития и укоренения в душах воспитанников братской любви мы каждую неделю составляем «Евангельские заповеди дня». Для этого из Евангелия, которое читается после утренних молитв, берется какая-либо заповедь и разъясняется воспитанникам на основании толкования ее святыми отцами. Заповеди на неделю вывешиваются в келиях, где проживают реабилитанты, и ежедневно повторяются перед началом трапезы. Подопечные, запоминая заповедь, например: «...Не судите, да не судимы будете», стараются прожить день, соблюдая ее. По окончании недели, обычно в понедельник, они собираются, самостоятельно или со священником, и обсуждают, кому, когда и при каких обстоятельствах помогла та или иная из заповедей. Это духовнопсихологическое упражнение является очень эффективным. Знание заповеди вначале воспринимается реабилитантами как нечто внешнее («не мое»), но затем постепенно превращается в опыт и убеждение.
Еще одной жемчужиной святоотеческого духовного наследия является чин принятия обета трезвости. Этот чин был установлен Церковью в XIX веке во время активизации трезвеннического движения в России. Обет дается воспитанниками в храме, перед иконой Божией Матери, в торжественной обстановке и только добровольно. После принятия обета о неупотреблении табака, наркотиков и алкоголя, подопечному, давшему обет, вручается «Обетная грамота». Первый раз обет принимается на короткий срок, впоследствии — увеличивается на несколько лет. Если человек выдержал обещанный срок, то по его просьбе обет может быть дан на всю жизнь.
Ведущее значение в преображении наших подопечных имеет духовное наставничество. Священнику недостаточно остановиться на том этапе, когда воспитанник принимает слова или советы наставника, чувствуя к себе доброе отношение, соглашаясь с тем, что священник прав, что его советы разумны. Нужно стараться выстроить отношения «священник — воспитанник» так, чтобы наставление принималось не только умом, но и сердцем. Для этого, при относительно небольшом количестве проживающих в центре, важно, чтобы воспитанников окормлял один духовник, но не по должности, а по пастырской любви.
Всем — духовнику, воспитанникам, их родственникам — нужно понимать, что самоуверенное стремление скоро победить страсть, или обещание кем бы то ни было скорого исцеления от нее, есть безумие, от гордости происходящее. Дело полного очищения от наркотической страсти требует не недели, не даже месяцев, но многих лет. Необходим подвиг и труд, пока будет побеждена страсть.
Святитель Феофан Затворник пишет, что через отпадение от Бога в человеке образуется пустота, которая непрестанно возжигает в нем ничем не удовлетворимую жажду — неопределенную, но непрестанную. Человек встал над бездонной пропастью; всеусиленно заботится он наполнить сию бездну, но не видит, не чувствует наполнения [свт. Феофан Затворник, 2008, с. 206]. Полноценно заполнить такой «экзистенциальный вакуум», возникающий у наркозависимого после отказа от наркотиков, и сформировать у него стратегию избавления от воспроизводства наркотических практик в своей повседневной жизни способно только христианское мировоззрение.
Описанная нами духовно-ориентированная программа на протяжении более чем 13-ти лет показала свою высокую эффективность.
Около 70% наркозависимых, прошедших реабилитацию в наших центрах, находятся в состоянии стойкой ремиссии, что позволяет считать эту программу инновационной моделью программ, направленных на излечение патологических зависимостей.
Литература
- Бельков Сергий, прот. Духовно-нравственная программа реабилитации наркозависимой молодежи // сб. научн. сообщений «Служба практической психологии в системе образования», вып.13. СПб.: АППО, 2009.
- Иоанн Лествичник, прп. Лествица. СПб., 2004.
- Нил Сорский, прп. Устав о скитской жизни в изложении еп. Иустина. М.,1892.
- Мишин Артемий. Сравнительный анализ понятий «зависимость» в психологии и «страсть» в христианской антропологии: дипломная работа, рукопись. СПбДАС, 2007.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989.
- Феофан Затворник, свт. Душеполезные поучения. Оптина Пустынь, 2008.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1627
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 19
Скачиваний
Всего: 653
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1