Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
![]() Консультативная психология и психотерапия Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 2075-3470 ISSN (online): 2311-9446 DOI: https://doi.org/10.17759/cpp Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1992 года Периодичность: 4 номера в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Консультативная психология и психотерапия Проблема формирования эмпатии * 3829Карягина Т.Д. АннотацияСтатья посвящена анализу проблемы формирования и развития эмпатии в профессиональной деятельности психолога. В работе представлены взгляды К. Роджерса и его последователей на исследуемый феномен, а также предпринята попытка автора рассмотреть развитие эмпатии как высшей психической функции в русле культурно-исторического подхода. Психотехническое развитие профессиональной эмпатии консультанта/психотерапевта рассматривается на примере обучения на начальных ступенях системы понимающей психотерапии Ф.Е. Василюка. * Исследование выполнено при поддержке РГНФ, грант № 07-06-00477а. Ключевые слова: эмпатия, психотерапия, консультирование, интериоризация, опосредствование, произвольность Рубрика: Методология, теория, исследования Тип: научная статья Фрагмент статьи
В работе, опубликованной в предыдущем номере журнала, мы рассмотрели основные философские и научные контексты изучения эмпатии с целью увидеть этот феномен как «фигуру на фоне» актуальных проблем современной науки. При этом особое внимание было уделено обзору наиболее спорных и трудных для теории эмпатии вопросов, разрешение которых, по мнению автора, возможно, если анализировать исследуемое понятие с позиций культурно-исторического подхода в контексте консультирования и психотерапии. На наш взгляд, именно задача развития и формирования эмпатии, вытекающая из нужд психологической практики, способна стать точкой роста данной теории. Эмпатия в гуманистической психологии К. Роджерса и его последователей Понятие эмпатии прочно утвердилось в психологии в середине ХХ века благодаря развитию психотерапии и, в первую очередь, взглядам К. Роджерса на данный феномен как на состояние, процесс и «способ бытия с Другим». Эмпатия означает «войти в личный мир другого и быть в нем как дома. Это значит быть сензитивным к изменениям чувственных значений, непрерывно происходящих в другом человеке. Это означает временное проживание жизни другого, продвижение в ней осторожно, тонко, без суждения о том, что другой едва ли осознает... Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто» [Роджерс, 2002, с. 429-430]. Хотя наиболее распространенной точкой зрения является признание вклада Карла Роджерса в понимание эмпатии, существует мнение о недостаточном внимании исследователя непосредственно к «теории эмпатии» и использовании им данного понятия лишь в качестве термина, обозначающего особый способ бытия с другим — безоценочного, принимающего понимания Другого «как если бы ты этот Другой» [Hakansson, 2003; Курпатов, 2007]. Такой подход кажется нам неверным по двум причинам. Во-первых, К. Роджерс, с нашей точки зрения, наиболее полно воспринял и вобрал всю глубину, широту и многообразие смыслов эмпатии в психологии и философии. Во-вторых, несмотря на действительное отсутствие у К. Роджерса, Х. Кохута и других терапевтов собственно «общепсихологической» теории эмпатии, их обоснование ее роли в психотерапии и личностном развитии, описание эмпатии как метода психотерапии на разных уровнях (процесс, установка, навык, способ бытия с клиентом) имплицитно содержат все необходимые «знания» и позволяют воссоздать эту теорию. Выделим некоторые аспекты описываемого К. Роджерсом феномена. Возведение эмпатии психотерапевта в ранг «способа бытия» с клиентом подразумевает наличие глубинной установки на особое отношение к клиенту, наличие особого профессионального мировоззрения. Роджерс подчеркивает принцип глобального доверия к человеку, который «в самом себе может найти огромные ресурсы для самопознания, изменения Я-концепции, целенаправленного поведения, а доступ к этим ресурсам возможен только при соблюдении трех условий, которые способствуют созданию фасилитирующего психологического климата» [Роджерс, 2001, с. 48]. Эти условия — эмпатия психотерапевта, его подлинность (конгруэнтность) и безусловное принятие клиента. Литература
Статьи по теме
Психология труда, Социальная психология | Араканцева Т.А., Заводилкина О.В., Романова Е.А. Соколова О., Риже Э. Проблемы детей и подростков, связанные с (не)посещением школы, — Дюссельдорфский проект Теория и методология | Свиридов В.В. Корнилов В.В., Шешенин В.С., Малкина Н.А. Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Веракса А.Н., Якупова В.А. Связь теории сознания и регуляторных функций в старшем дошкольном возрасте |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|