Эйдемиллер Э.Г. доктор медицинских наук, профессор, Заведующий кафедрой детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии, педиатрический факультет, кафедра детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии, ФГБОУ ВО Северо-Западный государственный медицинский университет им И.И.Мечникова, Санкт-Петербург, Россия e-mail: eidemiller_mapo@mail.ru
Тарабанов А.Э. кандидат философских наук, директор, Институт Нейрокоммуникаций и Психотерапии, Вильнюс, Литва e-mail: tarabanov@inncp.com
Представлен анализ основных положений нейропсихоанализа — теории, интегрирующей положения психоанализа и наук о мозге. Рассмотрены предпосылки возникновения нейропсихоанализа. Развиваясь в соответствии с принципами интеграции и конвергенции наук, нейропсихоанализ решает как сложные теоретические и практические задачи, связанные с объяснением результатов исследований в нейронауках, построением моделей соотношения мозга и психики и интерпретацией процесса психотерапии с точки зрения нейронной активности. Нейропсихоанализ как интегративная психотерапевтическая парадигма имеет доказанную клиническую применимость и позволяет по-новому, с нейробиологической точки зрения, взглянуть на психотерапевтические отношения. Важное место отводится феномену интерпретации — ключевому как для понимания работы мозга, строящего модели Я и окружающего мира за счет интерпретации потока входящих сигналов, так и для эффективного осуществления терапии, в которой клиент получает возможность заново интерпретировать и интегрировать травматический нарратив, включая вытесненные в бессознательное содержания.
Интеграция нейронаук и психоанализа, представлявшаяся
немыслимой еще два десятилетия назад, является свершившимся фактом. Она
происходит на фоне потрясающей популярности нейронаук, которые не просто вышли
за пределы естественно-научной парадигмы познания, но вступили в интеграцию с
гуманитарными дисциплинами, заключив, например, устойчивый союз с философией
под названием «нейрофилософия».
Литература
Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных
связей: пер. с англ. М.: Академический Проект, 2004. 232 с.
Каплан-Солмз К., Солмз М. Клинические исследования
в нейропсихоанализе. Введение в глубинную психологию: пер с англ. М.:
Академический проект, 2017. 272 с.
Махин С.А. Возможен ли союз между психоанализом и
науками о мозге? // Ученые записки Крымского федерального университета имени
В.И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. 2016. Т. 2 (68). № 3. С.
99—107.
Немировский К. Винникотт и Кохут: новые перспективы
в психоанализе, психотерапии и психиатрии: интерсубъективность и сложные
психические расстройства: пер с исп. М.: Когито-Центр, 2010. 216 с.
Прибрам К. Языки мозга. Экспериментальные парадоксы
и принципы нейропсихологии: пер с англ. М.: Прогресс, 1975. 101 с.
Рамачандран В.С. Рождение разума. Загадки нашего
сознания: пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2006. 224 с.
Сакс О. Пробуждения: пер. с англ. М.: АСТ, 2018.
586 с.
Фрейд З. «Я» и «Оно»: пер. с нем. М.: МПО МЭТТЭМ,
1990. 56 с.
Эйдемиллер Э.Г., Тарабанов А.Э. Сетевая и
нарративная модель психопатологии: интерперсональная нейробиология в 21 веке.
Постановка проблемы и перспективы развития // Неврологический вестник. Журнал
имени В.М. Бехтерева. 2016. № 4. С. 85—87.
Юдина Т.О. Роль врожденных и средовых факторов в
развитии эмпатии: обзор зарубежных исследований // Культурно-историческая
психология. 2017. Т. 13. № 2. С. 13—23. doi: 10.17759/chp.2017130202
Beebe B., Lachmann F. Representation and
internalization in infancy: Three principles of salience // Psychoanalytic
Psychology. 1994. Vol. 11 (2). P. 127—165. doi:10.1037/h0079530
Blank G., Blank R. Ego-Psychology II:
Psychoanalytical Development Psychology. New York: Columbia University Press,
1979. 274 p.
Churchland P.S. Neurophilosophy: Toward a Unified
Science of the Mind-Brain. Boston: The MIT Press, 1989. 542 p.
Cicchetti D. An odyssey of discovery: Lessons
learned through three decades of research on child maltreatment // American
Psychologist. 2004. Vol. 59 (8). P. 731— 741.
doi:10.1037/0003-066X.59.8.731
Cozolino L. The neuroscience of human
relationships: attachment and the developing social brain. New York: W.W.
Norton and Company, 2014. 988 p.
Damasio A.R. The Feeling of What Happens: Body and
Emotion in the making of Consciousness. New York: Harcourt Inc., 2000. 400
p.
Damasio A.R. Looking for Spinoza: Joy, Sorrow, and
the Feeling Brain. London: Heineman, 2003. 355 p.
Freud S. Project for a scientific psychology // The
Standard Edition of the Complete Psychological Works of Sigmund Freud. Volume I
(1886—1899): Pre- Psycho-Analytic Publications and Unpublished Drafts / J.
Strachey (ed.). London: Hogarth Press, 1953. P 281—397.
Gallese V., Fadiga L., Fogassi L., Rizzolatti G.
Action recognition in the premotor cortex // Brain. 1996. Vol. 119 (2). P.
593—609. doi:10.1093/brain/119.2.593
Greenough W.T. What’s special about development?
Thoughts on the bases of experience-sensitive synaptic plasticity //
Developmental neuropsychology / W.T. Greenough, J.M. Juraska (eds.). New York:
Academic Press, 1986. P. 387— 408.
How People Change: Relationships and Neuroplasticity in
Psychotherapy / M. Solomon, D. Siegel (eds.). New York: W.W. Norton and
Company, 2017. 320 p.
Hubel D., Torsten H., Wiesel N. Brain and
Visual Perception: The Story of a 25-Year Collaboration. Oxford: Oxford
University Press, 2005. 729 p.
Kandel E.R. The Age of Insight: The Quest to
Understand the Unconscious in Art, Mind, and Brain, from Vienna 1900 to the
Present. New York: Random House, 2013. 565 p.
Metzinger T. The Ego Tunnel: The Science of the
Mind and the Myth of the Self. New York: Basic Books, 2009. 287 p.
Northoff G. Unlocking the Brain. Volume 2:
Consciousness. Oxford: Oxford University Press, 2013. 736 p.
Oosterman M., Schuengel C. Physiological effects of
separation and reunion in relation to attachment and temperament in young
children // Developmental Psychobiology. 2007. Vol. 49 (2). P. 119—128.
doi:10.1002/dev.20207
Panksepp J., Biven L. The Archaeology of Mind —
Neuroevolutionary Origins of Human Emotions. New York: W.W. Norton and Company,
2012. 592 p.
Panksepp J., Solms M. What is neuropsychoanalysis?
Clinically relevant studies of the minded brain // Trends in Cognitive Science.
2012. Vol. 16. P. 6—8. doi:10.1016/j. tics.2011.11.005
Porges S. The polyvagal theory: Neurophysiological
foundations of emotions, attachment, communication and self-regulation. New
York: W.W. Norton and Company, 2011. 370 p.
Reaching across boundaries of culture and class: Widening
the scope of psychotherapy / R. Perez-Foster, M. Moskowitz, R.A. Javier (eds.).
Northvale, N.J: J. Aronson, 1996. 275 p.
Schafer R. Retelling a life: Narration and dialogue
in psychoanalysis. New York: Basic Books, 1992. 328 p.
Schore A.N. Affect dysregulation and disorders of
the self. New York: Norton, 2003. 432 p.
Siegel D.J. The Developing Mind: How Relationships
and the Brain Interact to Shape Who We Are. New York: Guilford Press, 2012. 506
p.
Stern D.N. The Interpersonal World of the Infant.
New York: Basic Books, 1984. 304 p.
Synaptic Function / G.M. Edelman, W.E. Gall, W.M. Cowan
(eds.). New York: Wiley, 1987. 789 p.
Trevarthen C. The function of emotions in early
infant communications and development // New Perspectives in Early
Communicative Development / J. Nadel, L. Camaioni (eds.). London: Routledge,
1993. P. 48—81.
Van der Kolk B.A. The compulsion to repeat the
trauma: revictimization, attachment and masochism // Psychiatric Clinics of
North America. 1989. Vol. 12. P. 389—411.