Консультативная психология и психотерапия
2019. Том 27. № 2. С. 69–81
doi:10.17759/cpp.2019270205
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
Особенности ценностно-смысловой сферы при переживании трудной жизненной ситуации в зрелости
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: трудная жизненная ситуация, невротические реакции, созависимость, страдание, осмысленность жизни, религиозность
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2019270205
Для цитаты: Барцалкина В.В., Волкова Л.В., Кулагина И.Ю. Особенности ценностно-смысловой сферы при переживании трудной жизненной ситуации в зрелости // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Том 27. № 2. С. 69–81. DOI: 10.17759/cpp.2019270205
Полный текст
Приводятся результаты исследования, раскрывающие некоторые особенности ценностно-смысловой сферы лиц зрелого возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации и обратившихся за помощью к специалистам. Методики: тест смысложизненных ориентаций Дж. Крамбо и Л. Махолика (адаптация Д.А. Леонтьева), шкала экзистенции А. Лэнгле и К. Орглер, тест «Смысл в страданиях» П. Старк, методика «Внутренняя и внешняя религиозные ориентации» Г. Оллпорта. В исследовании участвовали 36 респондентов 35—55 лет с невротическими реакциями и с созависимостью, обратившиеся за помощью к психологам или в общественные организации, и 31 респондент, находящийся в субъективно благополучной ситуации (контрольная группа). Показано, что в трудной жизненной ситуации снижена по ряду параметров осмысленность жизни, недостаточно осмысленным является страдание, сопровождающее данную ситуацию, и в большей мере выражена внешняя, по сравнению с внутренней, религиозная ориентация. Между группами лиц с невротическими реакциями и с созависимостью не выявлено значимых различий ни по одному из изучавшихся аспектов ценностно-смысловой сферы. Предполагается, что интенсивность переживаний в тяжелой ситуации и ориентация на помощь извне ограничивают возможности рефлексии при анализе жизненного пути и текущего момента, соотнесения вероятных исходов и субъективно значимых ценностей, самостоятельной выработки адекватной стратегии поведения.
Трудной жизненной ситуацией в настоящее время считается, в соответствии с Федеральным законом (№ 195, № 442), ситуация, ухудшающая условия жизнедеятельности человека, которую он не может преодолеть самостоятельно. При этом жизненная ситуация может быть трудной в большей мере субъективно, чем объективно. Взрослые люди или адаптируются к новым неблагоприятным условиям (в частности, включается механизм терпения [4]), или используют помощь, не обязательно в сфере социальной работы. Один из видов помощи — психологическая помощь, которая оказывается в процессе консультирования или психотерапевтической работы, — предполагает активность самого страдающего человека, рефлексию, анализ трудной жизненной ситуации и творческие поиски выхода из нее. «Ситуация тупика и безысходности есть ситуация, в которой только и возможно творчество» [6, с. 5]. Опора на рефлексию и возможность принятия нестандартного, творческого решения, способного изменить трудную жизненную ситуацию, предполагают осмысленность жизни, достаточно высокий уровень развития ценностно-смысловой сферы личности.
Аспекты ценностно-смысловой сферы личности
Среди разнообразных смысловых образований и ценностных ориентаций, составляющих ценностно-смысловую сферу личности, выделим, в рамках поставленной проблемы, смысложизненные и религиозные ориентации, осмысленность жизни и страдания.
Элемент ценностно-смысловой сферы или отдельное смысловое содержание может проявляться в деятельности, поведении, поступках; может быть ситуативным и устойчивым, связанным с осознанными, личностно присвоенными ценностями. Для взрослого человека характерен смысловой профиль — преобладающий смысловой уровень, от эгоцентрического до духовного [3]. Смысловые структуры образуют систему смысловой регуляции жизнедеятельности, обеспечивающую подчинение логике отношений с миром и на высоком уровне развития расширяющую возможности человека строить эти отношения произвольно [11]. Основная жизненная ценность, в соответствии с которой человек выстраивает линию своей жизни, обычно называется смыслом жизни [20].
Смыслом и целью жизни не может быть счастье, радость, удовольствие — они являются побочным продуктом так же, как самоактуализация. Истинно человеческое построение жизни и ее осмысленность связаны с самотрансценденцией — обращенностью к миру: «человек в своей жизни всегда стремится выйти за пределы своей личности, тянется к чему-то большему, будь то предназначение, которое ему нужно исполнить, или любовь к другому человеку. Человек раскрывается в служении своему делу или в любви» [18, с. 11].
Трудности в поисках смысла (экзистенциальная фрустрация) или бессмысленность жизни (экзистенциальный вакуум) порождают ноогенный невроз в разных условиях — и в крайне тяжелых, и при полном благополучии в обществе изобилия. Можно и необходимо найти смысл при столкновении с «трагической триадой» — страданием, чувством вины и смертью [17; 18].
В логотерапии принято считать, что страдание проявляет в человеке его лучшие качества, изменяет его и делает более мудрым, дает возможность постичь глубокий смысл жизни. Связи между смыслом, высшими ценностями и самотрансценденцией наиболее отчетливо проявляются в тяжелой ситуации. «Ради настоящего и ценного мы готовы смириться со страданием и скорбью. Ради кого-то или чего-то, находящегося вне нас самих, мы сможем вынести неизбежное страдание и при этом не сломаться» [23, с. 196].
Поиски высшего смысла могут быть связаны с религиозным пониманием Провидения. И в последнее время отмечается, что одной из целей религии является обеспечение осмысленного взгляда на причины человеческих страданий, а в психотерапии начинает использоваться сила религиозных представлений человека, пытающегося бороться с невзгодами [22].
Но, в то же время, религиозность, как аспект ценностно-смысловой сферы, — неоднородное явление. Широко известно различение внутренней и внешней религиозных ориентаций. Иногда рассматривают также «религию как поиск», но она типична для подросткового возраста и считается незрелым смысловым образованием [16]. Внутренняя религиозная ориентация, по Г. Оллпорту, создает систему ценностей и мотивов, гармонично связанных с религиозными убеждениями и предписаниями. Внешняя религиозная ориентация позволяет человеку использовать религию в своих целях: существуют более значимые ценности и религиозная система взглядов может произвольно трактоваться и модифицироваться [15].
Лица с невротическими реакциями и с созависимостью,
находящиеся в трудной жизненной ситуации
У взрослых людей, оказавшихся в объективно и/или субъективно трудной жизненной ситуации, на фоне тяжелых переживаний (страдания) могут наблюдаться различные реакции — от неадекватного восприятия ситуации и поведения до тяжелого психосоматического заболевания. Невротические реакции разнообразны, часто это депрессивные расстройства. Они могут возникать в условиях нереализованности предназначения, идентификации с чуждой социальной ролью, принятия патогенных ценностей и установок, транслируемых обществом, утраты смысла жизни, и т. д. [7]. В результате разрушаются ценности, смысловой пласт жизни, и человек чувствует себя отделенным от жизни, не включенным в нее. Он не может жить в согласии с собой и с миром. Становится затрудненным или невозможным решение возрастных задач — тех задач, которые стоят перед человеком в зрелости как особом возрастном периоде [8; 9; 13; 19].
Своеобразные расстройства присущи взрослым людям, столкнувшимся в своей семье с проблемой химической зависимости. Для родственника (мужа, взрослого ребенка и т. д.) стремление к уходу от реальности с помощью наркотика, изменяющего состояние сознания, становится центральной идеей, определяющей всю его жизнь. С одной стороны, это приводит к остановке личностного и духовного роста самого больного, с другой — к искажению системы отношений с близкими и разрушению привычного образа жизни всей семьи [1]. В этой объективно тяжелой жизненной ситуации при глубокой привязанности к больному обычно возникает созависимость. Приведем одно из определений созависимости: это «... нарушение личности, основанное на необходимости контроля ситуации во избежание неблагоприятных последствий; невнимании к своим собственным нуждам; нарушении границ в области интимных и духовных взаимоотношений; слиянии всех интересов с дисфункциональным лицом» [14, с. 20]. В качестве других возможных проявлений созависимости указываются отрицание как механизм психологической защиты личности, депрессия и психосоматические заболевания.
Метод
Целью эмпирического исследования явилось определение тех особенностей ценностно-смысловой сферы взрослых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, которые отличают их от ровесников, оценивающих свою жизнь в настоящий момент как благополучную.
Основную группу составили взрослые 35—55 лет, считающие свою жизненную ситуацию трудной и нуждающиеся в помощи специалистов. В нее вошли две подгруппы: 1) лица с невротическими реакциями, обратившиеся к психологу или психиатру, и не имеющие других расстройств; 2) лица с созависимостью, родственники которых имеют химическую зависимость (зависимость от алкоголя или наркотиков), обратившиеся в общественную организацию. Контрольную группу составили лица 35—55 лет, находящиеся в субъективно благополучной ситуации, не проявляющие невротических реакций и не обращающиеся за помощью к психологам, психиатрам и в общественные организации. В исследовании приняли участие 67 человек: 36 человек из основной группы (18 с невротическими реакциями и 18 созависимых), 31 человек из контрольной группы.
Использовались следующие методики: тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Дж. Крамбо и Л. Махолика (адаптация Д.А. Леонтьева) [12], шкала экзистенции А. Лэнгле, К. Орглер [21], тест «Смысл в страданиях» П. Старк [5], методика «Внутренняя и внешняя религиозные ориентации» Г. Оллпорта [15]. Тест СЖО включает 20 вопросов, распределяющихся по пяти субшкалам: цели в жизни, процесс жизни, результативность жизни, локус контроля — Я и локус контроля — жизнь. Шкала экзистенции по ответам на 46 вопросов дает показатели четырех субшкал — самодистанцирование, самотрансценденция, свобода и ответственность, а также обобщенные показатели person (личностный аспект, отраженный в первых двух субшкалах) и экзистенция (поведенческий аспект, отраженный в последних двух субшкалах). Тест «Смысл в страданиях» — это три субшкалы, определяющие субъективные характеристики страданий, реакции на страдания и смысл страданий, всего
20 вопросов. Опросник «Внутренняя и внешняя религиозные ориентации» (20 вопросов) состоит из двух субшкал, соответствующих внутренней и внешней ориентациям.
Результаты и обсуждение
Общая осмысленность жизни определялась с помощью двух методик, одна из которых в большей мере отражает поиски смысла жизни, другая — сложившийся благодаря пройденному отрезку жизненного пути и ситуации в настоящем жизненный смысл. Все показатели лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, значимо ниже или приближены к показателям лиц, считающих свою жизнь благополучной (табл. 1, 2).
Смысложизненные ориентации, касающиеся будущего («цели») и настоящего («процесс») сходны в основной и контрольной группах. Отметим наличие целей в жизни и эмоциональную насыщенность настоящего в трудной жизненной ситуации. Но в такой ситуации значительно ниже по своему уровню смысложизненные ориентации, касающиеся прошлого («результат»), базирующиеся на неудовлетворенности самореализацией.
Таблица 1
Осмысленность жизни в трудной и субъективно благополучной ситуации (средние ранги по группам, тест СЖО)
Группа |
Цели |
Процесс |
Результат |
Локус контроля Я |
Локус контроля жизнь |
Осмысленность жизни (общий показатель) |
Основная |
30,7 |
28,8 |
23,5 |
18,9 |
28 |
97,3 |
Контрольная |
33,2 |
31,2 |
27,1 |
21,5 |
31 |
106,2 |
U Манна—Уитни |
366,5 |
379,0 |
279,5 |
301,5 |
324,0 |
331,5 |
W Уилкоксона |
772,5 |
785,0 |
685,5 |
707,5 |
730,0 |
737,5 |
Р |
0,305 |
0,403 |
0,019 |
0,044 |
0,094 |
0,120 |
Осмысленность жизни связана с локусом контроля. Представляет интерес то, что лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в принципе убеждены в возможности человека контролировать свою жизнь («локус контроля жизнь»), но, имея мировоззренческие убеждения, недостаточно верят в собственную способность такой контроль осуществить («локус контроля Я»).
По данным шкалы экзистенции Лэнгле, в трудной жизненной ситуации общая осмысленность жизни снижена; в частности, снижены показатели блоков «Person» и «Экзистенция». В блоке «Person» (личность, духовность) снижение обусловлено низкими показателями самодистанцирования: лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, сложно дистанцироваться от своих чувств, желаний, представлений, их аффекты и предубеждения мешают анализировать и адекватно воспринимать реальную ситуацию. В блоке «Экзистенция», отражающем не личностный, а поведенческий аспект проблемы осмысленности жизни, сниженными являются показатели свободы принятия решения. Свободное принятие решения предполагает анализ возможностей внешних (предоставляемых ситуацией) и внутренних (включающих приоритет ценностей).
Таблица 2
Осмысленность жизни в трудной и субъективно благополучной ситуации (средние ранги по группам, шкала экзистенции)
Группа |
Самодистанцирование |
Самотрансцен- денция |
Свобода |
Ответственность |
Person |
Экзистенция |
Экзистенциальная испол- ненность |
Основная |
28,5 |
67,4 |
39,9 |
48,3 |
95,9 |
88,2 |
184,1 |
Контрольная |
34,7 |
68,8 |
44,4 |
52,7 |
103,5 |
97,2 |
200,7 |
U Манна—Уитни |
292,0 |
492,5 |
404,5 |
421,0 |
389,0 |
404,5 |
398,0 |
W Уилкоксона |
958,0 |
1158,5 |
1070,5 |
1087,0 |
1055,0 |
1070,5 |
1064,0 |
Р |
0,001 |
0,410 |
0,053 |
0,085 |
0,033 |
0,054 |
0,044 |
Результаты данного исследования, проведенного с лицами среднего возраста (35—55 лет), сопоставимы с результатами исследования, в котором приняли участие более молодые респонденты (15—30 лет), имеющие диагноз «невроз». У юношей и молодежи фиксировалось снижение осмысленности жизни, особенно выраженное при депрессии [2].
Исходя из полученных нами данных, можно предположить, что эмоциогенная трудная жизненная ситуация ограничивает способность к рефлексии, снижает уровень осмысленности проживаемого отрезка жизненного пути и жизни в целом. При этом личностными ресурсами являются ориентация на будущее (постановка значимых целей); убежденность в том, что жизнь в принципе контролировать возможно; самотрансценденция (открытость миру) и ответственность, связанная с чувством долга и помогающая выдержать испытания.
Таблица 3
Осмысленность страдания в трудной и субъективно благополучной ситуации (средние ранги по группам)
Группа |
Субъективные характеристики страдания |
Реакция на страдание |
Смысл в страдании |
Осмысленность страдания(общий показатель) |
Основная |
27,1 |
36,0 |
26,1 |
89,1 |
Контрольная |
29,0 |
35,8 |
29,0 |
93,8 |
U Манна—Уитни |
444,0 |
547,5 |
391,0 |
461,5 |
W Уилкоксона |
1110,0 |
1043,5 |
1057,0 |
1127,5 |
Р |
0,151 |
0,895 |
0,035 |
0,225 |
Как нам представляется, важным компонентом осмысленности жизни в трудной жизненной ситуации становится осмысленность сопровождающих ее тяжелых переживаний, т. е. осмысленность страдания. У респондентов, переживающих тяжелую жизненную ситуацию, показатели субъективных характеристик страдания и реакции на страдание близки к показателям респондентов, находящихся в субъективно благополучной ситуации; значимо более низким является показатель того смысла, который содержится в страдании для человека (табл. 3). Именно личностный смысл, если использовать терминологию А.Н. Леонтьева [10], оказывается недостаточным, в то время как ситуация требует «исцеляющего отношения» к страданию [5, с. 213].
Облегчить трудную жизненную ситуацию и повысить ее осмысленность может также истинная вера. Как показали результаты проведенного исследования, лица, находящиеся в такой ситуации, не проявляют свою религиозность значительно чаще, чем те, кто не оценивает собственную ситуацию как трудную (табл. 4). В то же время внутренняя религиозная ориентация представлена в основной группе в значимо меньшей степени, чем в контрольной, и разрыв в групповых показателях внутренней и внешней религиозности здесь достаточно велик. Возможно, в трудной жизненной ситуации чаще проявляется желание использовать религию, а не жить ею.
Сравнение двух основных подгрупп — лиц с невротическими реакциями и созависимых — не выявило значимых различий ни по одному параметру. Это свидетельствует о высокой степени субъективной тяжести семейной ситуации, в которой находятся лица с созависимостью.
Таблица 4
Религиозность в трудной и субъективно благополучной ситуации (средние ранги по группам)
Группа |
Религиозная ориентация |
Религиозность (общий показатель) |
|
Внутренняя |
Внешняя |
||
Основная |
13,1 |
30,8 |
56,5 |
Контрольная |
18,1 |
29,2 |
52,5 |
U Манна—Уитни |
361,5 |
510,0 |
419,0 |
W Уилкоксона |
1027,5 |
1006,0 |
915,0 |
Р |
0,013 |
0,546 |
0,080 |
Выводы
1. Осмысленность жизни при переживании трудной жизненной ситуации в целом ниже, чем в субъективно благополучной ситуации. В наибольшей степени снижены такие аспекты, как ориентация на результативность жизни и удовлетворенность пройденным жизненным путем; уверенность в своей способности контролировать происходящие события; дистанцирование от своих желаний, чувств и представлений при анализе ситуации; возможность свободно принимать решения, исходя из приоритета определенных ценностей и реальных возможностей.
2. Не только жизнь в целом, но и испытываемые страдания оказываются недостаточно осмысленными, когда взрослый человек находится в трудной жизненной ситуации. Страдание осознается так же, как в субъективно благополучной ситуации, реакция на него идентична реакции человека, не считающего свою жизненную ситуацию тяжелой. В то же время смысл страдания недостаточно ясен, скорее всего, из-за интенсивности переживаний, ограничивающих возможности рефлексии.
3. Повысить осмысленность страданий в трудной жизненной ситуации может вера (религиозность). Однако здесь происходит смещение в континууме «внутренняя—внешняя религиозная ориентация» в сторону внешней ориентации, позволяющей не служить, а использовать религию и церковь как посредника, не принимать или благодарить, а просить, и т. п.
4. Основные тенденции в проявлении и развитии ценностно-смысловой сферы в трудной жизненной ситуации сходны у лиц, нуждающихся в помощи специалистов, — приобретших невротические реакции и созависимых.
5. Психолог-консультант и психотерапевт не могут «передать» смысл ситуации и испытываемого страдания клиенту (В. Франкл), но обеспечивают условия для его создания, в чем, вероятно, окажут помощь выявленные личностные ресурсы и мишени.
Литература
- Барцалкина В.В. Родительская созависимость как фактор риска формирования аддикций у детей // Психологическая наука и образование. 2012. № 4. С. 18—25.
- Борисова М.Н. Особенности личностных смыслов у людей с разными видами невроза // Альманах современной науки и образования. 2010. № 6. С. 56—57.
- Братусь Б.С. Личностные смыслы по А.Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева / Под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, О.К. Тихомирова. М.: Смысл, 1999. С. 284—298.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Издательство Московского университета, 1984. 200 с.
- Гуттманн Д. Логотерапия для профессиональной помощи. Социальная работа, наполненная смыслом: пер. с англ. М.: Новый Акрополь, 2016. 264 с.
- Зарецкий В.К. Если ситуация кажется неразрешимой… М.: Форум, 2011. 64 с.
- Клиническая психология / Под ред. А.Б. Холмогоровой. Т. 1. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 464 с.
- Кольбе К. Искусство быть взрослым. Некоторые размышления о личностной зрелости // Экзистенциальный анализ. Бюллетень. 2016. № 8. С. 41—56.
- Кулагина И.Ю., Апасова Е.В., Метелина А.А. Феномен взрослости: развитие личности и жизненный путь. М.: Академический проект, 2018. 329 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Академия, 2005. 352 с.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2007. 511 с.
- Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2000. 18 с.
- Лэнгле А. Дотянуться до жизни… Экзистенциальный анализ депрессии: пер. с нем. М.: Генезис, 2010. 128 с.
- Москаленко В.Д. Созависимость при алкоголизме и наркомании (пособие для врачей, психологов и родственников больных). М.: Анахарсис, 2002. 112 с.
- Оллпорт Г. Личность в психологии. М.: КСП+; СПб.: Ювента; Ленато, 1998. 345 с.
- Титов Р.С. Концепция индивидуальной религиозности Г. Олпорта: понятие религиозных ориентаций // Культурно-историческая психология. 2013. № 1. С. 2—12.
- Франкл В. Доктор и душа: Логотерапия и экзистенциальный анализ: пер. с нем. М.: Альпина нон-фикшн, 2017. 338 с.
- Франкл В. Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия: пер. с нем. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2018. 95 с.
- Фромм Э. Человек для себя: пер. с англ. М.: АСТ, 2016. 320 с.
- Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни. Избранные труды. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЕК, 2006. 768 с.
- Экзистенциальный анализ. Бюллетень № 1 / Под ред. А. Лэнгле. М.: ИЭАПП, 2009. 207 с.
- Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности: пер. с англ. М.: Смысл, 2004. 416 с.
- Batthyany A. Die Überwindung der Gleichgültigkeit. Sinnfindung in einer Zeit des Wandels. Wien: Kösel bei Random House, 2018. 230 s.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2405
В прошлом месяце: 27
В текущем месяце: 18
Скачиваний
Всего: 1111
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 15