Матюшкина Е.Я. кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии и психотерапии, факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6027-1510 e-mail: Elena.matyushkina@gmail.com
Кантемирова А.А. студентка, факультет клинической и консультативной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия e-mail: anna.kantemirova@gmail.com
Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи рефлексии, профессионального выгорания и прохождения супервизий у психологов и психотерапевтов. Выборка: 38 человек, из них 27 женщин и 11 мужчин. Средний возраст испытуемых — 36,6 лет у женщин (от 24 до 55 лет) и 39,1 год у мужчин (от 29 до 57 лет). Методики, используемые в исследовании: опросник «Профессиональное выгорание» (Маслач, Джексон, 1981; Водопьянова, Старченкова, 2005); Методика дифференциальной диагностики рефлексивности (Леонтьев, Лаптева, Осин, Салихова, 2009); Методика цветовых метафор (Соломин, 1996), авторская анкета. Все испытуемые работают в сфере практической психологии. Результаты исследования выявили низкий уровень профессионального выгорания и преобладание системной рефлексии у респондентов, регулярно посещающих супервизии. У испытуемых, не получающих помощь супервизора, обнаружены симптомы профессионального выгорания и доминирование интроспекции.
Профессиональная рефлексия является одной из важных
профессиональных компетенций специалистов помогающих профессий. Рефлексия, в
зависимости от ее типа, может являться как фактором профилактики, так и
предиктором формирования профессионального выгорания у психологов и
психотерапевтов.
Литература
Ананьев Б.Г. О проблемах современного
человекознания. СПб.: Питер, 2001. 272 с.
Бек А., Раш А., Шо Б., и др. Когнитивная терапия
депрессий: пер. с англ. СПб.: Питер, 2003.198 с.
Бойко В.В. Синдром эмоционального «выгорания» в
профессиональном общении. СПб.: Питер, 1999. 105 с.
Водопьянова Н.Е. Ресурсное обеспечение
противодействия профессиональному выгоранию субъектов труда (на примере
специалистов «субъект-субъектных» профессий): автореф. дисс. … д-ра психол.
наук. СПб., 2014. 49 с.
Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром
выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2005. 336 с.
Волканевский С.В. Рефлексивность как детерминанта
синдрома «психического выгорания» личности: автореф. дисс. … канд. психол.
наук. Ярославль, 2010. 25 с.
Гаранян Н.Г., Клыкова А.Ю., Сорокова М.Г.
Перфекционизм, зависть и конкурентные установки в студенческой среде //
Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26. № 2. С. 7—32.
doi:10.17759/cpp.2018260202
Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные
и экзистенциональные проблемы // Психологические проблемы самореализации
личности / Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петербург.
ун-та, 1997. С. 143—156.
Дружилов С.А. Профессиональное благополучие
человека и психологические аспекты профессиональной адаптации и
профессиональных деструкций [Электронный ресурс] // Современные научные
исследования и инновации. 2016. № 12. URL:
http://web.snauka.ru/issues/2016/12/76347 (дата обращения: 25.04.2019).
Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический
проект, 2008. 149 с.
Карпов А.В. Закономерности структурной организации
рефлексивных процессов // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 6. С.
18—28.
Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов
деятельности. М.: ИП РАН, 2004. 424 с.
Китаев-Смык Л.А. Сознание и стресс: творчество,
совладание, выгорание, невроз. М.: Смысл, 2015. 768 с.
Кораблина Е.П., Колчанова Л.А. Помощь и помогающие
// Вестник Балтийской педагогической академии. 2002. Вып. 43. С. 143—145.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.:
Политиздат, 1975. 303 с.
Леонтьев Д.А., Аверина А.Ж. Феномен рефлексии в
контексте проблемы саморегуляции [Электронный ресурс] // Психологические
исследования. 2011. T. 2 (16). URL: http://psystudy.ru (дата обращения:
11.01.2019).
Леонтьев Д.А., Лаптева Е.М., Осин Е.Н., и
др. Разработка методики дифференциальной диагностики рефлексивности //
Сборник материалов VII Международного симпозиума «Рефлексивные процессы и
управление» (15—16 октября 2009 г., Москва). М.: Когито-Центр, 2009. С.
145—150.
Лэнгле А. Экзистенциальный анализ свободы. О
практическом и психотерапевтическом обосновании персональной свободы (Часть 2)
// Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 1. С. 119—139.
doi:10.17759/cpp.2019270108
Мальцева Н.В. Проявления синдрома психического
выгорания в процессе профессионализации учителя в зависимости от возраста и
стажа работы // Ученые записки кафедры теоретическойи
экспериментальнойпсихологии Российского государственного
профессионально-педагогического университета / Под ред. Н.С. Глуханюк, Е.В.
Дьяченко. Екатеринбург: Изд- во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2006. С.
306—330.
Матюшкина Е.Я. Личностные ресурсы в совладании с
профессиональным выгоранием у работников контактного центра // Горизонты
зрелости: Сборник тезисов участников Пятой всероссийской научно-практической
конференции по психологии развития (г. Москва, 16—18 ноября 2015 г.). М.: ГБОУ
ВО МГППУ, 2015. С. 425—429.
Матюшкина Е.Я. Факторы профессионального выгорания
специалистов (на примере работников контактного центра) // Консультативная
психология и психотерапия. 2017. Т. 25. № 4. С. 42—58.
doi:10.17759/cpp.2017250404
Матюшкина Е.Я. Проблема профессионального выгорания
педагогов и пути ее решения // Психология и психотерапия. Методология,
исследования, практика. М.: Неолит, 2018. С. 24—33.
Неруш Т.Г., Поваренков Ю.П. Современное состояние и
перспективы изучения проблемы профессионального выгорания в рамках
системогенетического подхода // Ярославскийпедагогическийвестник. 2013. Т. 2.
№ 3. C. 35—42.
Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности.
М.: Институт психологии РАН, 2005. 330 с.
Польская Н.А., Мухаметзянова М.Н. Особенности
эмоциональной регуляции в связи со стрессом и выгоранием [Электронный ресурс]
// Психологические исследования. 2018. Т. 11. № 61. С. 10. http://psystudy.ru
(дата обращения: 12.01.2019).
Психические расстройства и расстройства поведения
(F00—F99). (Класс V МКБ-10, адаптированныйдля использования в
РоссийскойФедерации) / Под ред. Б.А. Казаковцева, В.Б. Голланда. М.: МЗ РФ,
1998. 512 с.
Рукавишников А.А. Личностные детерминанты и
организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов: дисc. …
канд. психол. наук. Ярославль, 2001. 173 с.
Соломин И.Л. Современные методы психологической
экспресс-диагностики и профессионального консультирования. СПб.: Речь, 2006.
280 с.
Франкл В. Доктор и душа. Логотерапия и
экзистенциальный анализ: пер. с нем. М.: Альпина-нон фикшн, 2018. 338 c.
Холмогорова А.Б. Значение культурно-исторической
теории развития психики Л.С. Выготского для разработки современных моделей
социального познания и методов психотерапии // Культурно-историческая
психология. 2016. Т. 12. № 3. С. 58—92. doi:10.17759/chp.2016120305
Холмогорова А.Б., Зарецкий В.К. Может ли
культурно-историческая концепция Л.С. Выготского помочь нам лучше понять, что
мы делаем как психотерапевты? // Культурно-историческая психология. 2011. № 1.
С. 108— 118.
MaslachС., Letter M.P. The truth
about bumout: How organization cause personal stress and what to do about in.
San Francisco: Jossey-Bass, 1997. 186 p.
Nolen-Hoeksema S., Wisco B.E., Lyubomirsky S.
Rethinking Rumination // Perspectives on Psychological Science. 2008. Vol. 3
(5). P. 400—424. doi:10.1111/ j.1745-6924.2008.00088.x
Pyszczynski T., Greenberg J. The Role of
Self-Focused Attention in the Development, Maintenance, and Exacerbation of
Depression // Self and Identity: Psychosocial Perspectives / K. Yardley, T.
Honess (eds.). Chichester: Wiley, 1987. P. 95—106.
Treynor W., Gonzalez R., Nolen-Hoeksema S.
Rumination Reconsidered: A Psychometric Analysis // Cognitive Therapy and
Research. 2003. Vol. 27 (3). Р. 247—259.