Сергиенко А.И. аспирант факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5105-4592 e-mail: sergienkoanna809@gmail.com
Холмогорова А.Б. доктор психологических наук, профессор, декан факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5194-0199 e-mail: kholmogorova@yandex.ru
Представлены результаты эмпирического исследования влияния копинг- стратегий на посттравматический рост (ПТР) родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Подчеркивается необходимость психологической помощи родителям, которая является предиктором максимально успешного развития ребенка и повышения качества жизнедеятельности самого родителя. В ходе исследования 113 родителей детей с ОВЗ заполнили «Опросник посттравматического роста» и «Опросник способов совладания» (WCQ). Результаты показали, что разные стратегии совладания со стрессом могут препятствовать или способствовать ПТР родителей. Значимое положительное влияние на ПТР оказывают копинг-стратегии «Положительная переоценка», «Принятие ответственности», «Конфронтативный копинг», «Поиск социальной поддержки». Негативное влияние на ПТР оказывает копинг-стратегия «Планирование». На основании полученных результатов сформулированы рекомендации по оказанию психологической помощи родителям детей с ОВЗ, основанные на полученных данных и концепции посттравматичского роста.
Постановка диагноза ребенку с ментальной инвалидностью —
серьезное испытание для родителей. Помимо того, что это требует от родителей
моральных и физических усилий, финансовых затрат в плане абилитации и
реабилитации ребенка, это еще и чрезвычайно сильное психотравмирующее событие,
первой реакцией на которое является шок: беспомощность, онемение, «немыслимый
ужас», «… жизнь закончена».
Литература
Абульханова К.А. Время личности и время жизни.
СПб.: Алетейя, 2001. 304 с.
Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных
условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита //
Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 3—19.
Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ
преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во МГУ, 1984. 200 с.
Зарецкий В.К. Исходные методологические
представления о движущих силах саморазвития личности в образовательных системах
// Психолого- педагогические вопросы продвижения личности в многоуровневой
системе обучения. М.: НИИВО, 1993. С. 6—16.
Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в
разные периоды жизни: дисс. ... д-ра. психол. наук. Кострома, 2005. 473
с.
Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов
совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. 2007. №
3. С. 93—112.
Крюкова Т.Н., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В.
Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. СПб.: Речь, 2005.
240 с.
Леонтьев Д.А. Удары судьбы как стимулы личностного
развития: феномен посттравматического роста // Жизнеспособность человека:
индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты / Под ред. А.В. Махнач,
Л.Г. Дикой. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. С. 144—158.
Магомед-Эминов М.Ш. Феномен посттравматического
роста // Вестник Тамбовского университета. Гуманитарные науки. 2009. Вып. 3
(71). С. 111—117.
Майрамян Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок:
автореф. дисс. … канд. мед. наук. М., 1976. 24 с.
Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание
детей с отклонениями в развитии. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. 408
с.
Методики психологической диагностики больных с эндогенными
расстройствами. Усовершенствованная медицинская технология / Под ред. А.П.
Коцюбинского, Т.А. Аристовой, М.А. Дитятковского и др. СПб.: НИПНИ имени В.М.
Бехтерева, 2007. 47 с.
Рыженко И.В., Карданова М.С. Особенности
реагирования родителей на присутствие в семье ребенка-инвалида. Вероятностные
пути психологической помощи // Мир психологии. 2003. № 3. С. 242—246.
Сергиенко А.И. Позитивная личностная трансформация
и посттравматический рост у родителей детей с особенностями психофизического
развития // Дефектология. 2018. № 1. С. 23—35.
Ткачева В.В. Психологическое изучение семей,
воспитывающих детей с отклонениями в развитии. М.: Московский
психолого-социальный институт, 2004. 192 с.
Холмогорова А.Б. Когнитивно-бихевиоральные модели и
методы лечения генерализованного тревожного расстройства // Современная терапия
психических расстройств. 2014. № 1. С.18—26.
Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и
обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Дидактика Плюс;
Институт общегуманитарных исследований, 2002. 496 с.
Эльконин Б.Д. Л.С. Выготский — Д.Б. Эльконин:
знаковое опосредствование и совокупное действие // Вопросы психологии. 1996. №
5. С. 57—65.
Calhoun L.G., Tedeschi R.G., Cann A., et al.
Positive outcomes following bereavement: Paths to posttraumatic growth //
Psychologica Belgica. 2010. Vol. 50 (1—2). P. 125— 143.
doi:10.5334/pb-50-1-2-125
Frenkel-Brunswik E. Intolerance of ambiguity as an
emotional and perceptual variable // Journal of Personality. 1949. Vol. 18 (1).
P. 108—143. doi:10.1111/j.1467-6494.1949.tb01236.x
Frenkel-Brunswik E. Tolerance of Ambiguity as a
Personality Variable // American Psychologist. 1948. Vol. 3 (268). P.
385—401.
Folkman S., Lazarus R.S. Coping and emotion //
Stress and Coping: an Anthology / A. Monat, R.S. Lazarus (eds.). New York:
Columbia University Press, 1991. P. 207— 227. doi:10.7312/mona92982-018
Folkman S., Lazarus R.S., Dunkel-Schetter C., et
al. The dynamics of a stressful encounter: Cognitive appraisal, coping, and
encounter outcomes // Personality and Social Psychology. 1986. Vol. 50 (5). P.
992—1003. doi:10.1037/0022-3514.50.5.992
Ladouceur R., Talbot F., Dugas M.J. Behavioral
expressions of intolerance of uncertainty in worry // Behavior Modification.
1997. Vol. 21 (3). P. 355—371. doi:10.1177/01454455970213006
Lazarus R.S., Folkman S. The concept of coping //
Stress and Coping: an Anthology / A. Monat, R.S. Lazarus (eds.). New York:
Columbia University Press, 1991. P. 189—206. doi:10.7312/mona92982-017
McDonough V.T. The many layers of post-traumatic
growth [Электронный ресурс] // BrainLine. May 23, 2012. URL:
https://www.brainline.org/article/many-layers-post-traumatic-growth (дата
обращения: 01.10.2017).
ScorgieК., Wilgosh L., SobseyВ. The experience of transformation in parents of children with
disabilities: Theoretical considerations // Developmental Disabilities
Bulletin. 2004. Vol. 32 (1). P. 84—110
Steele R.B. Unremitting compassion: The moral
psychology of parenting children with genetic disorders // Theology Today.
2000. Vol. 57 (2). P. 161—174. doi:10.1177/004057360005700202
Schutte N.S., Malouff J.M. The impact of signature
character strengths interventions: A meta-analysis // Journal of Happiness
Studies. 2019. Vol. 20 (4). P. 1179—1196. doi:10.1007/s10902-018-9990-2
Taku K., Cann A., Calhoun L.G., et al. The factor
structure of the Posttraumatic Growth Inventory: a comparison of five models
using confirmatory factor analysis // Journal of Traumatic Stress. 2008. Vol.
21 (2). P. 158—164. doi:10.1002/jts.20305
Tedeschi R.G., Calhoun L.G. The Posttraumatic
Growth Inventory: Measuring the positive legacy of trauma // Journal of
Traumatic Stress. 1996. Vol. 9 (3). P. 455— 471. doi:10.1007/BF02103658
Tedeschi R.G., Calhoun L.G. Trauma and
transformation: Growing in the aftermath of suffering. Thousand Oaks, CA: Sage
Publications, 1995. 163 p. doi:10.4135/9781483326931
Tedeschi R.G., Calhoun L.G. The posttraumatic
growth inventory: Measuring the positive legacy of trauma // Journal of
Traumatic Stress. 1996. Vol. 9 (3). P. 455— 471. doi:10.1007/BF02103658
Tedeschi R.G., Calhoun L.G., Cann A. Evaluating
resource gain: Understanding and misunderstanding posttraumatic growth //
Applied Psychology: An International Review. 2007. Vol. 56 (3). P. 396—406.
doi:10.1111/j.1464-0597.2007.00299.x
Tedeschi R.G., Calhoun L.G., Groleau M. Clinical
Applications of Posttraumatic Growth // Positive Psychology in Practice:
Promoting Human Flourishing in Work, Health, Education, and Everyday Life / S.
Joseph (ed.). Hoboken, NJ: John Wiley & Sons, 2015. P. 503—518.
doi:10.1002/9781118996874.ch30
Zisook S., Shear K. Grief and bereavement: what
psychiatrists need to know // World Psychiatry. 2009. Vol. 8 (2). P. 67—74.
doi:10.1002/j.2051-5545.2009.tb00217.x