Предисловие главного редактора

102

Общая информация

Рубрика издания: Колонка редактора

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2021290101

Для цитаты: Холмогорова А.Б. Предисловие главного редактора // Консультативная психология и психотерапия. 2021. Том 29. № 1. С. 5–8. DOI: 10.17759/cpp.2021290101

Полный текст

Специальная тема этого выпуска «Стресс, стратегии совладания с ним и эмоциональная саморегуляция». Как мы уже обещали читателям, в каждом номере нашего журнала мы будем стараться освещать разные аспекты проблемы психического здоровья в период пандемии COVID-19 и публиковать новые данные российских и зарубежных авторов на эту тему. Количество таких работ растет буквально по экспоненте: непрерывно расширяются и дополняются специальные разделы и рубрики на сайтах различных организаций и изданий. Наш журнал тоже не остается в стороне от этой центральной на сегодняшний день проблемы нашей цивилизации. Специальная тема открывается статьей петербургских авторов И.С. Коротковой, М.В. Яковлевой, О.Ю. Щелко- вой и Д.А. Ереминой, посвященной проблеме тревожности, депрессии и стресса у медиков и представителей других профессий во время первой волны пандемии COVID-19. Особенно важны данные о конструктивных и деструктивных способах совладания со стрессом у разных специалистов. Нашей редакции приятно напомнить читателям, что впервые пилотажные данные этого онлайн-исследования были представлены на конференции памяти Блюмы Вульфовны Зейгарник, подготовленной факультетом Консультативной и клинической психологии МГППУ в тесном сотрудничестве с другими организациями к 120-летию родоначальницы московской школы клинической психологии.

В период пандемии особенно важно выявлять уязвимые группы населения и знать те факторы риска, которые препятствуют использованию конструктивных стратегий совладания со стрессом. Е.В. Куфтяк в своей статье рассматривает взаимосвязь типа привязанности и совладающего поведения у взрослых. Автор делает важный вывод, что взрослые с ненадежной привязанностью реже обращаются к копингу, ориентированному на решение проблемы, а вместо конструктивной активности они склонны к избеганию и отстранению от проблем.

Известно, что одним из важных факторов снижения способности к совладанию со стрессом и эмоциональной саморегуляции является алек- ситимия. В статье нашего коллеги из Польши П.М. Ларионова феномен алекситимии рассматривается дифференцировано, как многомерный конструкт, и выделяются разные типы алекситимии, по-разному связанные со конструктивными и деструктивными копинг-стратегиями.

Следующие три статьи посвящены изучению механизмов дистресса и поиску путей психологической помощи детям, подросткам и молодежи с различными проблемами психического и физического здоровья.

Рост аутодеструктивного поведения среди подростков и молодежи в период пандемии является еще одним важным вызовом для специалистов. Остро встает вопрос, как использовать цифровую среду, в которой современная молодежь проводит все больше времени, не во вред, а на пользу психическому здоровью. В статье Г.У. Солдатовой и С.Н. Илюхиной приведены результаты эмпирического исследования особенностей восприятия аутодеструктивного контента и контента о психологической помощи, а также способов реагирования на него подростков 15—17 лет и молодежи 18—25 лет. Представленные данные, несомненно, важны для развития психологической помощи с использованием цифровой среды, что крайне необходимо в условиях современного информационного общества.

Высокий уровень стресса, который испытывают дети и их родители при жизнеугрожающих заболеваниях, ставит перед специалистами задачу поиска путей оказания эффективной психологической помощи. Сейчас эта проблема актуальна вдвойне в связи с ростом уровня стресса и необходимости различных ограничений из-за повышенного риска для данного контингента в случае заражения. Статья большого авторского коллектива — Т.В. Рябовой, Н.В. Клипининой, Н.С. Никольской, Е.С. Шутковой, Е.А. Стефаненко и А.Е. Хаин направлена на обоснование необходимости дифференцированного подхода к психообразова­нию подростков с онкологическими и онкогематологическими заболеваниями, проходящих химиотерапию, и их матерей. Авторы убедительно показывают, что без выявления и учета потребностей и запросов самих пациентов психообразование не снижает уровень дистресса, то есть не может быть эффективным. Хочется отметить, что своим многолетним опытом работы на базе Национального медицинского исследовательского центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева некоторые из авторов статьи поделились с коллегами в рамках мастер-класса на конференции памяти Б.В. Зейгарник в 2020 г. Также эта группа специалистов разработала первую российскую программу повышения квалификации для психологов, работающих с семьями, испытывающими хронический стресс в ситуации сложного лечения жизнеугрожающего заболевания ребенка.

Уже имеются многочисленные данные о том, что дети с ОВЗ и их семьи испытывают особенно высокий стресс во время пандемии. Способность к пониманию ментальных состояний является важнейшей основой эмоциональной саморегуляции, и она серьезно нарушена у многих детей с ОВЗ ментального характера. В статье Р.А. Туревской и А.А. Плен- сковской описываются нарушения понимания психических состояний (или модели психического) у детей с расстройствами аутистического спектра в опоре на оригинальный системно-уровневый подход авторов. Такой дифференцированный подход к проблеме может стать важной основой для совершенствования методов психологической помощи данному контингенту.

Следующая рубрика данного номера «Мастерская и метод» объединяет три статьи, затрагивающие важные темы современной психологической практики. Психотерапия разрушающихся партнерских отношений и вспомогательные репродуктивные технологии обсуждается в статье И.И. Знаменской, М.Р. Травковой и К.Р. Арутюновой. Авторы поднимают этически неоднозначные вопросы криоконсервации эмбрионов в связи с разводом супружеской пары, включая вопрос о правовом статусе эмбрионов. Во второй статье этой рубрики, подготовленной В.В. Бо­чаровым и А.М. Шишковой, рассматриваются теоретические проблемы эмоционального выгорания родственников, опекающих хронически больных, обосновывается правомерность использования конструкта выгорания, который противопоставляется понятию «бремя болезни». Статья С.В. Крайнюкова и Ю.В. Горюновой может заинтересовать специалистов, занимающихся вопросами применения методов психосемантики на практике. Авторы анализируют результаты психосемантического исследования метафор в психологическом консультировании взрослых и знакомят со своей классификацией метафор и категориями их оценки.

Данный выпуск завершается подготовленным Еленой Можаевой дайджестом, который посвящен проблемам расстройств пищевого поведения, заметно обострившимся в разных странах в период пандемии. Многим специалистам будет полезна подборка материалов последних зарубежных публикаций о психологических практиках лечения нервной анорексии, роли изнуряющих физических упражнений при расстройствах пищевого поведения и влиянии COVID-19 на уязвимых к расстройствам пищевого поведения людей.

Надеемся, что статьи этого номера будут полезны специалистам в сфере психического здоровья, прилагающим большие усилия для помощи разным уязвимым категориям населения в этот сложный период.

Желаем нашим читателям здоровья и напоминаем о необходимости заботы о себе, ведь уровень профессионального выгорания у специалистов помогающих профессий продолжает оставаться очень высоким!

А.Б. Холмогоров

Информация об авторах

Холмогорова Алла Борисовна, доктор психологических наук, профессор, декан факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник, ГБУЗ «НИИ СП имени Н.В. Склифосовского ДЗМ», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5194-0199, e-mail: kholmogorova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 356
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 102
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0