Рикель А.М. кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии факультета психологии , Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6940-4244 e-mail: a.m.rikel@gmail.com
Федорова Н.В. выпускница факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО «МГУ имени М.В. Ломоносова»), Москва, Россия e-mail: fedorova731@mail.ru
Бовина И.Б. доктор психологических наук, профессор, кафедра клинической и судебной психологии, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9497-6199 e-mail: innabovina@yandex.ru
Категории поколения и эмоциональных реакций в рамках коллективной памяти рассматриваются как центральные в русле излагаемого здесь исследования. Предполагается, что исторические события ассоциируются с теми или иными эмоциональными переживаниями, а коллективная память сохраняет крайне положительные или крайне отрицательные из них. Исследование проводилось с помощью визуальных методов, в которых испытуемым предлагалось оценить свои чувства при взгляде на фотографии различных войн ХХ века. Делаются выводы о наиболее выраженном чувстве страха у всех поколений россиян при оценке различных образов войны; отсутствии различий в восприятии Второй мировой войны у четырех поколений россиян (N = 589 человек) по всем эмоциональным реакциям, за исключением переживания гордости за результаты войны. Отдельно описывается так называемое поколение «Игрек», испытывающее наименее яркую эмоциональную реакцию, в том числе в части чувства эмпатии.
Алехин А.Н., Грекова А.А. «Псевдопсихопатологические» формы мышления
в современных условиях // Вестник психотерапии. 2018. № 66. С. 137—151.
Ассман А. Длинная тень прошлого: мемориальная культура и
историческая политика. М.: Новое литературное обозрение. 2014. 328 с.
Афанасьева А.И., Меркушин В.И. Великая Отечественная война в
исторической памяти россиян // Социологические исследования. 2005. № 8. С.
11—22.
Баранова В. А., Донцов А. И. Коллективная память о событиях в России
XX века в современном российском обществе // Человеческий капитал. 2017. № 11.
С. 76—82.
Беззубова О.В. Визуальная культура и визуальный поворот в
культуральных исследованиях второй половины ХХ века // Ученые записки
Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные
науки. 2012. № 5. С. 75—79.
Болебер В. Воспоминание и историзация: трансформация индивидуальной
и коллективной травмы и ее межпоколенческая передача [Электронный ресурс] //
Журнал практической психологии и психоанализа. 2010. № 4. URL:
http://psyjournal.ru/articles/vospominanie-i-istorizaciya-transformaciya...
(дата обращения: 15.07.2017).
Гудков Л.Д. Негативная идентичность. М.: Новое литературное
обозрение, 2004. 816 с.
Емельянова Т.П. Коллективная память о событиях отечественной
истории: социально-психологический подход. М.: Изд-во «Институт психологии
РАН», 2019. 299 с.
Емельянова Т. П., Кузнецова А. В. Значимые фигуры российской истории
в коллективной памяти разных групп общества // Знание. Понимание. Умение. 2013.
№ 2. С. 123—129.
Емельянова Т.П., Мишарина А.В. Ознаменование Победы в Великой
Отечественной войне в восприятии различных социальных групп // Знание.
Понимание. Умение. 2014. № 4. С. 220—229.
Мальковская И. А. Визуальная культура: проблемы самоидентичности //
Гуманитарные науки: теория и методология. 2008. №4. С. 45—49.
Мельникова О.Т., Мезенцева А.С. Визуальные методы в социально-
психологическом исследовании // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9.
№3. С. 42—52. DOI:10.17759/sps.2018090305
Нечаев В.Д., Дурнева А.Е. «Цифровое поколение»:
психолого-педагогическое исследование проблемы // Педагогика. 2018. № 1. С.
36—45.
Нора П. Поколение как место памяти // Новое литературное обозрение.
1998. № 30. С. 48—72.
Павлова Е.Г. Визуальный образ в медиапространстве и современность //
Социология. 2015. № 3. С 108—114.
Постникова М.И. Концептуальная модель межпоколенных отношений в
современном российском обществе // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 2.
С. 78—82.
Пищик В.И. Преемственность и изменение общих черт поколений,
сопряженных с их ментальностью // Прикладная психология общения и
межличностного познания: коллективная монография / Под ред. Л.И. Рюмшиной. М.:
КРЕДО. 2015. С. 20—30.
Рикель А.М. Поколение как объект изучения социальной психологии:
исследование на «своем поле» или на «ничьей земле»? // Социальная психология и
общество. 2019. Т. 10. № 2. С. 9—18. DOI:10.17759/sps.2019100202
Рикель А.М., Тычинина М.И. Межпоколенные различия стратегий
межличностных отношений [Электронный ресурс] // Психологические исследования.
2017. Т. 10. № 51. С. 9. URL: http://psystudy.ru (дата обращения:
15.06.2020).
Рикёр, П. Память, история, забвение. М.: Изд-во гуманитарной
литературы, 2004.728 с. 22.
Семенова В.В. Современные концептуальные и эмпирические подходы к
понятию «поколение» // Россия реформирующаяся: Ежегодник / Под ред. Л.М.
Дробижевой. М.: Институт социологии РАН, 2003. С. 213—237.
Семилет Н.В. Концепция трансгенерации коллективной травмы: способы
исцеления [Электронный ресурс] // Вестник по педагогике и психологии Южной
Сибири. 2014. № 2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-transgeneratsii-kollektivnoy-travmy-sposoby-istseleniya
(дата обращения: 07.06.2020).
Gartner S.S , Gelpi C.F. The Affect and Effect of Images of War on
Individual Opinion and Emotions // International Interactions. 2016. Vol. 42.
P. 172—188. DOI: 10.1080/03050629.2015.1051620
Gilleard C., Higgs P. Contexts of Ageing: Class, cohort and
community, Cambridge: Polity Press, 2005. 358 p.
Hakoköngäs J. E., Sakki I. H. Visualized
Collective Memories: Social Representations of History in Images Found in
Finnish History Textbooks // Journal of Community and Applied Social
Psychology. 2016. Vol. 26. P. 496—517. DOI:10.1002/casp.2276
Harper D. Talking about pictures: a case for photo elicitation.
Visual Studies. Vol. 17. London: Routledge Publ., 2002. P. 13—26.
Hirschberger G. Collective Trauma and the Social Construction of
Meaning // Frontiers in Psychology. 2018. DOI:10.3389/fpsyg.2018.01441
Holl T., Ross A. Rethinking Affective Experience and Popular
Emotion: World War I and the Construction of Group Emotion in International
Relations// Political Psychology. 2019. Vol. 40. DOI:10.1111/pops.12608
Jones C., Ramanau R., Cross S., Healing G. Netgeneration or Digital
Natives: Is there a distinct new generation entering university? // Computers
and Education. 2010. Vol. 54. P. 722—732.
\Joshi A., Dencker J., Franz. G. Generations in Organizations //
Research in Organizational Behavior. 2011.Vol. 31. P. 177—205.
DOI:10.1016/j.riob.2011.10.002
Liu J.H., Hilton D. How the past weighs on the present: Social
representations of history and their role in identity politics // British
Journal of Social Psychology. 2005. Vol. 44. P. 537—556.
Mannheim K. Essays on the sociology of knowledge. London: Routledge.
1997. 256 p.
Moliner P., Bovina I. Architectural Forms of Collective Memory //
International Review of Social Psychology. 2019. Vol. 32. DOI:
https://doi.org/10.5334/irsp.236
Moliner P., Bovina P., Rikel A. Fedorova N. Émotions du passé et
émotions du futur dans les représentations sociales de la guerre. Une étude
exploratoire en Russie. [Электронный ресурс]. Adrips Online conference, 2020.
URL: https:// osf.io/7r95w/?view_only=773e613c7f6c449895cdb8f672958fd5(дата
обращения: 20.02.2021)
Paez D.R., Liu J.H.-F. Collective memory of conflicts. In: D.
Bar-Tal (Ed.). Frontiers of social psychology. Intergroup conflicts and their
resolution: A social psychological perspective // Psychology Press. 2011. P.
105—124.
Rose G. Visual Methodologies. An Introduction to Researching with
Visual Materials. London: Sage, 2007. 240 p.
Schuman H., Scott J. Generations and Collective Memory // American
Sociological Review. 1989. Vol. 54. P. 359—381.
Twenge J.M., Campbell S.M. Birth cohort differences in the
Monitoring the Future dataset and elsewhere: Further evidence for Generation Me
— Commentary on Trzesniewski and Donnellan // Perspectives on Psychological
Science. 2010. Vol. 5. P. 81—88.
Watkins H., Bastian B. Lest We Forget: The Effect of War
Commemorations on Regret, Positive Moral Emotions, and Support for War //
Social Psychological and Personality Science. 2019. Vol. 10. DOI:
10.1177/1948550619829067
Zipris I., Pliskin R., Canetti D., Halperin E. Exposure to the 2014
Gaza War and Support for Militancy: The Role of Emotion Dysregulation //
Personality and Social Psychology Bulletin. 2019. Vol. 45.
DOI:10.1177/0146167218805988