Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 139Рубрики 53Авторы 10411Новости 1992Ключевые слова 6180 Подать рукописьRSS RSS
Консультативная психология и психотерапия - №1 / 2022 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

Квартили журнала 2021

CiteScore : Q3
SNIP: Q3
SJR: Q3

Подробнее на scimagojr.com/

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ

ВАК

CrossRef

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Феномен селфи и его психологический смысл для современного подростка 112

|

Павлова Н.В.
магистр психологии, психолог-консультант, АНО «Центр развития и социализации детей и взрослых с нарушениями развития “Пространство общения”», Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2139-5633
e-mail: pavlova.sound@gmail.com

Филиппова Е.В.
кандидат психологических наук, профессор и заведующая кафедрой детской и семейной психотерапии факультета психологического консультирования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1328-3041
e-mail: e.v.filippova@mail.ru

Аннотация

Цель. В статье представлено исследование, направленное на выяснение психологического смысла феномена селфи, роли селфи в жизни современных подростков. Материалы и методы. В исследовании принимали участие 22 человека, 13 девушек и 9 юношей, среди них 17 учащихся старших классов школы, в возрасте 14—17 лет, и 5 студентов вуза, в возрасте от 18 до 21 года. Было проведено интервью с участниками, а также организована дискуссия, касающаяся вопросов отношения к селфи и его использования. Обработка материалов интервью и дискуссии осуществлялась с помощью тематического и контент-анализа. Результаты. Рассмотрены различные взгляды на психологическую природу селфи, причины его популярности у молодежи. Представлена авторская трактовка феномена селфи в контексте теории «переходного объекта» Д.В. Винникотта и экзистенциального анализа А. Лэнгли. В работе показано, что селфи является новым средством познания себя, построения подлинного образа себя через виртуальный образ тела в пространстве между образом Я и реальностью.

Ключевые слова: феномен селфи, подростки, переходный объект, образ Я

Рубрика: Эмпирические исследования

Тип: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2022300107

Получена: 11.10.2021

Принята в печать: 15.02.2022

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Ануфриева К.В. Селфи как форма проявления нарциссизма личности в современном глобальном сообществе // Вестник ТвГУ, серия «Философия». 2014. № 2. С. 79—90.
  2. Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. М.: Ад Маргинем Пресс, 2011. 272 с.
  3. Быкова Е.А., Багаева Л.В. Феномен «селфи» в подростковой среде // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2016. № 4 (32). С. 127—130.
  4. Винникотт Д.В. Переходные объекты и переходные явления: исследование первого «не-я»-предмета // Антология современного психоанализа. 2000. Том 1. С. 186—200.
  5. Ершова Р.В., Киселева Н.Н., Савельев С.В. Цифровое общество как культурно- исторический контекст развития человека. Коломна: Изд. Государственного социально-гуманитарного университета, 2018. 452 с.
  6. Жуина Д.В., Жуина А.И. Особенности виртуального общения подростков в соцсетях и его влияние на их общение в реальной жизни // Современные исследования социальных проблем. 2017. Том 8. № 6—2. С. 249—252.
  7. Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2003. 301 с.
  8. Нуркова В.В., Козяр Г.Н., Какие воспоминания мы выбираем? Как цифровой фотоаппарат изменяет нашу память? // Лабиринт. Журнал социально- гуманитарных исследований. 2012. № 4. С. 12—25.
  9. Одарущенко О.И. Селфи и его влияние на поведение подростков (психологический аспект) // Цифровое общество как культурно- исторический контекст развития человека. 2016. С. 295—297.
  10. Павлова Н.В., Филиппова Е.В. Феномен селфи и его роль с жизни современного подростка // Сборник трудов XIV Международной научно-практической конференции «Подросток в мегаполисе» (г. Москва, 6—7 апреля 2021 г.). М., 2021. С. 114—118.
  11. Павлова Н.В. Феномен селфи и его роль в жизни современного подростка: дисс.маг.психологии. М., 2021. 83 с.
  12. Berlatsky N. Selfies are art [Электронный ресурс] // The Atlantic. 2013. № 22. URL: https://www.theatlantic.com/entertainment/archive/2013/11/selfies-are-art/281772/ (дата обращения: 01.07.2021).
  13. Boon S., Pentney B. Selfies| virtual lactivism: Breastfeeding selfies and the performance of motherhood // International Journal of Communication. 2015. № 9. Р. 14.
  14. Boyd D. It’s complicated: The social lives of networked teens. Yale University Press, 2014. 296 с.
  15. Brailovskaia J., Bierhoff H.W. Cross-cultural narcissism on Facebook: Relationship between self-presentation, social interaction and the open and covert narcissism on a social networking site in Germany and Russia // Computers in Human Behavior. 2016. № 55. Р. 251—257. DOI: 10.1016/j.chb.2015.09.018
  16. Brand M., Laier C., Young K.S. Internet addiction: coping styles, expectancies, and treatment implications // Frontiers in psychology. 2014. № 5. Р. 1256. DOI: 10.3389/fpsyg.2014.01256
  17. Bue A.C.C. The looking glass selfie: Instagram use frequency predicts visual attention to high-anxiety body regions in young women // Computers in Human Behavior. 2020. № 108. Р. 106—329. DOI: 10.1016/j.chb.2020.106329
  18. Buffardi L.E., Campbell W.K. Narcissism and social networking web sites // Personality and social psychology bulletin. 2008. Vol. 34. № 10. Р. 1303—1314. DOI: 10.1177/0146167208320061
  19. Carpenter C.J. Narcissism on Facebook: Self-promotional and anti-social behavior // Personality and individual differences. 2012. Vol. 52. № 4. Р. 482—486. DOI: 10.1016/j.paid.2011.11.011
  20. Carr N. The shallows: What the Internet is doing to our brains. New York: WW Norton & Company, 2020. 280 p.
  21. Cohen R. et al. Research Methods in Education . New York: Routledge, 2007. 657 p.
  22. Cohen R., Newton-John T., Slater A. Selfie-objectification: The role of selfies in self-objectification and disordered eating in young women // Computers in Human Behavior. 2018. Vol. 79. Р. 64—74. DOI: 10.1016/j.chb.2017.10.027
  23. Davenport S.W. et al. Twitter versus Facebook: Exploring the role of narcissism in the motives and usage of different social media platforms // Computers in Human Behavior. 2014. Vol. 32. Р. 212—220. DOI: 10.1016/j.chb.2013.12.011
  24. efinition of Selfie noun. The Oxford Advanced Learner’s Dictionary. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/ definition/english/selfie?q=selfie (дата обращения: 01.10.2020).
  25. Diefenbach S., Christoforakos L. The Selfie Paradox: Nobody Seems to Like Them Yet Everyone Has Reasons to Take Them. An Exploration of Psychological Functions of Selfies in Self-Presentation // Frontiers in Psychology. 2017. Vol. 8. Р. 7. DOI: 10.3389/fpsyg.2017.00007
  26. Eftekhar A., Fullwood C., Morris N. Capturing personality from Facebook photos and photo-related activities: How much exposure do you need? // Computers in Human Behavior. 2014. Vol. 37. Р. 162—170. DOI: 10.1016/j.chb.2014.04.048
  27. Gibbons F.X., Gerrard M. Effects of upward and downward social comparison on mood states //Journal of Social and Clinical Psychology. 1989. Vol. 8. № 1. Р. 14— 31. DOI: 10.1521/jscp.1989.8.1.14
  28. Gordon R.J. Does the “new economy” measure up to the great inventions of the past? // Journal of economic perspectives. 2000. Vol. 14. № 4. Р. 49—74.
  29. Guernsey L. You’ve Got Inappropriate Mail: Monitoring of Office E-mail is Increasing [Электронный ресурс]. URL: http://nepalvisitblog.blogspot. com/2019/05/youve-got-inappropriate-mail.html (дата обращения: 01.04.2020).
  30. Kruszelnicki K. A brief history of the selfie. Dr Karl’s Great Moments In Science [Электронный ресурс]. URL: http://www.abc.net.au/science/ articles/2014/08/12/4065062.htm (дата обращения: 01.04.2020)
  31. Längle A. Die Persönlichkeitsstörungen des Selbst-eine existenzanalytische Theorie der Persönlichkeitsstörungen der hysterischen Gruppe. Wien: Facultas, 2002. 300 p.
  32. Maddox J. «Guns Don’t Kill People… Selfies Do»: rethinking narcissism as exhibitionism in selfie-related deaths // Critical Studies in Media Communication. 2017. Vol. 34. № 3. Р. 193—205. DOI:10.1080/15295036.2016.1268698
  33. Mingoia J. et al. The relationship between social networking site use and the internalization of a thin ideal in females: A meta-analytic review // Frontiers in psychology. 2017. Vol. 8. Р. 1351. DOI:10.3389/fpsyg.2017.01351
  34. Qiu L. et al. What does your selfie say about you? // Computers in Human Behavior. 2015. Vol. 52. Р. 443—449. DOI:10.1016/j.chb.2015.06.032
  35. Rousseau A. Adolescents’ selfie-activities and idealized online self-presentation: An application of the sociocultural model // Body Image. 2021. Vol. 36. Р. 16—26. DOI: 10.1016/j.bodyim.2020.10.005
  36. Shane-Simpson C. et al. I love my selfie! An investigation of overt and covert narcissism to understand selfie-posting behaviors within three geographic communities // Computers in Human Behavior. 2020. Vol. 104. Р. 106—158. DOI: 10.1016/j. chb.2019.106158
  37. Sorokowski P. et al. Selfi posting/behaviors are associated with narcissism among men // Personality and individual Differences. 2015. T. 85. Р. 123—127. DOI: 0.1016/j.paid.2015.05.004
  38. Sorokowski P. et al. Sex differences in online selfie posting behaviors predict histrionic personality scores among men but not women // Computers in Human Behavior. 2016. Vol. 59. Р. 368—373. DOI: 10.1016/j.chb.2016.02.033
  39. Tiggemann M., Anderberg I., Brown Z. Uploading your best self: Selfie editing and body dissatisfaction // Body Image. 2020. Vol. 33. Р. 175—182. DOI: 0.1016/j. bodyim.2020.03.002
  40. Vendemia M.A., DeAndrea D.C. The effects of engaging in digital photo modifications and receiving favorable comments on women’s selfies shared on social media // Body Image. 2021. Vol. 37. Р. 74—83. DOI: 10.1016/j.bodyim.2021.01.011
  41. Weilenmann A., Hillman T. Selfies in the wild: Studying selfie photography as a local practice // Mobile Media & Communication. 2020. Vol. 8. Р. 42—61. DOI: 10.1177/2050157918822131
  42. Wood N.T., Solomon M.R., Englis B.G. Personalisation of online avatars: is the messenger as important as the message? // International Journal of Internet  Marketing and Advertising. 2005. Vol. 2. №. 1—2. Р. 143—161. DOI: 10.1504/ IJIMA.2005.007509
  43. Wortham J. My Selfie, Myself [Электронный ресурс]. URL: https://www.nytimes. com/2013/10/20/sunday-review/my-selfie-myself.html (дата обращения: 01.04.2020)
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика