Публикации образовательного экологического проекта «Отдых и учеба с радостью» в коллекции портала PsyJournals.ru

146
Иллюстрация к новости

Коллекция книг портала психологических изданий PsyJournals.ru пополнилась рядом изданий из цикла монографий и учебных пособий из серии образовательного экологического проекта «Отдых и учёба с радостью». Автор проекта – Александр Николаевич Камнев, доктор биологических наук, кандидат педагогических наук, профессор Московского государственного психолого-педагогического университета, действительный член Московского общества испытателей природы, член Союза писателей России. Программы экологического проекта «Отдых и учеба в лагере» в течение многих лет проводились на базе крупнейших лагерей России, таких как: «Кавказ». «Энергетик», «Смена», «Орлёнок», «Океан», «Артек». Материалы, опубликованные в книгах и статьях, выше представленной серии, были хорошим методическим материалом, которые использовались педагогами программ.

Все издание цикла предназначены для педагогов, организаторов различных программ детского отдыха и развития, исследователей и специалистов в сфере экологического образования и образования в интересах устойчивого развития, аспирантов, студентов и всех, кому интересны вопросы современного образования и воспитания.

В книгах собран материал, освещающий вопросы, связанные с работой системы дополнительного образования и детских лагерей. Показаны парадигмы психолого-педагогического обеспечения этой области образования. Дана классификация детских оздоровительных лагерей, показаны их образовательные функции. Рассмотрено становление крупнейшего детского лагеря мира МДЦ «Артек» как уникальной модели детского отдыха. Большое внимание уделено вопросам образования для устойчивого развития. Дана характеристика деятельного экологического образования как модели для реального устойчивого развития. Представлен краткий очерк истории развития лагеря, эволюции его задач и принципов. Показаны педагогические возможности лагеря.

Приведены примеры ранней профориентации школьников на базе детских лагерей. Показана значимость лагеря для профориентации и воспитания не только детей, но и будущих педагогов, а также специалистов непедагогического профиля. Представлены примеры различных типов программ подготовки педагогических кадров для работы в лагере. Дан экскурс в историю возникновения профессии вожатый. Обозначены принципы профессионального отбора и обучения кадров для детских оздоровительных лагерей России. Затронуты вопросы, связанные с профессиональной ориентацией профессии вожатый, разобраны вопросы популяризации профессии вожатый. Представлен примерный план занятий и программ школы педагогического мастерства для инструкторов, не имеющих педагогического образования, но работающих в экологических программах в детских лагерях.

Собраны документы, связанные с правовым регулированием функционирования детского лагеря. Прописаны правоотношения с родителями и детьми. Представлены формы договоров и лицензий.

Две книги данной серии могут являться учебным пособием, освещающим вопросы, связанные с формированием на базе детских оздоровительных лагерей правильного понимания и основ здорового образа жизни у подрастающего поколения. Нами были приведены данные о состоянии здоровья современных детей и подростков, а также обозначены факторы, отрицательно влияющие на здоровье, и последствия их воздействия. Намечены пути выхода из сложившейся ситуации. Представлены технологии, стимулирующие двигательную активность детей и молодёжи на базе детского лагеря. Показаны наиболее перспективные здоровьесберегающие виды спортивной деятельности, которые можно использовать в лагере, в частности, плавание и стрельба из лука. Представлены новые развивающие и здоровьесберегающие технологии — нейробика и нейрокоррекция, мозжечковая стимуляция, терапия сенсорной интеграции, которые можно использовать на базе детского оздоровительного лагеря, в том числе, в работе по преодолению специфических нарушений письма. В данной монографии предлагается расширенная программа коррекционной работы по преодолению дисграфии. Кроме того, представлен нейропсихологический подход к преодолению специфических нарушений счета, обусловленных несформированностью пространственных представлений. Рассказано об инклюзивном потенциале детских лагерей и о культуре работы педагогов. Показана специфика взаимодействия педагога с детьми с нарушением слуха, нарушением зрения, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Дополнительный материал, прилагающейся к данному циклу учебных пособий и монографий, издавался в виде отдельных статей и методических пособий. Многие из них являлись готовыми уроками, которые проводили во время лагерных смен.

На портале психологических изданий размещены следующие издания цикла «Отдых и учёба с радостью»:

  1. А.Н. Камнев, О.А. Камнев, М.А. Камнева, К.Д. Ефремов, И.С. Киселева, О.А. Кононова, Е.Л. Манукян, О.Г. Миронец, О.М. Нуриманова, М.В. Покаташкина, В.С. Шипилова. Отдых и учёба с радостью. Деятельное экологическое образование и научно-приключенческие программы в детских лагерях: коллективная монография / Под ред. д.б.н. А.Н. Камнева и член-корр. РАО, д. псих. н. В.И. Панова.— М.: Перо, 2016. – 434 с.
  2. Здоровьесберегающие и развивающие технологии в системе дополнительного образования и детских лагерях. Серия «Отдых и учеба с радостью»: коллективная монография / А. Н. Камнев, О. А. Кононова, С. А. Макарова, В. И. Панов ; под ред. д-ра биол. наук А. Н. Камнева и член-корр. РАО, д-ра психол. наук В. И. Панова. — М.: Народное образование, 2021. — 552 с.
  3. Развитие субъектности подростка во взаимодействии с природной средой в детском оздоровительном лагере или Что даёт деятельное образование: монография / А.Н. Камнев; под ред. Т.А. Антопольской. — М.: Народное образование, 2022. — 232 с.: ил. — (Серия «Отдых с учёбой и радостью»).
  4. Лагерь школе и обществу: история развития, психолого-педагогические и социально-коммуникативные возможности детского лагеря. Коллективная монография / Под общ. ред. д-ра биол. наук, профессора МГППУ А. Н. Камнева и д-ра психол. наук, чл.-корр. РАО В. И. Панова. — М.: Народное образование, 2022. — 448 с., ил.
  5. Лагерь школе и обществу: ранняя профориентация, подготовка кадров, правовое регулирование. Учебное пособие / Под общ. ред. д-ра биол. наук, канд. пед. наук, профессора МГППУ А. Н. Камнева и д-ра психол. наук, чл.-корр. РАО В. И. Панова. — М.: Народное образование, 2023. — 412 с., илл.
  6. Лагерь школе и обществу: здоровый образ жизни, здоровьесберегающие и развивающие технологии, инклюзивная культура / Под общ. ред. д.б.н., к.пед.н, профессора МГППУ А. Н. Камнева и д.псих.н., чл.-корр. РАО В. И. Панова. — М. Народное образование, 2023. - 600 с.