К 85-летию со дня рождения Людмилы Филипповны Обуховой

248

22 июля 2023 года  —  85 лет со дня рождения Людмилы Филипповны Обуховой (22.07.1938 - 20.07.2016), выдающегося российского психолога, доктора психологических наук, профессора, лауреата премии Президента Российской Федерации в области образования. 

Для студентов-психологов России уже нескольких поколений, начиная с середины 90-х годов прошлого века, имя Людмилы Филипповны Обуховой прочно связано прежде всего с авторским учебником по возрастной психологии. Людмила Филипповна была основательницей и заведующей кафедрой возрастной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета с 1999 по 2016 годы. Но это лишь одна из граней ее жизни, научного и педагогического творчества. В память о Людмиле Филипповне обозначим и другие незабываемые вехи ее жизни.

Людмила Филипповна была верной ученицей Петра Яковлевича Гальперина. Образ учителя, его идеи вдохновляли Людмилу Филипповну на протяжении жизни. Под его руководством в 1972 году она защитила кандидатскую диссертацию на тему «Формирование элементов научного мышления у ребенка». Культурно-историческая парадигма исследования детского развития позже была развита в ее докторской диссертации «Пути научного изучения психики ребёнка в XX веке» (1996 год).

Она была убеждена в огромном исследовательском и прикладном потенциале концепции ориентировочной деятельности субъекта как предмета психологии, последовательно стремилась к тому, чтобы метод поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина был представлен в учебных курсах, воплощался в эмпирических исследованиях молодых психологов.  Знаковым и памятным событием стало издание в 2022 году последней монографии Л.Ф. Обуховой «Основы общей (генетической) психологии. Теория П.Я. Гальперина и формирующий эксперимент», к сожалению, так и не успевшей увидеть свет при жизни автора.

В 1970-е годы Л.Ф. Обухова была куратором группы слепоглухих студентов, обучавшихся в МГУ. А в дальнейшем, на протяжении всей профессиональной жизни, проблемы психического развития детей в условиях сенсорных дефектов, оставались в поле ее внимания.

Л.Ф. Обуховой опубликовано более 70 научных работ, включая монографии, учебники, статьи на немецком, английском, французском языках. Назовем основные из ее работ: «Этапы развития детского мышления» (1972), «Концепция Жана Пиаже: за и против» (1981), «Современная американская психология развития» (1986)/6 «Формы и функции подражания в детском возрасте» (в соавт., 1994), «Развитие творческого мышления дошкольника» (в соавт., 1995), «Развитие дивергентного мышления» (в соавт., 1995.), «Неоконченные споры: П.Я. Гальперин и Ж. Пиаже» (1996), «Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии» (в соавт., 2001), «Концепция М.И. Лисиной и современная психология: перекличка идей» (2009), «Социокогнитивный подход к исследованию интеллектуального развития ребенка» (2010), «Теория П.Я. Гальперина — становление новой отрасли психологии» (2010), «Современный ребенок: шаги к пониманию» (2010), «Выготский и психология развития в его и наши дни» (2012), «П.Я. Гальперин — равный среди равных» (2012), «Психология развития в начале нового века» (2014), «Л.С. Выготский под знаком времени» (2016). А также автор ряда учебных фильмов по психологии развития и возрастной психологии: «Детский психоанализ в России», «Открытие детства», «Детство в разных культурах», «Образ ребенка в фотографии» и др.

Л.Ф. Обухова стала вдохновительницей, организатором, радушной «хозяйкой» Всероссийской  научно-практической конференции по психологии развития, которая успела пройти пять раз по темам: «Ребенок в современном обществе» (2007), «Другое детство» (2009),  «На пороге взросления» (2011), «У истоков развития» (2013), «Горизонты зрелости» (2015).

Но важнейшей чертой Людмилы Филипповны Обуховой для всех, кто ее знал, был искренний интерес к человеку и его делу, внимание, теплота, готовность помочь. Она как будто никогда и никуда не торопилась, была готова внимательно обсуждать и курсовую со студентом 2 курса, и докторскую диссертацию коллеги. Не случайно после ее ухода многие вспоминали о том, какую роль она сыграла в их жизни, о замыслах совместной работы с ней.

Для нас, сотрудников кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» Московского государственного психолого-педагогического университета, образ Людмилы Филипповны максимально воплощает в себе Наставничество в психологической науке и практике, задавая во всей полноте «ориентировочную основу» нашей профессиональной и педагогической деятельности.

Сотрудники и коллеги,

Московский государственный психолого-педагогический университет

Котляр И.А. Людмила Филипповна Обухова. Человек, в котором живет «внутренний ребенок» // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 4. С. 113–116. DOI: 10.17759/chp.2016120411

Шаповаленко И.В. Людмила Филипповна Обухова: на перекрестье судеб // Культурно-историческая психология. 2018. Том 14. № 4. С. 88–93. DOI: 10.17759/chp.2018140411

Шаповаленко И.В., Бурменская Г.В. Людмила Филипповна Обухова. Фея детской психологии (1938—2016) // Выдающиеся психологи Москвы. С. 640–651.