Цифровые технологии в образовательном процессе в новом выпуске журнала «Психологическая наука и образование»
Опубликован новый выпуск журнала «Психологическая наука и образование» (№4, 2023), посвященный применению цифровых технологий в образовательном процессе, в деятельности педагогов и обучающихся на разных уровнях образования. Тематическими редакторами выпуска выступили Сорокова Марина Геннадьевна, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой «Цифровое образование», руководитель Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA, МГППУ и Рубцова Ольга Витальевна, кандидат психологических наук, руководитель Центра междисциплинарных исследований современного детства, доцент кафедры «Возрастная психология им. проф. Л.Ф. Обуховой», МГППУ.
Профессиональное сообщество постепенно приходит к пониманию, что цифровая образовательная среда (ЦОС) — это не только и не столько онлайн-обучение, сколько вся совокупность современных цифровых платформ, инструментов и сервисов для управления процессом обучения и самообучения, реализации новых возможностей осуществления взаимодействия между преподавателем и студентами или школьниками.
Тематический выпуск журнала состоит из трех рубрик: «Роль цифровых игр в развитии детей и подростков», «Цифровые инструменты оценки развития, компетенций, поведения», «Цифровая образовательная среда в современном процессе обучения и воспитания».
В первой рубрике собраны статьи, включающие анализ взаимосвязи личностных особенностей игроков подросткового и юношеского возраста с их поведением в виртуальном пространстве; оценку вклада социального интеллекта в успешность совместного решения игровых компьютерных задач, а также исследование взаимосвязи предпочитаемых типов цифровых игр и регуляторных функций у детей 6—7 лет.
Вторая рубрика объединяет статьи, посвященные оценке креативности, цифровой грамотности, когнитивного контроля с помощью цифровых инструментов, а также киберлафинга у школьников и студентов.
Третья рубрика охватывает работы по анализу готовности участников образовательного процесса к применению цифровых технологий в образовании; исследованию механизмов «виртуального медицинского образования» в ЦОС в Виртуальном колледже медицинского образования и менеджмента Университета медицинских наук г. Тегерана; исследованию «техностресса» и особенностей взаимодействия преподавателей и студентов в ЦОС авторами из Индонезии; формированию методической готовности магистрантов психолого-педагогического направления к медиации в условиях смешанного обучения; а также изучению метода цифрового сторителлинга как средства воспитания и формирования духовно-нравственных ценностей в подростковом возрасте.