В «Беседке журнала Современная зарубежная психология» обсудили проблемы специальной психологии
Журнал «Современная зарубежная психология» издается Фундаментальной библиотекой МГППУ. Мы открыли «Беседку журнала» для того, чтобы наши читатели могли общаться с авторами статей, задавать вопросы, дискутировать на темы статей.
19 ноября беседа шла про выпуск №4 за 2023 год, посвященный актуальным вопросам специального образования. Это образование для людей с ограниченными возможностями здоровья, аутизмом, синдромом дефицита внимания и гиперактивности и т.д.
Видеозапись встречи доступна по ссылкам:
Примечателен этот выпуск еще и тем, что был издан в год 100-летия со дня рождения Владимира Ивановича Лубовского — известного российского ученого, занимавшегося вопросами специального образования (академик РАО, доктор психологических наук, профессор МГППУ).
Кратко про то, о чем шла речь в «Беседке»:
Обсуждали метод развития внимания с помощью айтрекинга у детей с аутизмом и синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Затронули вопросы трудоустройства людей с инвалидностью в США и Европе. Узнали про модель ранней помощи детям с аутизмом.
Зрители вебинара активно принимали участие в обсуждении и задавали вопросы о связи и различиях инклюзивного и специального образования в других странах, про опыт трудоустройства людей с тяжелыми формами инвалидности. А также зрители и авторы размышляли над тем, каким термином можно заменить слово «вмешательство», которое несет негативный окрас, когда мы говорим о помощи людям с аутизмом.
Подробно про каждое выступление авторов:
Басилова Татьяна Александровна, тематический редактор номера, представила три статьи обсуждаемого выпуска. В первой статье говорится о корковых причинах нарушения слухового и зрительного восприятия, приводятся их признаки. Во второй статье идет речь про слепоглухоту у современных детей. Третья статья о большом желании слепых людей посещать художественные галереи.
Ребрейкина Анна Борисовна познакомила слушателей с уникальным методом: развитие когнитивных функций (в особенности внимания) с помощью видеоокулографии (айтрекинга) у младенцев, а также у детей с РАС, синдромом Рэтта и СДВГ. Анна Борисовна продемонстрировала множество примеров игр с использованием айтрекера. У некоторых групп испытуемых осуществился перенос эффекта обучения на другие функции. Применение данного метода также способствует решению проблем в обучении, улучшает навыки чтения.
Виноградова Екатерина Сергеевна рассказала о трудоустройстве людей с инвалидностью в США и странах Евросоюза. Эта тема актуальна, т. к. из-за стареющего населения странам не хватает рабочей силы. Составляется индивидуальный план перехода из школы к трудовой деятельности, в котором участвует несколько сторон: сам подросток с инвалидностью (в активной позиции), его семья, специалисты школы, агенства по трудоустройству, а также представители работодателя. Человеку предлагают диагностировать свои интересы, способности, достижения, развить профессионально важные качества и навыки, необходимые при прохождении собеседования, получить стажировку на предполагаемом месте работы. Спикер сделала вывод, что нужно во многом улучшить качество подготовки специалистов, потому что в реальности подростки часто не получают необходимой помощи, или она недостаточна.
Илюнцева Анна Александровна и Ускова Ольга Александровна представили обзор статей, в которых оценивается эффективность применения Денверовской модели ранней помощи для детей с РАС (ESDM). Выяснилось, что данные о степени эффективности отличаются из-за применения разных методик тестирования и моделей эксперимента. ESDM подходит для детей, у которых лучше развиты навыки коммуникации, а для детей с изначально высоким IQ лучше использовать систему раннего интенсивного поведенческого вмешательства (EIBI).