Два очевидных тезиса иллюстрируют макросоциальную актуальность задач повышенной эффективности психотерапии состояния зависимости. Во-первых, это неуклонное увеличение распространённости состояния зависимости в его различных видоспецифических формах (алкогольная, наркотическая, игровая, никотиновая, компьютерная и др.). Во-вторых, это феномен трансформации данного состояния из одного вида в другой (переходные состояния зависимости алкогольная - игровая, алкогольная – наркотическая и др., а также диадные и триадные формы зависимости: алкогольная – игровая и игровая – кредитная и др.)
Трансформация состояния зависимости как тенденция перехода от одного объекта к другому при фиксированном сохранении всех феноменологических проявлений его психической структуры представляет собой объект проводимого нами теоретически– методологического и эмпирического анализа.
Мы видим в заявленной теме исследования тему для научной дискуссии в отношении психических механизмов трансформации зависимости.
Терагностическое качество методов в клинической психологии связано с их диадным функционалом, т.е. терагностические методы реализуются в диагностических и собственно терапевтических смыслах.
Терапевтический потенциал ассоциативного эксперимента в психотерапии состояния зависимости раскрывается в двух группах задач - на диагностическом уровне для определения склонности к зависимости на этапе первичного обращения, а также на контрольных этапах оценки эффективности психотерапевтического воздействия.
Диагностическим преимуществом ассоциативного эксперимента в психотерапии зависимости является исключение социально заданных образцов реакций – ответов. На терапевтическом уровне использование ассоциативного эксперимента решает задачи расширения границ сознания за счёт визуализации многого опыта, проявляющегося в фиксации психических реакций на объекте зависимости его маркерах.
Впервые ассоциативный эксперимент был предложен К. Г. Юнгом для выявления скрытых бессознательных комплексов. Ассоциативный тест базируется на гипотезе о том, что человек в любой момент способен на ассоциации, его представления взаимосвязаны друг с другом, то есть любое представление вызывает в памяти другое представление. Большое значение имеют те стимулы, на которые человек не может реагировать, на которые испытуемому ничего не приходит в голову или он дает ассоциации, только спустя длительный промежуток времени. К. Г. Юнг обнаружил, что «артефакты», которые всегда были обусловлены сильно проявляющимися аффектами. Такими артефактами являются: увеличенное время реакции, непонимание, повторение слов-стимулов, отсутствие реакции, ослышка, заикание и т. д. Исходя из этого, К. Г. Юнг делает вывод о том, что внимание человека нарушено внутренними факторами. Внимание привлекается существующими в них эмоциональными комплексами, независимо от их эмоциональной окраски (положительной или негативной).
Свое развитие метод ассоциативного эксперимента получил в исследованиях отечественных психологов. А.Р. Лурия (А. Р. Лурия, 1963) предложил так называемую «сопряженную методику». Автор исходил из представлений о том, что аффект нарушает нормальное течение ассоциаций; при сильном аффекте ассоциации обычно резко задерживаются. Задача эксперимента — используя слова-раздражители, вызвать аффективные следы и объективно их проследить, зафиксировать. Словесный раздражитель может провоцировать связанные с ним аффективные состояния, и эти аффективные моменты извращают дальнейший ход ассоциаций. Автором также были выделены следующие характеристики ответной реакции на слово-раздражитель: заметные признаки возбуждения, заминки, многословие, форма реакции более примитивна, чем обычно. Функционал метода направленного ассоциативного эксперимента по А.Р. Лурия включает: вызывание искомых аффективных следов; объективизация прослеживания и фиксация аффективных следов; изучение механики внутренних «скрытых» процессов.
С.Л.Рубинштейн (С. Л. Рубинштейн, 2006) пишет о том, что эмоциональность личности теснейшим образом связана со всеми остальными ее аспектами. Влияние эмоций на течение представлений обычно выступает настолько явно, что оно может быть использовано, наряду с различными физиологическими показателями, в качестве диагностического симптома эмоционального состояния. Аффективные переживания влияют на тип ассоциации: в тех случаях, когда исходное представление не затрагивает эмоциональных переживаний, ассоциируются представления предметов, которые обычно встречаются вместе в повседневной жизни в силу их объективной сопринадлежности к одним и тем же типовым ситуациям. При наличии аффективно-эмоционального переживания ассоциация отклоняется от обычного пути и следует по другому, не обычному, не типичному пути, ассоциируя те представления, которые в личном опыте в силу эмоциональных моментов случайно оказались объединенными в единый «комплекс» не будучи обычно в опыте людей сопринадлежными к одним и тем же ситуациям. Под комплексом, таким образом, понимают совокупность представлений, объединенных аффективно-эмоциональными моментами. Аффективные переживания влияют на скорость ассоциативных реакций. Эмоциональный характер представления вызывает задержку ассоциативной реакции. Задержка, выражающаяся в замедлении нормального для данного индивида времени ассоциативной реакции более чем в два с половиной раза, указывает, как правило, на то, что данные ассоциации затрагивают его аффективно-эмоциональную сферу.
Аффективно-эмоциональные переживания влияют на общее поведение, проявляясь в замешательстве и специфических движениях - мимических, пантамимических, речевых.
Г.А.Мартинович (Г.А.Мартинович, 1990), разграничивая психолингвиастику и теорию речевой деятельности, выдвинул ряд следующих положений. Во-первых, речевые действия людей в ассоциативном эксперименте необходимо расценивать в качестве составляющих собственно речевой деятельности.
Порождение словесных реакций, создание того или иного словесного выражения и т.п. является единственной целью (самоцелью) поведения испытуемых в эксперименте и мотивировано, прежде всего, условиями задания. Во-вторых, речевые действия людей в процессе их естественного речевого общения являются составляющими иных видов деятельности. Порождение текстов в этом случае не есть самоцель, а подчиняется каждый раз целям и задачам той мотивированной реальными потребностями людей деятельности, в осуществлении которой оно участвует.
В. К. Вилюнас (В. К. Вилюнас, 1990) рассматривает аффективные комплексы в качестве примера эмоциональных синтезов, проявляющихся на уровне когнитивных образований. Совокупность образов, прямо или случайно связанных с ситуацией, породившей сильное эмоциональное переживание, образует в памяти прочный комплекс, актуализация одного из элементов которого влечет, даже против воли субъекта, немедленное «введение» в сознание других его элементов.
Общее регулирующее влияние эмоций заключается в сосредоточении познавательных процессов на предметном содержании, имеющем эмоциональную окраску. В литературе особо выделяются две взаимодополняющие функции, выполняемые эмоциями по отношению к определенным психическим процессам, т.е. представляющие собой частные случаи общего регулирующего их влияния. Речь идет о влиянии эмоций на накопление и актуализацию индивидуального опыта.
Первая функция, обсуждаемая под разными названиями: закрепления-торможения (П. К. Анохин, 1959), следообразования (А. Н. Леонтьев, 1960), подкрепления (П. В. Симонов, 1981), указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем воздействия и удавшиеся - неудавшиеся действия, которые их возбудили. Особенно ярко следообразующая функция проявляется в случаях экстремальных эмоциональных состояний (Я. М. Калашник, 1971), (А. Р. Лурия, 1963). Но сам по себе след не имел бы смысла, если не было бы возможности использовать его в будущем. В актуализации закрепленного опыта эмоции тоже играют значительную роль, и это подчеркивает вторая из выделяемых функций, поскольку актуализация следов обычно опережает развитие событий и возникающие при этом эмоции сигнализируют о возможном приятном или неприятном их исходе, предвосхищающую функцию эмоций (А. В. Запорожец, 1960).
Учитывая взаимосвязь когнитивного и аффективного компонентов психики, целесообразным является разработка модификации направленного ассоциативного эксперимента, целью которого является выявление предрасположенности к состоянию зависимости.
Концептуальная схема ассоциативного эксперимента по диагностики состояния зависимости выглядит следующим образом (Рис. 2).
Рис. 2. Концептуальная схема ассоциативного эксперимента по диагностики состояния зависимости.
Выбор вербального стимула осуществлен по основанию интегративного значения речевых функций в системе психического содержания. Речь включается в определенные взаимодействия со всеми психическими процессами.
Актуальное эмоциональное состояние субъекта характеризуется наличием аффективных следов. При воздействии вербальных стимулов и их «попадании» на аффективные следы происходит их трансформация, изменяется удельный вес, «вклад» каждого из имеющихся аффективных следов. Это приводит к трансформации актуального эмоционального состояния в целом. Субъективно значимый стимул проецируется на конфигурацию актуального эмоционального состояния. В качестве признаков изменения конфигурации могут выступать: изменение типа ассоциаций; изменение скорости протекания ассоциативного процесса; изменение поведенческих реакций.
Учитывая тот факт, что эмоции оказывают регулирующее влияние на все психические процессы, то разрабатываемая методика обладает широкими функциональными возможностями.
Функционально-целевое содержание представленного подхода может быть представлено в следующей таблице (Таблица1).
Таблица 1. Параметры метода направленного ассоциативного эксперимента по диагностики состояния зависимости.
Ответные речевые реакции могут быть рассмотрены с точки зрения их отнесенности к группе высших или низших реакций (А. Г. Иванов - Смоленский, 1928), а также по семантико-лингвистическим параметрам (А. Г. Мартинович, 1990).
В речевых реакциях при состоянии зависимости преобладают: низшие или примитивные словесные реакции (по частотам использования данных реакций в сопоставлении общим числом реакций на значимые и незначимые слова-стимулы можно оценивать степень выраженности проявлений зависимости, то есть чем выше доля этих реакций в общем объеме реакций, тем более выражена тенденция зависимости); непосредственные реакции по сходству (пары таких слов, в которых содержание одного члена входит в содержание второго в качестве одного из признаков этого содержания; синкретические ассоциации).
Представленная модификация ассоциативного эксперимента позволяет выявлять те эмоционально-когнитивные реакции, которые прямо или косвенно связаны с возникновением состояния зависимости. А значит, она может быть использована в системе психодиагностической оценки, скрытых, не явных проявлений состояния зависимости, т. е. для выявления людей, которые входят или потенциально могут войти в группу риска, то есть когда возникла еще не патологическая зависимость, а только склонность к зависимому поведению, что позволит существенно повысить эффективность психопрофилактических мер.