Феноменология актов самоповреждения у подростков с нарушениями развития

97

Общая информация

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Польская Н.А. Феноменология актов самоповреждения у подростков с нарушениями развития // Коррекция и профилактика нарушений поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Фрагмент статьи

Проблема самоповреждающего поведения в подростковом возрасте приобретает особую значимость в ситуации нарушений развития психики. В настоящее время имеется большой объем клинических и экспериментальных данных, указывающих на самоповреждение как симптом или следствие аномалий развития. Умственная отсталость, аутизм и шизофрения, генетические синдромы, сопровождающиеся нарушениями интеллекта и расстройствами поведения – там, где речь идет о несформированности или низком уровне интеллекта и значительном когнитивном дефиците, самоповреждения являются распространенной поведенческой практикой.

Литература

  1. Патология психического развития / Под ред. А.С. Тиганова. http://www.psychiatry.ru/lib_show.php?id=36
  2. Anderson L., Dancis J., Alpert M. Behavioral contingencies and selfmutilation in Lesch-Nyhan disease // Journal of Consulting and Clinical Psychology.1978.V. 46. P. 529-536.
  3. Barrera F.J., Violo R.A., Graver E.E. On the form and function of severe self-injurious behavior // Behavioral Interventions. 2007. V. 22. № 1. P. 5–33.
  4. Berney T.P., Ireland M., Burn J. Behavioral phenotype of Cornelia de Lange syndrome// Archives of Disease in Childhood., 1999. V.81. P.333–336.
  5. Bergen A.E., Holborn S.W., Scott-Huyghebaert V.C. Functional Analysis of Self-Injurious Behavior in an Adult with Lesch-Nyhan Syndrome // Behavior Modification., 2002. V. 26. P. 187-204.
  6. Deb S. Self-injurious behavior as part of genetic syndromes// Brit J Psychiat., 1998. V.172. P.385–388.
  7. Emerson E. Self-Injurious Behaviour: An Overview of Recent Trends in Epidemiological and Behavioural Research //Mental Handicap Research., 1992. V. 5 (1).P. 49–81.
  8. Emerson E. Severe Self-Injurious Behaviour: Some of the Challenges It Presents // Journal of the British Institute of Mental Handicap (APEX).,1990. V. 18 (3). P. 92–98.
  9. Green A. H. Self-Mutilation in Schizophrenic Children // Arch Gen Psychiatry., 1967. V.7 (2). Р.234-244.
  10. Hanchett J. Skin picking and other forms of self-trauma in Prader-Willi syndrome // Gathered View., 1994. V. 37.
  11. Matson J.L., LoVullo S.V. A review of behavioral treatments for selfinjurious behaviors of persons with autism spectrum disorders // Behavior Modification., 2008. V. 32. P. 61-76.
  12. Nyhan W. L. Behavior in the Lesch-Nyhan syndrome // J of Autismand Childhood Schizophrenia., 1976. V.6. P. 235-252.
  13. Oliver C., Hall S., Hales J., Murphy G., Watts D. The Treatment of Severe Self-Injurious Behavior by the Systematic Fading of Restraints: Effects on Self-Injury, Self-Restraint, Adaptive Behavior and Behavioral Correlates of Affect // Research in Developmental Disabilities., 1998. V. 19 (2). P. 143–165.
  14. Robey K.L., Reck J.F., Giacomini K.D., et al. Modes and patterns of selfmutilation in persons with Lesch-Nyhan disease // DevMed Child Neurol., 2003. V.45. P.167-171.
  15. Shear C.S., Nyhan W.L., Kirman B.H,. et al. Self-mutilative behavior as a feature of the de Lange syndrome. //J Pediatr., 1971. V. 78. P. 506–509.
  16. Stokes J.V., Luiselli J.K. Applied Behavior Analysis Assessment and Intervention for Health: Threatening Self-Injury (Rectal Picking) in an Adult with Prader-Willi Syndrome // Clinical Case Studies., 2009. V. 8. P. 38-47.
  17. Swamidhas P., Russell S. Self-injurious Behavior to the Lower Extremities Among Children With Atypical Development: A Diagnostic and Treatment Algorithm // The International Journal of Lower Extremity., 2006. V. 5 (1). Р. 10-17.
  18. Symons F.J., Thomson T. Self-injurious behavior and body site preference.// Journal of Intellectual Disability Research., 1997. V.41 P. 456-468.
  19. Thompson T., Caruso M. Self-Injury: What We’re Looking For // Schroeder S.R., Osterker M. L., Thompson Travis (eds). Self Injurious Behavior: Gene–Brain–Behavior Relationships. Washington, DC: American Psychological Association., 2002.

Информация об авторах

Польская Наталия Анатольевна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры клинической психологии и психотерапии, факультет консультативной и клинической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник, ГБУЗ «Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ г. Москвы», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7305-5577, e-mail: polskayana@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1424
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 97
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0