Способы преодоления подростками травмирующих ситуаций в зависимости от удовлетворенности безопасностью образовательной среды

51

Аннотация

Рассматриваются особенности способов преодоления подростками травмирующих ситуаций. Выявлены факторы, раскрывающие представленность травмирующих ситуаций и способов преодоления у подростков с различной степенью удовлетворенности /неудовлетворенности безопасностью образовательной среды. Обоснована необходимость оказания психологической помощи подросткам разных групп.

Общая информация

Рубрика издания: Технологии, модели и алгоритмы оказания экстренной психологической помощи и кризисного психологического сопровождения детей младшего школьного и подросткового возраста в системе образования

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Литвинова А.В. Способы преодоления подростками травмирующих ситуаций в зависимости от удовлетворенности безопасностью образовательной среды // Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов. С. 57–61.

Фрагмент статьи

В современной ситуации обеспечение безопасности образовательной среды осознается исследователями и практиками как проблема целенаправленного создания необходимых условий для развития подрастающего поколения и превентивной компенсации возникающих рисков и угроз. Актуальность исследования обусловлена не только необходимостью определения социально-психологических параметров безопасности образовательной среды образовательных организаций, их оценки с точки зрения снижения рисков и угроз безопасности, обеспечения личностного развития ее субъектов, но и практическими задачами, связанными с оказанием психологической помощи выявленным группам риска.

Полный текст

В современной ситуации обеспечение безопасности образовательной среды осознается исследователями и практиками как проблема целенаправленного создания необходимых условий для развития подрастающего поколения и превентивной компенсации возникающих рисков и угроз. Актуальность исследования обусловлена не только необходимостью определения социально-психологических параметров безопасности образовательной среды образовательных организаций, их оценки с точки зрения снижения рисков и угроз безопасности, обеспечения личностного развития ее субъектов, но и практическими задачами, связанными с оказанием психологической помощи выявленным группам риска.

В настоящее время разрабатываются подходы, раскрывающие основы психологической безопасности образовательной среды, изучаются отдельные стороны безопасности образовательной среды: причины, ведущие к опасному поведению обучающихся, организация безопасной среды, диагностика, купирование и профилактика негативных проявлений среди субъектов образовательной среды (И.А. Баева, П.Н. Ермаков, Г.М. Коджаспирова, Непомнящий, А.Н. Поддьяков, В.В. Рубцов, A.A.Реан, В.В. Семыкин, Л.И. Шершнев и др.).

В.В. Рубцов и И.А. Баева утверждают, что «образовательная среда есть психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включённые в социальное и пространственно-предметное окружение, психологической сущностью которой является совокупность деятельностно-коммуникативных актов и взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса» (В.В. Рубцов, И.А. Баева, 2008). Авторы подчеркивают, что состояние сохранности психики, предполагает поддержание определенного баланса между негативными воздействиями окружающей среды и устойчивостью, способностью участников учебно-воспитательного процесса преодолеть такие воздействия собственными ресурсами или с помощью защитных факторов среды.

Исследователи полагают, что психологически безопасной можно считать образовательную среду, в которой большинство участников выражают положительное отношение к ней, удовлетворены взаимодействием и защищенностью от психологического насилия. Факторами риска в образовательной среде могут быть: несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта, уровень воспитания и культуры, личностно–психологические характеристики субъектов образования, недостаточная эффективность организации профилактики психического и физического здоровья и др. (Литвинова А.В., Калинина Д.Л., Титкова А.А., 2012). Совокупность названных факторов составляет угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников. В современной ситуации назрела необходимость поиска оснований оказания адресной психологической помощи субъектам образования на основе изучения социально-психологических параметров безопасности образовательной среды.

Социально-психологическая безопасность понимается как переживание человеком своей защищенности, справедливости во взаимодействии со средой, в наличии возможностей у социальной среды и личности для предотвращения и устранения угроз, ресурсов сопротивляемости внешним и внутренним деструктивным воздействиям в конкретной жизненной ситуации (Грачев Г.В., 2003).

В нашей статье речь идет в первую очередь о травмирующих ситуациях, в которых от подростков требуется применение конструктивных способов их преодоления. Подростки, подвергаясь травмирующим воздействиям со стороны ближайшего школьного окружения, нуждаются в психологической поддержке, которая должна оказываться в соответствии с реально существующими проблемами.

Цель исследования заключалась в выявлении специфики травмирующих ситуаций и способов преодоления их подростками в зависимости от удовлетворенности безопасностью образовательной среды. В исследовании приняли участие 3117 подростков, они заполнили электронный вариант анкеты, разработанной научными сотрудниками лаборатории социологических и социально-психологических мониторинговых исследований. В целях исследования были выявлены две группы обучающихся, в зависимости от удовлетворенности/неудовлетворенности безопасностью образовательной среды в школе. Для анализа полученных данных применялись методы математической статистики: частотный и факторный анализ.

Рассмотрим результаты факторного анализа, полученного методом вращения: Варимакс с нормализацией Кайзера в группах подростков.

 

Таблица 1. Результаты факторного анализа

 

Фактор 1

 

Фактор 2

 

Фактор 3

 

Группа подростков, удовлетворенные безопасностью образовательной среды в школе

% Дисперсии

17,7

% Дисперсии

12,5

% Дисперсии

7,6

Подавление со стороны одноклассников

0,82

Подавление со стороны учителей

0,78

Доверяю свои страхи родственнику или другу

0,76

Отвержение одноклассниками

0,77

Оскорбления,

высмеивание учителями

0,76

Ищу успокоения у тех, кто знает меня лучше

0,76

Оскорбления, высмеивание одноклассниками

0,75

Безразличие учителей

0,73

Принимаю помощь от друзей или родственников

0,66

Фактор 1

 

Фактор 2

 

Фактор 3

 

Группа подростков, неудовлетворенные безопасностью образовательной среды в школе

% Дисперсии

17,1

% Дисперсии

13,6

% Дисперсии

9,6

Отвержение одноклассниками

0,82

Оскорбления, высмеивание учителями

0,8

Обдумываю план действий

0,8

Подавление со стороны одноклассников

0,79

Подавление со стороны учителей

0,8

Ставлю для себя ряд целей, позволяющих постепенно справляться с ситуацией

0,79

Оскорбления, высмеивание одноклассниками

0,78

Безразличие учителей

0,7

Пытаюсь различными способами решать проблему, пока найду подходящий выход

0,72

 

Анализ главных компонент выявил 3 основных фактора (табл. 1), свойственных подросткам, высоко оценивающих свою безопасность в школе. В первый фактор вошли оценки ситуаций, которые могли травмировать их со стороны одноклассников. Обучающиеся считают, что их безопасность нарушают подавление (6,5%), отвержение (6,0%), оскорбления и высмеивание (10,7%) со стороны одноклассников. Как мы видим, в данном факторе представлены негативные характеристики, связанные, прежде всего с проявлением психологического насилия со стороны одноклассников.

Второй фактор составили оценки ситуаций, которые могли травмировать подростков со стороны педагогов: подавление (11,4%), оскорбления и высмеивание (7,8%), безразличие (9,9%). В данном случае, так же выражены негативные проявления, раскрывающие источники получения школьниками травм.

Третий фактор составляют представления подростков о способах преодоления проблем. В данной группе используют приоритетно такие способы, как «доверяю свои страхи родственнику или другу» (59,5%), «ищу успокоения у тех, кто знает меня лучше» (64,6%), «принимаю помощь от друзей или родственников» (80,3%). Как видим, подростки данной группы полагаются на друзей и родственников и не стремятся проявлять собственную активность в преодолении возникающих проблем во взаимодействии с одноклассниками и учителями.

Во второй группе анализ главных компонент и демонстрирует также наличие 3 основных факторов (табл. 1), свойственных подросткам, неудовлетворенных безопасностью образовательной среды в школе. Первый фактор составили оценки ситуаций, которые могли травмировать подростков со стороны одноклассников: отвержение (22,4%), подавление (27,1%), оскорбления и высмеивание (34,8%). Как мы видим, данный фактор составили те же негативные характеристики, связанные, с психологическим давлением со стороны одноклассников. При этом необходимо отметить, что процент подростков, подверженных этим травмирующим ситуациям в три - четыре раза выше, чем в первой группе.

Второй фактор составили оценки следующих событий, которые могли травмировать подростков во взаимоотношениях с учителями: оскорбления и высмеивание (28,3%), подавление (42,9%), безразличие (38,3%). В данном случае, характеристики фактора раскрывают травмирующее воздействие психологического насилия, проявляемого со стороны учителей. К сожалению таких подростков в три - четыре раза больше, чем в первой группе.Полученные данные можно соотнести с тем, что в настоящее время проявления психологического насилия по отношению к другому, к сожалению, широко распространены не только в обществе, но и в школе как месте потенциально повышенной опасности (Сергеев С.Ф., Якунин В.А., 2012).

В третий фактор вошли представления подростков о способах преодоления проблем. Подростки данной группы используют приоритетно адаптивные способы решения проблем: «обдумываю план действий» (62,0%), «ставлю для себя ряд целей, позволяющих постепенно справляться с ситуацией» (59,0%), «пытаюсь различными способами решать проблему, пока найду подходящий выход» (80,3%). Как видим, подростки, неудовлетворенные безопасностью образовательной среды, в отличие от первой группы, не полагаются на друзей и родственников, а стремятся проявлять собственную активность в преодолении возникающих проблем. Однако возникает вопрос о том, какие цели, способы и планы они ставят и реализуют, насколько они конструктивны или деструктивны, направлены ли они на обеспечение безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса.

Полученные результаты раскрывают необходимость оказания конкретной адресной психологической помощи подросткам каждой из рассмотренных групп. Выявлено, что в группу риска могут входить не только, подростки неудовлетворенные безопасностью образовательной среды вследствие переживания последствий воздействия травмирующих ситуаций, но и подростки с высокой удовлетворенностью образовательной средой, которые не проявляют достаточной активности в организации самостоятельных действий для изменения ситуации, а полагаются на окружающих.

Важно разрабатывать и реализовывать психокоррекционные и профилактические программы с дифференцированным использованием технологий для развития ресурсов психологической защищенности подростков в преодолении ими травмирующих ситуаций. Необходимо отметить, что оптимизация способов конструктивного преодоления травмирующих ситуаций для обеспечения безопасности образовательной среды должна охватывать уровень личности, уровень референтных групп и уровень образовательной организации в целом.

 

Литература

  1. Грачев Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. – М.: ПЕР СЭ, 2003. – 304 с.
  2. Литвинова А.В. Подходы к изучению безопасности среды в колледжах // Власть. 2014. № 3. – С. 106-110.
  3. Литвинова А.В., Калинина Д.Л., Титкова А.А. Ассертивное поведение и безопасность образовательной среды // Личность как предмет классической и неклассической психологии. Материалы XIII Международных чтений памяти Л.С. Выготского. М.: РГГУ, 2012. – С. 344-348.
  4. Рубцов В.В., Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как условие психосоциального благополучия школьника // Безопасность образовательной среды: Сборник статей. Отв. ред. и сост. Г.М. Коджаспирова. М.: Экон-Информ, 2008. С. 5–11.
  5. Сергеев С.Ф., Якунин В.А. Психологическая безопасность в образовательной среде. Народное образование. 2012. №6. С. 163-169.

Информация об авторах

Литвинова Анна Викторовна, кандидат психологических наук, профессор кафедры научных основ экстремальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6783-3144, e-mail: annaviktorovna@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1630
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 51
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0