Возможности оказания психологической помощи участникам образовательного процесса в переживании суицида учащегося

Общая информация

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Семенов В.В., Григолашвили И.С., Жданова Л.В. Возможности оказания психологической помощи участникам образовательного процесса в переживании суицида учащегося // Теоретические и прикладные аспекты деятельности Центра экстренной психологической помощи МГППУ.

Фрагмент статьи

Исследования проблемы суицидов показывают, что в настоящее время эта тема становится все актуальнее. Каждый год на земле кончают жизнь самоубийством 500 000 человек. По мнению социологов, официальная статистика самоубийств значительно отличается от реальных цифр (как минимум в 2 раза), поскольку в нее попадают только явные случаи. Также никем ни фиксируются случаи неудачных попыток ухода из жизни, количество которых в 7-10 раз больше, чем законченных самоубийств. По количеству суицидов Россия занимает одно из лидирующих положений в мире. В России в 2000 году покончили с собой 56,9 тысячи человек, в 2001 - 57,2 тысяч.

Особую тревогу в последние 15-20 лет вызывает рост самоубийств среди подростков и молодых людей. Большинство авторов, таких как А.Г. Амбрумова, Э. Дюркгейм, Д.Д. Федотов и др. отмечают, что суицидальное поведение у детей до 13 лет явление относительно редкое, но с 14-15-летнего возраста суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16-19 лет. По данным регионального бюро ВОЗ, количество самоубийств среди лиц в возрасте 15-24 лет увеличилось в два раза. В России ежегодно совершается около 2000 детских и подростковых самоубийств. Однако статистика последних лет говорит о том, что количество случаев суицидов у детей более раннего возраста возрастает. Так, отмечены случаи завершенных суицидов у детей восьмилетнего возраста [Кондрашенко В.Т., 2].

<...>

Полный текст

Исследования проблемы суицидов показывают, что в настоящее время эта тема становится все актуальнее. Каждый год на земле кончают жизнь самоубийством 500 000 человек. По мнению социологов, официальная статистика самоубийств значительно отличается от реальных цифр (как минимум в 2 раза), поскольку в нее попадают только явные случаи. Также никем ни фиксируются случаи неудачных попыток ухода из жизни, количество которых в 7-10 раз больше, чем законченных самоубийств.  По количеству суицидов Россия  занимает одно из лидирующих положений в мире. В России в 2000 году покончили с собой 56,9 тысячи человек, в 2001 - 57,2 тысяч.

Особую тревогу в последние 15-20 лет вызывает рост самоубийств среди подростков и молодых людей. Большинство авторов, таких как А.Г. Амбрумова, Э. Дюркгейм, Д.Д. Федотов и др. отмечают, что   суицидальное поведение у детей до 13 лет явление относительно редкое, но с 14-15-летнего возраста суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16-19 лет. По данным регионального бюро ВОЗ, количество самоубийств среди лиц в возрасте 15-24 лет  увеличилось в два раза. В России ежегодно совершается около 2000 детских и подростковых самоубийств. Однако статистика последних лет говорит о том, что количество случаев суицидов у детей более раннего возраста возрастает. Так,  отмечены случаи завершенных суицидов  у детей восьмилетнего возраста [Кондрашенко В.Т., 2].

По мнению ряда авторов (А.А. Султанов, Е. Шир, Б.Н. Алмазов), суицидальное поведение в детском возрасте редко бывает связано с психическими заболеваниями, в подавляющем  большинстве случаев это ситуационно-личностные реакции, в первую очередь, реакция оппозиции. У подростков же роль психических расстройств (депрессивное состояние и др.) в происхождении суицидального поведения несколько возрастает. Существует и противоположное мнение, согласно которому в детском возрасте, по сравнению с подростковым, суицидальное поведение носит более серьезный характер. По данным Л.Я. Жезловой, у 59,4% детей с суицидальными тенденциями в возрасте 7-14 лет отмечалось покушение на самоубийство. Среди детей-суицидентов до 13 лет больные шизофренией составили 70%, а лица с ситуационными реакциями - 18%; в возрасте 13-14 лет число страдающих шизофренией уменьшилось до 38%, а количество лиц с ситуационными реакциями, наоборот, возросло до 60% [Кондрашенко В.Т., 2].

Многолетний опыт исследования проблемы суицидов психологами и психиатрами указывает на то, что данный феномен является многогранным и не имеет простого и однозначного объяснения. Суицидальная тенденция на уровне личности развивается под влиянием ряда факторов, таких как биологические предпосылки, специфические психологические конструкты и убеждения, особенности культурального восприятия.

Кроме того, в современном мире интенсивное развитие информационных технологий помогает успешно решать многие бытовые задачи, создает комфорт  в различных сферах жизнедеятельности, но вместе с тем влечет за собой уход от естественных форм общения и замены их на опосредованные техническими средствами коммуникации, такие как Интернет-общение, телефония и др. Современные тенденции развития общества зачастую приводят к нарушению  коммуникации  и между членами семьи, ослаблению эмоциональных связей между детьми и родителями. Следствием этого является формирование у детей негативного само- и мироощущения, обострение чувства одиночества, что также способствует повышению риска суицидального поведения.

В России, как уже говорилось, проблема самоубийства является чрезвычайно актуальной, и в обществе растет ее осознание и идет поиск возможностей преодоления.

Из нашего опыта работы в отделении экстренной психологической помощи одного из ЦПМСС г. Москвы  по данной проблематике видно, что случаи суицида в школах являются травматическими событиями и оказывают сильное эмоциональное влияние на всех участников образовательного процесса. Локальная работа, которая осуществляется психологами с травмой такого рода, зачастую не приводит к ее полной проработке. В процессе мониторинга установлено, что у тех представителей педагогического состава и администрации школ, которые не были непосредственно включены в сферу проработки травматической ситуации при оказании психологической помощи, наблюдаются неадекватные эмоциональные и поведенческие реакции на любые травмирующие ситуации, происходящие в учебном процессе. Понятно, что это повышает стрессовую составляющую для учащихся и их родителей и снижает психологическую безопасность в школьной среде.

 Суицид – травма, имеющая системный характер,  и для того, чтобы ее пережить, необходима смена целого поколения [Шутценбергер А.А., 3]. В контексте школы этот период длится около десяти лет (пока учащиеся первого класса, на момент произошедшего суицида, не станут выпускниками).

При этом статистика обращений школ в психологические службы с подобной проблематикой позволяет сделать вывод о том, что психологическая помощь запрашивается лишь в единичных случаях. То есть, в большинстве случаев подобные инциденты умалчиваются или игнорируются учреждениями в силу ряда причин. К таким причинам можно отнести:

  • дефицит информации о глубоких последствиях непроработанных случаев завершенного суицида в образовательной среде;
  • отсутствие законодательных и должностных предписаний, регламентирующих последовательность действий в подобных ситуациях;
  • распространенный социальный миф о том, что обсуждение данной темы провоцирует потенциальных суицидентов на активные действия.

Такое отношение к данной тематике приводит, как уже говорилось, к повышению суицидального риска у учащихся школы.

Несомненно, что  травматические события оказывают сильное  эмоциональное воздействие на психологическое благополучие человека, а тем более  ребенка. Если психологическая  проработка  травмы не произошла, то последствия могут проявляться в ухудшении эмоционального состояния, деструкции поведения и в психосоматических заболеваниях. Все это негативно влияет на  развитие ребенка в целом. Поэтому в случае появления любого травматического события в жизни ребенка необходимо уделить этому особое внимание в контексте оказания  соответствующей психологической помощи. 

Наряду с оказанием помощи в случае завершенного суицида необходима также организация психологической помощи в ситуациях, связанных с другими травматическими событиями. При планировании работы в каждом отдельном случае важно учитывать такой показатель, как степень травматизации. Под степенью травматизации мы понимаем интенсивность эмоционального воздействия данной конкретной травматической ситуации на школьную систему. В соответствии с этим мы разделили все многообразие травматических ситуаций на несколько групп:

  • травматические ситуации, включающие в себя моральное и физическое насилие в отношениях между учащимися, а также между учителями и учащимися;
  • несчастные случаи, произошедшие с одноклассниками;
  • смерти одноклассников и учителей;
  • суициды учащихся.

Данное разделение помогает при планировании работы психологов на базе школы, а именно при выявлении субъектов для оказания психологической помощи, при планировании необходимого времени, а также количества мероприятий, необходимых для работы и др.

Как показал опыт работы, школа – это система, где поведение и эмоциональное состояние всех ее членов взаимосвязано. Из этого следует, что  локальная проработка  любой травматической ситуации на уровне отдельных наиболее включенных в нее участников не является эффективной. Таким образом, главным принципом оказания психологической помощи является работа на всех уровнях школьной системы, т.е. со всеми участниками образовательного процесса: с администрацией, учителями, учащимися и родителями. При планировании психологической работы важно учитывать степень травматического воздействия, произошедшей психотравмирующей ситуации. Так, при работе с дракой между двумя учениками достаточно проработки на уровне класса, в котором учатся непосредственные участники драки. При этом круг субъектов оказания психологической помощи включает в себя: учеников, классного руководителя и родителей. В то время как при работе со случаем завершенного суицида учащегося школы необходима реализация психологической программы на уровне всей школы. И в том, и в другом случае речь идет об использовании системного подхода в работе психологов, но разного масштаба в зависимости от степени травматизации.

Опыт оказания психологической помощи школам в случаях завершенного суицида учащихся  показывает, что структура работы с такой травмой включает в себя два основных этапа: 

Первый этап: оказание экстренной помощи непосредственно после произошедшего суицида;

Второй этап: проведение профилактической работы, имеющей пролонгированный характер.

Временные рамки этих этапов совпадают с этапами индивидуального переживания травматической ситуации, и такое поэтапное оказание психологической помощи  является наиболее эффективным.

Чаще всего сотрудников отделения экстренной психологической помощи вызывают в школу спустя несколько дней после произошедшего события травматического характера. Поэтому реализация первого этапа начинается через несколько дней или недель после случившегося. В начале работы необходимо заключить контракт на работу и выбрать ответственного координатора  за организацию работы на базе школы.

Следующий шаг – диагностический. На этом шаге собирается информация о случившемся, проясняется степень вовлеченности в травматическую ситуацию отдельных ее участников, выделяется группа риска, состоящая из учащихся и учителей, наиболее эмоционально включенных в произошедшее. Психологическая работа на этапе диагностики может проводиться в групповой и индивидуальной форме.

Следующий шаг – непосредственное оказание психологической помощи. Психологическая работа проводится в индивидуальной и групповой форме. При необходимости оказывается пролонгированная индивидуальная психологическая помощь на базе центра. Здесь  важно структурировать последовательность оказания психологической помощи. В работе со школой как системой эта последовательность выглядит следующим образом.

Мы начинаем с ближайшего круга лиц, включенных в травматическое событие. В этот круг входят одноклассники, классный руководитель и родители. Работа на каждом круге координируется с администрацией школы.  Следующий круг воздействия – это параллель (друзья и учащиеся, с которыми погибший поддерживал отношения, наиболее включившиеся учителя-предметники и родители во всех классах параллели). При этом форма работы может быть как индивидуальная, так и групповая. С родителями проводятся родительские собрания (в основном просветительского характера). Следующий круг воздействия – старшая школа и вся школа. Здесь в   основном работа проводится на втором этапе оказания психологической помощи – профилактическом. 

Профилактический этап  необходим для снижения риска суицидального поведения у учащихся школы, где произошел случай суицида.  Именно на этом этапе происходит окончательная трансформация полученной травмы в жизненный опыт за счет  коллективной ее  проработки  через символизацию. Это может реализоваться в виде совместного общеклассного или общешкольного мероприятия. Если в школе, например,  произошли два или больше  случаев суицида, профилактический этап должен иметь характер долгосрочного проекта работы  со школой, направленного на снятие мифа «школы самоубийц», который бессознательно транслируется участниками образовательного процесса.

В целом, недостаточно хорошо простроенные отношения между образовательными учреждениями и психологическими службами г. Москвы препятствуют своевременному оказанию психологической помощи участникам образовательного процесса в подобных ситуациях, вследствие чего нарушается атмосфера безопасности в стенах школы, актуализируются суицидальные мысли у учащихся, в особенности относящихся к группе риска.

Кроме того, наблюдаемый в последнее время рост случаев суицида среди детей и подростков, дает основание говорить о необходимости и важности разработки технологий по всеобщей профилактике суицидального поведения в образовательных учреждениях, помимо оказания экстренной психологической помощи в психотравмирующих ситуациях. Практика показывает, что профилактическую работу в образовательных учреждениях наиболее эффективно вести по двум направлениям:

  1. Работа с педсоставом и школьными психологами, направленная на повышение психологической компетентности и обучение формам продуктивного взаимодействия в случаях возникновения травматических ситуаций.
  2. Работа с учащимися образовательных учреждений, направленная на позитивизацию образа «Я» и укрепление позитивного мировосприятия.

Такая профилактическая работа способствует повышению стрессоустойчивости участников образовательного процесса и улучшению психологической атмосферы в школе, что, в свою очередь, снижает вероятность развития суицидальных тенденций.

На сегодняшний день на базе подразделения экстренной психологической помощи ЦПМСС «Взаимодействие» ведется разработка данной проблематики в рамках проекта «Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса в переживании последствий суицида и профилактика суицидального поведения в образовательных учреждениях». Опыт работы подразделения экстренной психологической помощи ЦПМСС показывает, что оказание психологической помощи по преодолению последствий завершенного суицида и трансформации травматического переживания в жизненный опыт возможно в том случае, если администрация образовательного учреждения понимает важность и необходимость подобной работы (включая профилактическую) и активно сотрудничает с психологами, способствуя оптимальной организации работы психологов на базе школы.

Литература

  1. Шутценбергер А.А. Синдром предков. М.: Класс, 2005.
  2. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. М., 1988.
  3. Дюркгейм Э. Самоубийство. СПб.: Союз, 1998.

Информация об авторах

Семенов Виктор Владимирович, кандидат психологических наук, директор, Институт групповой психотерапии и социального проектирования, член-учредитель и старший тренер Федерации Психодраматических Тренинговых Институтов России, Москва, Россия, e-mail: vicsem@mail.ru

Григолашвили Ирина Сергеевна, педагог-психолог ГОУ Центра психолого-медико-социального сопровождения «Взаимодействие» ЮАО г. Москвы, Москва, Россия

Жданова Любовь Валерьевна, педагог-психолог ГОУ Центра психолого-медико-социального сопровождения «Взаимодействие» ЮАО г. Москвы, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 6119
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 4