Консультирование родителей, обратившихся на телефон доверия по поводу конфликта с детьми

Общая информация

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Полетаева М.В. Консультирование родителей, обратившихся на телефон доверия по поводу конфликта с детьми // Теоретические и прикладные аспекты деятельности Центра экстренной психологической помощи МГППУ.

Фрагмент статьи

Проблема конфликтов между родителями и детьми занимает значимое место в работе психолога-консультанта на Детском телефоне доверия. Запросы по поводу семейных взаимоотношений составляют в совокупности 15% от общего числа обращений в службу ДТД и занимают первое место по количеству профильных обращений. Опыт работы показывает, что родители обращаются на Детский телефон доверия в связи с конфликтами с детьми приблизительно в два раза больше, чем сами дети.

Обращения родителей на телефон доверия по поводу воспитания детей имеют свои характерные особенности, связанные с этапом развития ребенка. Родители ребенка раннего возраста консультируются редко. Всплеск обращений в дошкольном возрасте ребенка приходится на возраст три года и пять-шесть лет. Пик потребности родителей в квалифицированной помощи специалиста связан также с обучением в начальной школе, далее следует спад, и снова наблюдается увеличение количества консультаций по поводу проблем с воспитанием подростков.

<...>

Полный текст

Проблема конфликтов между родителями и детьми занимает значимое место в работе психолога-консультанта на Детском телефоне доверия.  Запросы по поводу семейных взаимоотношений составляют в совокупности 15% от общего числа обращений в службу ДТД и занимают первое место по количеству профильных обращений.  Опыт работы показывает, что родители обращаются на Детский телефон доверия в связи с конфликтами с детьми приблизительно в два раза больше, чем сами дети.

Обращения родителей на телефон доверия по поводу воспитания детей имеют свои характерные особенности, связанные с этапом развития ребенка. Родители ребенка раннего возраста консультируются редко. Всплеск обращений в дошкольном возрасте ребенка приходится на возраст три года и пять-шесть лет. Пик потребности родителей в квалифицированной помощи специалиста связан также с обучением в начальной школе, далее следует спад, и снова наблюдается увеличение количества консультаций по поводу проблем с воспитанием подростков.

При консультации родителей по поводу конфликтов с детьми пси­холог стремится  не только к разрешению или предотвращению конфликтов, но и к формированию у клиентов навыков конструктивного поведе­ния в конфликтной ситуации.

Психологи службы могут иметь разные цели в отношении разных родителей-абонентов. Например, специалисты могут помогать позвонившим на телефон доверия родителям справляться с текущими проблемами, переживать переходные периоды, принимать решения, выходить из кризисных ситуаций, развивать специфические жизненные умения. Большая часть информации, полученной при телефонном консультировании, проявляется в сознании клиентов после окончания консультирования.

Отправным пунктом для работы психолога-консультанта с родителями в ситуации детско-родительского конфликта может стать представление о том, что в основе конфликта лежит неправильное родительское отношение к ребенку, т.е. нарушена родительская позиция. Оптимальная родительская позиция предполагает соответствие трем главным требованиям: адекватности, гибкости и прогностичности.

Адекватность позиции взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребенка, на умении видеть, понимать и уважать его индивидуальность. Родитель не должен концентрироваться только на том, чего он хочет в принципе добиться от своего ребенка; знание и учет его возможностей и склонностей – важнейшее условие успешности развития.

Неадекватная и/или негибкая родительская позиция зачастую служит пусковым моментом детско-родительского конфликта, сопровождает этот конфликт и способствует его развитию. «Закостенелая», инфантилизирующая позиция ведет к барьерам общения, вспышкам непослушания, бунта и протеста в ответ на любые требования. Гибкость родительской позиции рассматривается как готовность и способность к изменению стиля общения, способов воздействия на ребенка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи.

Прогностичностъ позиции выражается в ее ориентации на «зону ближайшего развития» ребенка и на задачи завтрашнего дня; это опережающая инициатива взрослого, направленная на изменение общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития [6].

Сложности в отношениях между родителями и детьми очень распространены и могут возникнуть у родителей с детьми любой возрастной группы. Психологи-консультанты телефона доверия  придают большое значение повышению личной ответственности родителей-абонентов. Трудность этой задачи  заключается в том, что она не может быть решена раз и навсегда: по мере роста, взросления ребенка родительская роль в воспитании многократно видоизменяется, наполняется все новым и новым содержанием. «Горячая и прочная привязанность членов семьи – это живительная почва, на которой расцветает личность ребенка. Прочные отношения, однако, совсем не то же, что неизменные, - отношения должны зреть, развиваться. Ребенок в своем развитии проходит через определенные стадии, но и его родители минуют один закономерный этап за другим, причем у каждого этапа своя специфическая задача, особенности, опасности, трудности. Важно, чтобы духовное развитие ребенка гармонировало с жизненным созреванием его родителей и других воспитателей, чтобы эти процессы были ритмичными и слаженными», – отмечает чешский психолог З.Матейчек [4].

При оказании психологической  помощи по вопросам, связанным с  проблемами в детско-родительских отношениях необходимо учитывать этапы развития ребенка:

Дошкольный  возраст (от 3 до 7 лет). Многие  родители считают, что главной задачей в этот период является подготовка ребенка к обучению в школе, а для этого нужно по возможности раньше начать его учить – считать, писать, считать. Такое узкое понимание школьной зрелости уже давно отвергнуто в психологии и педагогике. Даже если ставить  целью  добиться школьной готовности, то прийти к ее реализации можно, лишь создав условия для полноценного проживания дошкольного детства, раскрытия его уникального потенциала.

Необходима  не акселерация, а амплификация детского развития – широкое развертывание и обогащение содержания специфических детских форм игровой, практической, изобразительной деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками, максимальное развитие «специфически дошкольных» и вместе с тем перспективных физиологических качеств. Родителям важно осознавать незаменимый вклад игры в умственное, речевое развитие, развитие чувств, эмоциональной саморегуляции поведения, в формирование произвольности психических процессов (произвольного внимания, произвольной памяти) [3].

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет). Задача родителей – способствовать восприятию ребенком будущего поступления в школу как желанного и значимого события, свидетельства взросления; способствовать созданию реального образа школы и правильного отношения к учебной деятельности – отношения взятой на себя ответственности.

Школьная  успешность сказывается на всей системе  социальных отношений ребенка. Ребенок-школьник сталкивается с трудностями адаптации к началу школьного обучения (новому режиму дня; к новому коллективу – школьному классу, ко всем перипетиям взаимоотношений со сверстниками; к своду школьных правил и ограничений; к новому неукоснительному уровню требований во взаимоотношениях с учителем и т.д.).

Родителям также важно избегать излишней центрированности семьи только на школьном аспекте жизни ребенка, не сводить свое отношение к нему преимущественно с точки зрения успехов к учебе; сохранять и поддерживать чувство безусловной любви и принятия.

Подростковый  возраст (от 11 до 17 лет). Этот возрастной период детей требует особого внимания родителей к тем переменам, которые происходят с растущим ребенком, особой гибкости их педагогической тактики, огромного терпения, взвешенности, умения видеть позитивное и истинное в вызывающем поведении подростка. Родитель должен учитывать сложность подросткового периода и самого подростка, характерные для этапа гормональные перестройки, неустойчивость настроения, физического состояния и самочувствия, ранимость, неадекватность реакций. 

Влияние родителей на подростков уже ограничено –  ими не охватываются все сферы жизни, как это было в младшем школьном возрасте. Теоретически согласиться с новыми потребностями взрослеющих детей родителям легче, чем отказаться от привычных «детских»  форм контроля, найти способы признания  повзросления подростка. Конфликты между родителями и детьми возникают при отношении взрослых к подростку как к маленькому ребенку, а также при непоследовательности требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность. 

Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского неадекватного контроля  за поведением, учебой подростка, его  выбором друзей и т.д.  Так, например, крайние, самые  неблагоприятные  для развития подростка случаи –  жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании  и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным.

Трудности взаимоотношений между родителями и подростком возникают  также при  завышенных ожиданиях родителей (предъявление требований ребенку, не учитывающих его способности, интересы), оправдать которые подросток не в состоянии. В этом случае с родителями у подростков обычно утрачивается духовная близость.

Для ребенка-подростка велико значение родительского примера как модели построения жизни (к примеру, «сначала карьера, потом – семья»), избираемых стратегий преодоления трудностей (избегание, компромисс, сотрудничество).

В процессе психологического консультирования родителей, обратившихся по поводу конфликта с детьми, делается акцент на диалогичности (т.е. искренности, уважении и принятии), на информационном обмене между психологом-консультантом и абонентами службы. Конечная цель консультирования абонентов-родителей, испытывающих трудности во взаимоотношениях с детьми, – развитие  способности к осознанию и принятию индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, готовности к сознательному поиску наиболее эффективного стиля его индивидуального воспитания.

Литература

  1. Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 1996.
  2. Ивлева В.В. Психология семейных отношений.  Минск, 2007.
  3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М., 2008.
  4. Матейчек З. Родители и дети. М., СПб.,1992.
  5. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования.  СПб., 2001.
  6. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под. ред. Е.Г. Силяевой. М.: Академия, 2008.
  7. Сатир В. Как строить себя и свою семью / Пер. с англ.: улуч. изд. М.: Педагогика-Пресс, 1992.

Информация об авторах

Полетаева Марина Владимировна, психолог сектора дистанционного консультирования «Детский телефон доверия» Центра экстренной психологической помощи ИЭП МГППУ, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 6894
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 8