Консультирование родителей, обратившихся на телефон доверия по поводу конфликта с детьми
Общая информация
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Полетаева М.В. Консультирование родителей, обратившихся на телефон доверия по поводу конфликта с детьми // Теоретические и прикладные аспекты деятельности Центра экстренной психологической помощи МГППУ.
Фрагмент статьи
Проблема конфликтов между родителями и детьми занимает значимое место в работе психолога-консультанта на Детском телефоне доверия. Запросы по поводу семейных взаимоотношений составляют в совокупности 15% от общего числа обращений в службу ДТД и занимают первое место по количеству профильных обращений. Опыт работы показывает, что родители обращаются на Детский телефон доверия в связи с конфликтами с детьми приблизительно в два раза больше, чем сами дети.
Обращения родителей на телефон доверия по поводу воспитания детей имеют свои характерные особенности, связанные с этапом развития ребенка. Родители ребенка раннего возраста консультируются редко. Всплеск обращений в дошкольном возрасте ребенка приходится на возраст три года и пять-шесть лет. Пик потребности родителей в квалифицированной помощи специалиста связан также с обучением в начальной школе, далее следует спад, и снова наблюдается увеличение количества консультаций по поводу проблем с воспитанием подростков.
<...>
Полный текст
Проблема конфликтов между родителями и детьми занимает значимое место в работе психолога-консультанта на Детском телефоне доверия. Запросы по поводу семейных взаимоотношений составляют в совокупности 15% от общего числа обращений в службу ДТД и занимают первое место по количеству профильных обращений. Опыт работы показывает, что родители обращаются на Детский телефон доверия в связи с конфликтами с детьми приблизительно в два раза больше, чем сами дети.
Обращения родителей на телефон доверия по поводу воспитания детей имеют свои характерные особенности, связанные с этапом развития ребенка. Родители ребенка раннего возраста консультируются редко. Всплеск обращений в дошкольном возрасте ребенка приходится на возраст три года и пять-шесть лет. Пик потребности родителей в квалифицированной помощи специалиста связан также с обучением в начальной школе, далее следует спад, и снова наблюдается увеличение количества консультаций по поводу проблем с воспитанием подростков.
При консультации родителей по поводу конфликтов с детьми психолог стремится не только к разрешению или предотвращению конфликтов, но и к формированию у клиентов навыков конструктивного поведения в конфликтной ситуации.
Психологи службы могут иметь разные цели в отношении разных родителей-абонентов. Например, специалисты могут помогать позвонившим на телефон доверия родителям справляться с текущими проблемами, переживать переходные периоды, принимать решения, выходить из кризисных ситуаций, развивать специфические жизненные умения. Большая часть информации, полученной при телефонном консультировании, проявляется в сознании клиентов после окончания консультирования.
Отправным пунктом для работы психолога-консультанта с родителями в ситуации детско-родительского конфликта может стать представление о том, что в основе конфликта лежит неправильное родительское отношение к ребенку, т.е. нарушена родительская позиция. Оптимальная родительская позиция предполагает соответствие трем главным требованиям: адекватности, гибкости и прогностичности.
Адекватность позиции взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребенка, на умении видеть, понимать и уважать его индивидуальность. Родитель не должен концентрироваться только на том, чего он хочет в принципе добиться от своего ребенка; знание и учет его возможностей и склонностей – важнейшее условие успешности развития.
Неадекватная и/или негибкая родительская позиция зачастую служит пусковым моментом детско-родительского конфликта, сопровождает этот конфликт и способствует его развитию. «Закостенелая», инфантилизирующая позиция ведет к барьерам общения, вспышкам непослушания, бунта и протеста в ответ на любые требования. Гибкость родительской позиции рассматривается как готовность и способность к изменению стиля общения, способов воздействия на ребенка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи.
Прогностичностъ позиции выражается в ее ориентации на «зону ближайшего развития» ребенка и на задачи завтрашнего дня; это опережающая инициатива взрослого, направленная на изменение общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития [6].
Сложности в отношениях между родителями и детьми очень распространены и могут возникнуть у родителей с детьми любой возрастной группы. Психологи-консультанты телефона доверия придают большое значение повышению личной ответственности родителей-абонентов. Трудность этой задачи заключается в том, что она не может быть решена раз и навсегда: по мере роста, взросления ребенка родительская роль в воспитании многократно видоизменяется, наполняется все новым и новым содержанием. «Горячая и прочная привязанность членов семьи – это живительная почва, на которой расцветает личность ребенка. Прочные отношения, однако, совсем не то же, что неизменные, - отношения должны зреть, развиваться. Ребенок в своем развитии проходит через определенные стадии, но и его родители минуют один закономерный этап за другим, причем у каждого этапа своя специфическая задача, особенности, опасности, трудности. Важно, чтобы духовное развитие ребенка гармонировало с жизненным созреванием его родителей и других воспитателей, чтобы эти процессы были ритмичными и слаженными», – отмечает чешский психолог З.Матейчек [4].
При оказании психологической помощи по вопросам, связанным с проблемами в детско-родительских отношениях необходимо учитывать этапы развития ребенка:
Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Многие родители считают, что главной задачей в этот период является подготовка ребенка к обучению в школе, а для этого нужно по возможности раньше начать его учить – считать, писать, считать. Такое узкое понимание школьной зрелости уже давно отвергнуто в психологии и педагогике. Даже если ставить целью добиться школьной готовности, то прийти к ее реализации можно, лишь создав условия для полноценного проживания дошкольного детства, раскрытия его уникального потенциала.
Необходима не акселерация, а амплификация детского развития – широкое развертывание и обогащение содержания специфических детских форм игровой, практической, изобразительной деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками, максимальное развитие «специфически дошкольных» и вместе с тем перспективных физиологических качеств. Родителям важно осознавать незаменимый вклад игры в умственное, речевое развитие, развитие чувств, эмоциональной саморегуляции поведения, в формирование произвольности психических процессов (произвольного внимания, произвольной памяти) [3].
Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет). Задача родителей – способствовать восприятию ребенком будущего поступления в школу как желанного и значимого события, свидетельства взросления; способствовать созданию реального образа школы и правильного отношения к учебной деятельности – отношения взятой на себя ответственности.
Школьная успешность сказывается на всей системе социальных отношений ребенка. Ребенок-школьник сталкивается с трудностями адаптации к началу школьного обучения (новому режиму дня; к новому коллективу – школьному классу, ко всем перипетиям взаимоотношений со сверстниками; к своду школьных правил и ограничений; к новому неукоснительному уровню требований во взаимоотношениях с учителем и т.д.).
Родителям также важно избегать излишней центрированности семьи только на школьном аспекте жизни ребенка, не сводить свое отношение к нему преимущественно с точки зрения успехов к учебе; сохранять и поддерживать чувство безусловной любви и принятия.
Подростковый возраст (от 11 до 17 лет). Этот возрастной период детей требует особого внимания родителей к тем переменам, которые происходят с растущим ребенком, особой гибкости их педагогической тактики, огромного терпения, взвешенности, умения видеть позитивное и истинное в вызывающем поведении подростка. Родитель должен учитывать сложность подросткового периода и самого подростка, характерные для этапа гормональные перестройки, неустойчивость настроения, физического состояния и самочувствия, ранимость, неадекватность реакций.
Влияние родителей на подростков уже ограничено – ими не охватываются все сферы жизни, как это было в младшем школьном возрасте. Теоретически согласиться с новыми потребностями взрослеющих детей родителям легче, чем отказаться от привычных «детских» форм контроля, найти способы признания повзросления подростка. Конфликты между родителями и детьми возникают при отношении взрослых к подростку как к маленькому ребенку, а также при непоследовательности требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность.
Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского неадекватного контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. Так, например, крайние, самые неблагоприятные для развития подростка случаи – жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным.
Трудности взаимоотношений между родителями и подростком возникают также при завышенных ожиданиях родителей (предъявление требований ребенку, не учитывающих его способности, интересы), оправдать которые подросток не в состоянии. В этом случае с родителями у подростков обычно утрачивается духовная близость.
Для ребенка-подростка велико значение родительского примера как модели построения жизни (к примеру, «сначала карьера, потом – семья»), избираемых стратегий преодоления трудностей (избегание, компромисс, сотрудничество).
В процессе психологического консультирования родителей, обратившихся по поводу конфликта с детьми, делается акцент на диалогичности (т.е. искренности, уважении и принятии), на информационном обмене между психологом-консультантом и абонентами службы. Конечная цель консультирования абонентов-родителей, испытывающих трудности во взаимоотношениях с детьми, – развитие способности к осознанию и принятию индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, готовности к сознательному поиску наиболее эффективного стиля его индивидуального воспитания.
Литература
- Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 1996.
- Ивлева В.В. Психология семейных отношений. Минск, 2007.
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М., 2008.
- Матейчек З. Родители и дети. М., СПб.,1992.
- Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб., 2001.
- Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под. ред. Е.Г. Силяевой. М.: Академия, 2008.
- Сатир В. Как строить себя и свою семью / Пер. с англ.: улуч. изд. М.: Педагогика-Пресс, 1992.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 6894
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 8