Повышение качества жизни и формирование адаптивного поведения – главная задача любого коррекционного, педагогического или лечебного воздействия при работе с детьми с нарушенным развитием.
Любое нарушение развития непременно приводит к снижению адаптации ребенка. При этом тип дизонтогенеза определяет то, какая именно сфера жизнедеятельности окажется наиболее нарушенной, а какая наиболее сохранной. Коррекционный процесс обязательно должен строиться с учетом этих данных, поэтому необходимым становится использование методов, позволяющих с одной стороны оценить степень адаптации и выявить наиболее слабые и сильные стороны ребенка, а с другой стороны определить связь между уровнями адаптации в различных сферах его жизнедеятельности (Гордеев, Александрович, 2001; Голованова, 2004; Слободская Е.Р., Гудман Р., Князев, 2002). Последнее представляется крайне важным, поскольку позволяет правильно выбрать цель коррекционного процесса. Мишенью воздействия в таком случае становиться не любой отсутствующий навык, а тот, формирование которого наилучшим образом скажется на поведении в целом.
Цель данного исследования - описание специфических адаптивных профилей детей 6 - летнего возраста с нормальным и отклоняющимся развитием с помощью Шкалы адаптивного поведения Вайнленд.
МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ
Шкала адаптивного поведения Вайнленд (Vineland Adaptive Behavior Scales –VABS), далее по тексту - Вайнленд или Шкала Вайнленд [8]. Является общепризнанным в международной практике инструментом оценки адаптации лиц с нормальным и отклоняющимся развитием. Широко используется в клинико-психолого-педагогической практике и научно–исследовательских целях на протяжении более 20 лет. Оценивает четыре основные сферы жизнедеятельности: коммуникацию, повседневные житейские навыки, социализацию, моторные навыки, а так же проявления дезадаптивного поведения (Анастази А., Урбина, 2003; Сайфутдинова, 2003; Сайфутдинова Л.Р., Сударикова, 2004; Carter, Volkmar, Sparrow, Wang, Lord, Dawson, Fombonne, Loveland, Mesibov, Schopler, 1998; Sparrow, 2001).
ИСПЫТУЕМЫЕ
В ходе исследования опрошены родители или близкие родственники 141 ребенка (103 мальчиков и 38 девочек, в возрасте 6 лет), (см. табл. 1).
Таблица 1. Общее количество испытуемых и половозрастная характеристика групп
|
Группа |
Всего (чел.) |
Мальчики |
Девочки |
Средний возраст (лет / мес.) |
|
Контрольная |
55 |
38 (69 %) |
17 (31%) |
6.5 |
|
Группа 1 |
21 |
15 (71%) |
6 (29%) |
6.5 |
|
Группа 2 |
14 |
8 (57%) |
6 (43%) |
6.6 |
|
Группа 3 |
18 |
15 (83%) |
3 (17%) |
6.5 |
|
Группа 4 |
33 |
27 (82%) |
6 (18%) |
6.3 |
|
ВСЕГО |
141 |
103 (73%) |
38 (27%) |
6.5 |
Контрольную группу составило 55 детей (38 мальчиков, 17 девочек). Отбор детей осуществлялся в старших и подготовительных группах детских дошкольных учебных заведений массового типа г.Москвы Основную группу - 86 детей (65 мальчиков, 21 девочка). Исследование проводилось на базе Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков Департамента образования г. Москвы (ЦПМССДиП). Дети основной группы в соответствии с данными медико-психологического обследования были разделены на четыре группы: дети с неврозоподобными расстройствами на фоне остаточных явлений раннего резидуально-органического поражения ЦНС - группа 1; дети с диагнозом "задержка психического развития различного генеза (ЗПР)" - группа 2; группа 3 - дети с синдромом детского аутизма (СДА); дети с синдромом Аспергера и / или высокофункциональные аутисты (СА) - группа 4.
ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Для каждой группы были построены усредненные графики результатов, представленных в стандартных баллах по американским нормам по шкалам адаптации (рис. 1) .
На рис.1 представлены усредненные профили всех групп в стандартных баллах (шкала IQ, где 100 – среднее, 15 – стандартное отклонение) по американским нормам Шкалы Вайнленд. Как видно из рисунка, каждая группа характеризуется специфическим адаптивным профилем.
![]() |
Рис. 1. Адаптивные профили по Вайнленду.
В профиле типично развивающихся детей (контрольной группы) показатели по каждой отдельной шкале адаптивного поведения находятся в пределах нормативного уровня по американским нормам (85–115 баллов), (см. рис. 1).
В профиле детей с пограничными нервно-психическими расстройствами (группы 1) показатели по всем шкалам, так же как и у здоровых детей находятся в пределах нормативного уровня, однако следует отметить, что у детей этой группы уровень бытовых навыков и социализации выше, чем у здоровых детей.
Показатели усредненного профиля детей с ЗПР (группы 2) по всем шкалам (кроме моторики), и по общему суммарному баллу находятся на умеренно низком уровне (70–84 балла). Самые низкие области в профиле связаны с коммуникативными навыками и общим показателем адаптации (суммарным баллом по всем шкалам).
Профиль детей с СДА (группы 3) является самым низким относительно всех остальных групп по всем шкалам адаптации (см. рис. 1). Наиболее низкими являются навыки коммуникации, социализации и уровень адаптации в целом.
Дети с синдромом Аспергера (группы 4) имеют высокий уровень коммуникации и моторных навыков и снижение профиля по сферам повседневных житейских навыков, социализации и общей адаптации (см. рис. 1).
Статистический анализ результатов по сырым баллам проводился с использованием средств пакета STATISTICA 6.0.(STAT SOFT). Для установления различий между группами были рассмотрены все 15 факторов - субшкал и шкал адаптивного поведения и 2 фактора - части I и II шкалы дезадаптивного поведения. Для сравнения выборок использовался U-тест по методу Манна и Уитни. Составлены таблицы попарного межгруппового сравнения распределений при уровне достоверности 0,05 и 0,01.
Группа 1. При сравнении результатов (в сырых баллах) с контрольной группой для детей с пограничными нервно-психическими расстройствами характерно достижение более высокого, чем в норме уровня развития бытовых навыков, наряду со снижением уровня развития письменных навыков и крупной моторики.
Группа 2. Для детей с ЗПР специфичным является снижение навыков коммуникации и социализации при относительно высокой области бытовых навыков, Также их отличает достоверно более низкий, чем у здоровых детей уровень развития мелкой моторики.
Группа 3. Следует отметить, что для детей этой группы специфичны достоверно более низкие результаты по большинству субшкал и шкал адаптации по сравнению со всеми другими детьми, принимавшими участие в исследовании. Существенные отличия выявляются при сравнении 3 группы со здоровыми детьми и с группой 1. Интересно отметить, что единственный фактор, по которому эти дети не отличаются от типично развивающихся, это субшкала "домашние бытовые навыки", или "навыки помощи по дому". В сравнении с детьми с ЗПР результаты группы 3 достоверно ниже по всем субшкалам области коммуникации и социализации и отдельным навыкам в области быта и моторики.
Группа 4. Эта группа демонстрирует отличия от здоровых детей как в области экспрессивных, так и рецептивных навыков коммуникации при сходном уровне развития письменных навыков. Существенные трудности эти дети испытывают и в сфере социализации. В моторной сфере дети этой группы существенно хуже нормы по уровню развития крупной моторики, а в быту только по навыкам личной гигиены и самообслуживания.
Наименьшее количество достоверных различий выявлено при сравнении группы 4 с детьми с ЗПР (по 4 субшкалам), дети с синдромом Аспергера превосходят детей с ЗПР только в области коммуникации и навыках мелкой моторики. Наибольшие отличия группа 4 имеет при сравнении с группой 3 - по 12 субшкалам. Результаты детей этой группы достоверно лучше группы 3 преимущественно в области коммуникативной сферы и социализации. Так же имеют место отличия по отдельным навыкам в бытовой сфере и мелкой моторике.
От группы 1 дети группы 4 обнаруживают отличия по 5 субшкалам: дети группы 1 превосходят их в области социализации и бытовых навыков. При этом следует отметить, что отличий в моторной сфере и коммуникативных навыках между этими группами не выявлено.
Дезадаптация. На рис.2 представлены усредненные показатели Групп 1,2,3,4 и контрольной (нормативной) по шкале Дезадаптации.

Рис. 2. Усредненные показатели групп по шкале Дезадаптации (Часть I и Часть II).
По показателям шкалы дезадаптации (см. рис. 2) нормально развивающиеся дети характеризуются наличием поведенческих паттернов по части I и отсутствием дезадаптивных проявлений по части II шкалы. По выраженности дезадаптивных проявлениий части I Шкалы дезадаптации Вайнленда (фактор Д1) дети группы 1 более дезадаптированы, чем здоровые. В отличие от нормы, дезадаптивные проявления у детей группы 1 характеризуются не только трудностями, выявляемыми у здоровых детей (которые, как правило, проявляются в виде импульсивности, повышенной активности, слабости внимания и низкого самоконтроля поведения), но и наличием других дезадаптивных проявлений, например таких феноменов, как: "Проявляет повышенную тревожность, страхи", "Является чрезмерно зависимым" и др., что может указывать на некоторую невротизацию и повышенную тревожность детей этой группы.
Результаты детей с ЗПР не дают той степени выраженности дезадаптивных проявлений (характерных части II шкалы), которая может наблюдаться у детей с асинхронным развитием (с расстройствами аутистического круга) независимо от интеллектуального уровня.
Для детей с СДА и СА характерна более выраженная степень дезадаптированности (по части I и II шкалы Дезадаптации) по отношению к здоровым детям и детям группы 1, и по части II по отношению к детям с ЗПР.
Корреляционный анализ. Для расчета корреляционных зависимостей между субшкалами использовался метод ранговой корреляции Спирмена.
Корреляционный анализ позволил выявить как общие для всех групп, так и специфические связи между сферами адаптивного и дезадаптивного поведения Уровень развития бытовых навыков во всех группах напрямую связан с социализацией. Таким образом, работа в семье, направленная на формирование бытовых навыков позволит подготовить ребенка к выходу в социум, «тренироваться» в усвоении навыков социального взаимодействия со своими близкими, научиться выполнять и подчиняться определенным правилам социального взаимодействия в семье, и таким образом поднять уровень его социальной успешности.
В свою очередь, быт связан с уровнем развития речи во всех группах, кроме нормы. Это указывает на важность работы по развитию речи (или альтернативных средств коммуникации при ее отсутствии) для адаптации ребенка с любой формой дизонтогенеза.
Во всех группах выявляется связь между двигательной сферой и бытовыми навыками. Таким образом, работая с моторной сферой ребенка (развитием преимущественно навыков мелкой, либо крупной моторики) мы опосредованно, через быт можем влиять положительно и на его социализацию.
Специфическая связь речи как ведущего средства коммуникации с социализацией ребенка показана во всех группах, кроме детей с синдромом Аспергера. Работа над речью как непосредственная задача коррекции может повысить социальную успешность детей этих групп.
Помимо вышеуказанной, общей для всех групп (за исключением здоровых детей), связи моторики с бытом, для отдельных групп отмечается также связь моторики непосредственно с социализацией. Если в группе 1 это преимущественное влияние мелкой моторики, у аутистов - крупной, то в группе с СА моторный фактор имеет множественные корреляционные связи с социализацией, как в части крупной, мелкой, так и всей моторики в целом. Данная деятельность у детей с СА снижена, что существенно затрудняет их социализацию, кроме всего прочего, возможно и по этой причине.
Вызывает интерес также наличие корреляционных связей между субшкалами адаптации и поведенческими паттернами, описываемыми в шкале Дезадаптации. Данные связи встречаются в норме – преимущественно по субшкалам коммуникации (речевой фактор) и части I Шкалы дезадаптации, у детей группы 1 – как связь дезадаптивных проявлений с социальной успешностью. В группе детей с ЗПР (Группа 2) они не прослеживаются, а у детей 3 и 4 группы единичны. Представляется важным отметить эту тенденцию, так как в ходе коррекционной работы с детьми группы 1 работа по развитию адаптивных навыков, а именно социальных, по-видимому, может снять часть симптомов дезадаптации, уменьшить стресс, переживаемый ребенком.
ВЫВОДЫ
- Для каждой из обследованных групп с типичным или отклоняющимся развитием выявлены специфические профили адаптивного поведения с помощью Шкалы Вайнленд.
- По отдельным областям адаптации выявлены специфические различия особенностей адаптивного функционирования детей с разными типами дизонтогенеза.
- Корреляционный анализ отношений между сферами адаптивного и дезадаптивного поведения показывает наличие как общих, так и специфических связей.
- Анализ адаптивного профиля позволяет спланировать конкретные пути повышения адаптации ребенка путем развития соответствующих адаптивных навыков.
