Особенности адаптивного поведения детей с разными вариантами дизонтогенеза

232

Общая информация

Ключевые слова: дизонтогенез, расстройства аутистического спектра, дизонтогенетические нарушения, степень адаптации

Рубрика издания: Научные исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Сайфутдинова Л.Р. Особенности адаптивного поведения детей с разными вариантами дизонтогенеза // Детский аутизм: исследования и практика. С. 125–132.

Фрагмент статьи

Любое нарушение развития непременно приводит к снижению  адаптации ребенка. При этом тип дизонтогенеза определяет то, какая именно сфера жизнедеятельности окажется наиболее нарушенной, а какая наиболее сохранной. Коррекционный процесс обязательно должен строиться с учетом этих данных, поэтому  необходимым становится использование методов, позволяющих с одной стороны оценить степень адаптации и  выявить наиболее слабые и сильные стороны ребенка, а с другой стороны определить связь между уровнями адаптации в различных сферах его жизнедеятельности (Гордеев, Александрович, 2001; Голованова, 2004; Слободская Е.Р., Гудман Р., Князев, 2002). Последнее представляется крайне важным, поскольку позволяет правильно выбрать цель коррекционного процесса. Мишенью воздействия  в таком случае становиться не любой отсутствующий навык, а тот, формирование которого наилучшим образом скажется на поведении в целом.

Цель данного исследования - описание специфических адаптивных профилей детей 6 - летнего возраста с нормальным и отклоняющимся развитием с помощью Шкалы адаптивного поведения Вайнленд.

Полный текст

Повышение качества жизни и формирование адаптивного поведения – главная задача любого коррекционного, педагогического или лечебного воздействия при работе с детьми с нарушенным развитием.

Любое нарушение развития непременно приводит к снижению  адаптации ребенка. При этом тип дизонтогенеза определяет то, какая именно сфера жизнедеятельности окажется наиболее нарушенной, а какая наиболее сохранной. Коррекционный процесс обязательно должен строиться с учетом этих данных, поэтому  необходимым становится использование методов, позволяющих с одной стороны оценить степень адаптации и  выявить наиболее слабые и сильные стороны ребенка, а с другой стороны определить связь между уровнями адаптации в различных сферах его жизнедеятельности (Гордеев, Александрович, 2001; Голованова, 2004; Слободская Е.Р., Гудман Р., Князев, 2002). Последнее представляется крайне важным, поскольку позволяет правильно выбрать цель коррекционного процесса. Мишенью воздействия  в таком случае становиться не любой отсутствующий навык, а тот, формирование которого наилучшим образом скажется на поведении в целом.

Цель данного исследования - описание специфических адаптивных профилей детей 6 - летнего возраста с нормальным и отклоняющимся развитием с помощью Шкалы адаптивного поведения Вайнленд.

МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ

Шкала адаптивного поведения Вайнленд (Vineland Adaptive Behavior Scales –VABS), далее по тексту - Вайнленд или Шкала Вайнленд [8]. Является общепризнанным в международной практике инструментом оценки адаптации лиц с нормальным и отклоняющимся развитием. Широко используется в клинико-психолого-педагогической практике и научно–исследовательских целях на протяжении более 20 лет. Оценивает четыре основные сферы жизнедеятельности: коммуникацию, повседневные житейские навыки, социализацию, моторные навыки, а так же проявления дезадаптивного поведения  (Анастази А., Урбина, 2003; Сайфутдинова, 2003; Сайфутдинова Л.Р., Сударикова, 2004; Carter, Volkmar, Sparrow, Wang, Lord, Dawson, Fombonne, Loveland, Mesibov, Schopler, 1998; Sparrow, 2001).

ИСПЫТУЕМЫЕ

В ходе исследования опрошены родители или близкие родственники 141 ребенка (103 мальчиков и 38  девочек, в возрасте  6 лет), (см. табл. 1).

Таблица 1. Общее количество испытуемых и половозрастная характеристика групп

Группа

Всего

(чел.)

Мальчики

Девочки

Средний возраст (лет / мес.)

Контрольная

55

38 (69 %)

17 (31%)

6.5

Группа 1

21

15 (71%)

6 (29%)

6.5

Группа 2

14

8 (57%)

6 (43%)

6.6

Группа 3

18

15 (83%)

3 (17%)

6.5

Группа 4

33

27 (82%)

6 (18%)

6.3

ВСЕГО

141

103 (73%)

38 (27%)

6.5

Контрольную группу составило 55 детей (38 мальчиков, 17 девочек). Отбор детей осуществлялся в старших и подготовительных группах детских дошкольных учебных заведений массового типа г.Москвы Основную группу - 86 детей (65 мальчиков, 21 девочка). Исследование проводилось на базе Центра психолого-медико-социального сопровождения  детей и подростков Департамента образования г. Москвы (ЦПМССДиП). Дети основной группы в соответствии с данными медико-психологического обследования были разделены на четыре группы: дети с неврозоподобными расстройствами на фоне остаточных явлений раннего резидуально-органического поражения ЦНС - группа 1; дети с диагнозом "задержка психического развития различного генеза (ЗПР)" - группа 2; группа 3 - дети с синдромом детского аутизма (СДА); дети с синдромом Аспергера и / или высокофункциональные аутисты (СА) - группа 4.

ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Для каждой группы были построены усредненные графики результатов, представленных в стандартных баллах по американским нормам по шкалам адаптации (рис. 1) .

На рис.1 представлены усредненные профили всех групп в стандартных баллах (шкала IQ, где 100 – среднее, 15 – стандартное отклонение) по американским нормам Шкалы Вайнленд. Как видно из рисунка, каждая группа характеризуется специфическим адаптивным профилем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

   
Рис. 1. Адаптивные профили по Вайнленду.

В профиле типично развивающихся детей (контрольной группы) показатели по каждой отдельной шкале адаптивного поведения находятся в пределах нормативного уровня по американским нормам (85–115 баллов), (см. рис. 1).

В профиле детей с пограничными нервно-психическими расстройствами (группы 1) показатели по всем шкалам, так же как и у здоровых детей находятся в пределах  нормативного уровня, однако следует отметить, что у детей этой группы уровень бытовых навыков и социализации выше, чем у здоровых детей.

Показатели усредненного профиля детей с ЗПР (группы 2) по всем шкалам (кроме моторики), и по общему суммарному баллу находятся на умеренно низком уровне (70–84 балла). Самые низкие области в профиле связаны с коммуникативными навыками и общим показателем адаптации (суммарным баллом по всем шкалам).

Профиль детей с СДА (группы 3) является самым низким относительно всех остальных групп по всем шкалам адаптации (см. рис. 1). Наиболее низкими являются навыки коммуникации, социализации и уровень адаптации в целом.

Дети с синдромом Аспергера (группы 4) имеют высокий уровень коммуникации и моторных навыков и снижение профиля по сферам повседневных житейских навыков, социализации и общей адаптации (см. рис. 1).

Статистический анализ результатов по сырым баллам проводился с использованием средств пакета STATISTICA 6.0.(STAT SOFT). Для установления различий между группами были рассмотрены все 15 факторов - субшкал и шкал адаптивного поведения и 2 фактора - части I и II шкалы дезадаптивного поведения. Для сравнения выборок использовался U-тест по методу Манна и Уитни. Составлены таблицы попарного межгруппового сравнения распределений при уровне достоверности 0,05 и 0,01.

Группа 1. При сравнении результатов (в сырых баллах) с контрольной группой для детей с пограничными нервно-психическими расстройствами характерно достижение более высокого, чем в норме уровня развития бытовых навыков, наряду со снижением уровня  развития письменных навыков и крупной моторики.

Группа 2. Для детей с ЗПР специфичным является снижение навыков коммуникации и социализации при относительно высокой области бытовых навыков, Также их отличает достоверно более низкий, чем у здоровых детей уровень развития мелкой моторики.

Группа 3. Следует отметить, что для детей этой группы специфичны достоверно более низкие результаты по большинству субшкал и шкал адаптации по сравнению со всеми другими детьми, принимавшими участие в исследовании. Существенные отличия выявляются при сравнении 3 группы со здоровыми детьми и с группой 1. Интересно отметить, что единственный фактор, по которому эти дети не отличаются от типично развивающихся, это субшкала "домашние бытовые навыки", или "навыки помощи по дому". В сравнении с детьми с ЗПР результаты группы 3 достоверно ниже по всем субшкалам области коммуникации и социализации и отдельным  навыкам в области быта и моторики.

Группа 4. Эта группа демонстрирует отличия от здоровых детей как в области экспрессивных, так и рецептивных навыков коммуникации при сходном уровне развития письменных навыков. Существенные трудности эти дети испытывают и в сфере социализации. В моторной сфере дети этой группы существенно хуже нормы по уровню развития крупной моторики, а в быту только по навыкам личной гигиены и самообслуживания.

Наименьшее количество достоверных различий выявлено при сравнении группы 4 с детьми с ЗПР (по 4 субшкалам), дети с синдромом Аспергера превосходят детей с ЗПР только в области коммуникации и навыках мелкой моторики. Наибольшие отличия  группа 4 имеет при сравнении с группой 3 - по 12 субшкалам. Результаты детей этой группы достоверно лучше группы 3 преимущественно в области коммуникативной сферы и социализации. Так же имеют место отличия по отдельным навыкам в бытовой сфере и мелкой моторике.

От группы 1 дети группы 4 обнаруживают отличия по 5 субшкалам: дети группы 1 превосходят их в области социализации и бытовых навыков. При этом следует отметить, что отличий в моторной сфере и коммуникативных навыках между этими группами не выявлено.

Дезадаптация. На рис.2 представлены усредненные показатели Групп 1,2,3,4 и контрольной (нормативной) по шкале Дезадаптации.

Рис. 2. Усредненные показатели групп по шкале Дезадаптации  (Часть I и Часть II).

По показателям шкалы дезадаптации (см. рис. 2) нормально развивающиеся дети характеризуются наличием поведенческих паттернов по части I и отсутствием дезадаптивных проявлений по части II шкалы. По выраженности дезадаптивных проявлениий части I Шкалы дезадаптации Вайнленда (фактор Д1) дети группы 1 более дезадаптированы, чем здоровые. В отличие от нормы, дезадаптивные проявления  у детей группы 1 характеризуются не только трудностями, выявляемыми у здоровых детей (которые, как правило, проявляются в виде импульсивности, повышенной активности, слабости внимания и низкого самоконтроля поведения), но и наличием других дезадаптивных проявлений, например таких феноменов, как: "Проявляет повышенную тревожность, страхи", "Является чрезмерно зависимым" и др., что может указывать на некоторую невротизацию и повышенную тревожность детей этой группы.

Результаты детей с ЗПР не дают той степени выраженности дезадаптивных проявлений (характерных части II шкалы), которая может наблюдаться у детей с асинхронным развитием (с расстройствами аутистического круга) независимо от интеллектуального уровня.

Для детей с СДА и СА характерна более выраженная степень дезадаптированности (по части I и II шкалы Дезадаптации) по отношению к здоровым детям и детям группы 1, и по части II по отношению к детям с ЗПР.

Корреляционный анализ. Для расчета корреляционных зависимостей между субшкалами использовался метод ранговой корреляции Спирмена.

Корреляционный анализ позволил выявить как общие для всех групп, так и специфические связи между сферами адаптивного и дезадаптивного поведения Уровень развития бытовых навыков во всех группах напрямую связан с социализацией. Таким образом, работа в семье, направленная на формирование бытовых навыков позволит подготовить ребенка к выходу в социум, «тренироваться» в усвоении навыков социального взаимодействия со своими близкими, научиться выполнять и подчиняться определенным правилам социального взаимодействия в семье, и таким образом поднять уровень его социальной успешности.

В свою очередь, быт связан с уровнем развития речи во всех группах, кроме нормы. Это указывает на важность работы по развитию речи (или альтернативных средств коммуникации при ее отсутствии) для адаптации ребенка с любой формой дизонтогенеза.

Во всех группах выявляется связь между двигательной сферой и бытовыми навыками. Таким образом, работая с моторной сферой ребенка (развитием преимущественно навыков мелкой, либо крупной моторики) мы опосредованно, через быт можем влиять положительно и на его социализацию.

Специфическая связь речи как ведущего средства коммуникации с социализацией ребенка показана во всех группах, кроме детей с синдромом Аспергера. Работа над речью как непосредственная задача коррекции может повысить социальную успешность детей этих групп.

Помимо вышеуказанной, общей для всех групп (за исключением здоровых детей), связи моторики с бытом, для отдельных групп отмечается также связь моторики непосредственно с социализацией. Если в группе 1 это преимущественное влияние мелкой моторики, у аутистов - крупной, то в группе с СА моторный фактор имеет множественные корреляционные связи с социализацией, как в части крупной, мелкой, так и всей моторики в целом. Данная деятельность у детей с СА снижена, что существенно затрудняет их социализацию, кроме всего прочего, возможно и по этой причине.

Вызывает интерес также наличие корреляционных связей между субшкалами адаптации и поведенческими паттернами, описываемыми в шкале Дезадаптации. Данные связи встречаются в норме – преимущественно по субшкалам коммуникации (речевой фактор) и части I Шкалы дезадаптации, у детей группы 1 – как связь дезадаптивных проявлений с социальной успешностью. В группе детей с ЗПР (Группа 2) они не прослеживаются, а у детей 3 и 4 группы единичны. Представляется важным отметить эту тенденцию, так как в ходе коррекционной работы с детьми группы 1 работа по развитию адаптивных навыков, а именно социальных, по-видимому, может снять часть симптомов дезадаптации, уменьшить стресс, переживаемый ребенком.

ВЫВОДЫ

-       Для каждой из обследованных групп с типичным или отклоняющимся развитием выявлены специфические профили адаптивного поведения с помощью Шкалы Вайнленд.

-       По отдельным областям адаптации выявлены специфические различия особенностей адаптивного функционирования детей с разными типами дизонтогенеза.

-       Корреляционный анализ отношений между сферами адаптивного и дезадаптивного поведения показывает наличие как общих, так и специфических связей.

-       Анализ адаптивного профиля позволяет спланировать конкретные пути повышения адаптации ребенка путем развития соответствующих адаптивных навыков.

 

Литература

  1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб: Питер, 2003, с. 262 – 288.
  2. Гордеев В.И., Александрович Ю.С. Методы исследования развития ребенка: качество жизни (QOL) - новый инструмент оценки детей. СПб.: Речь, 2001.
  3. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. СПб.: Речь, 2004.
  4. Сайфутдинова Л.Р. Использование шкалы Вайнленд при диагностике больных аутизмом и синдромом Аспергера (по материалам зарубежной печати). // Аутизм и нарушения развития, 2003. №2, стр.51 – 57.
  5. Сайфутдинова Л.Р., Сударикова М.А. Оценка уровня развития адаптации ребенка с помощью Шкалы Вайнленд. // Школа здоровья, 2004 № 1, стр.48 – 56.
  6. Слободская Е.Р., Гудман Р., Князев Г.Г.// Актуальные вопросы современной медицины. Новосибирск, 2002, стр.15 – 21.
  7. Alice S. Carter, Fred R. Volkmar, Sara S. Sparrow, Jing-Jen Wang, Catherine Lord, Geraldine Dawson, Eric Fombonne, Katherine Loveland, Gary Mesibov, and Eric Schopler Vineland Adaptive Behavior Scales: The Supplementary Norms for Individuals with Autism. // Journal of Autism and Developmental Disorders, 1998. V.28. №. 4, p.287 – 301.
  8. Sara S. Sparrow, David A. Balla, and Domenic V. Cicchetti Vineland Adaptive Behavior Scales, Interview Edition. Survey Form Manual. Minnesota: American Guidance Service, 1984
  9.  Using the Vineland to predict Autizm and Asperger Syndrom. An interview with Dr. S. Sparrow . // Assessment Information Exchange (AIE), Spring 2001 Newsletter. V.12, №1.

Информация об авторах

Сайфутдинова Л.Р., аспирант МГППУ, психолог Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков Департамента образования Москвы, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 5771
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 232
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 6