Структурированная оценка социальной ситуации развития в работе психолого-медико-педагогической комиссии с участием несовершеннолетнего с отклоняющимся поведением

59

Общая информация

Рубрика издания: Межведомственное взаимодействие как ресурс работы с несовершеннолетними, находящихся в юридически значимых ситуациях

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Дегтярёв А.В. Структурированная оценка социальной ситуации развития в работе психолого-медико-педагогической комиссии с участием несовершеннолетнего с отклоняющимся поведением // Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению.

Фрагмент статьи

В современной психиатрии и психологии, биологический, социологический и психологический редукционизм сменяется осознанием необходимости целостного комплексного подхода к проблеме психологического здоровья, а значит данный мультифакторный подход необходимо применять и к проблемам, связанным с отклоняющимся поведением в подростковом возрасте.

Полный текст

В современной психиатрии и психологии, биологический, социологический и психологический редукционизм сменяется осознанием необходимости целостного комплексного подхода к проблеме психологического здоровья, а значит данный мультифакторный подход необходимо применять и к проблемам, связанным с отклоняющимся поведением в подростковом возрасте.

Следовательно, рассматривая отклоняющееся поведение как феномен, который функционирует в рамках психологического, социального, биологического контекстов и, безусловно, в рамках включающего все перечисленные, – правового контекста, любой специалист, работающий с категорией несовершеннолетних с отклоняющимся поведением должен учитывать и анализировать особенности всех контекстов в конкретном случае.

Каждый из выше описанных контекстов включает большой спектр соответствующих факторов, которые могут стать предпосылками, либо факторами препятствующими (ресурсы личности) формированию отклоняющегося поведения у конкретного несовершеннолетнего.

В общем виде, отклоняющееся поведение нужно понимать как устойчивое поведение личности, противоречащее наиболее важным социальным нормам, включая нормы административного (девиантное поведение) и уголовного права (делинкветное поведение), причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптaцией.

Объединяясь в единую систему и взаимодействуя между собой, все контексты образуют особую социальную ситуацию развития, в которой находится несовершеннолетний на данном этапе своей жизни.

Именно данную особую социальную ситуацию развития и рассматривают члены ПМПК и поэтому при наличии даже небольшого количества био-психо-социальных и правовых предпосылок они обязаны принимать каждую из них во внимание для подготовки окончательного заключения по каждому отдельному случаю.

Анализ всех правовых и био-психо-социальных факторов (предпосылок) для каждого конкретного случая попадающего на МПМК является трудоемкой и продолжительной работой, при этом, к сожалению, обычно для рассмотрения комиссией несовершеннолетнего отводится всего один астрономический час, что, безусловно, чаще всего является не достаточным для проведения глубокой диагностической работы.

В связи с этим, комиссии необходимо иметь различные методы и методики, которые будут, с одной стороны, помогать раскрывать все факторы, а, с другой стороны, не будут отнимать большого количества времени и смогут структурировать большое количество полученной информации о социальной ситуации развития конкретного несовершеннолетнего.

Одной из таких методик, может стать предлагаемая «Структурированная оценка социальной ситуации развития». Данная методика построена по принципу не так давно созданного метода структурированной оценки рисков совершения повторных правонарушений и возможностей реабилитации несовершеннолетнего «Оценка рисков и возможностей». Отличие их состоит в том, что метод Оценка рисков и возможностей» имеет более глубокую методологическую проработку и оценка показателей происходит в количественных показателях, в то время как структурированная оценка социальной ситуации развития представляет собой своего рода анкету для качественного анализа правовых и био-психо-социальных факторов, заполняемую каждым из специалистов ПМПК индивидуально исходя из своих обязанностей.

Психологические факторы в данной модели являются доминирующими, поскольку именно они, в конечном счете, определяют поведения несовершеннолетнего, и поэтому в процессе проведения диагностики и вынесения любых решений, члены ПМПК должны делать основной акцент на данных факторах.

Заполнять предлагаемую структурированную оценку социальной ситуации развития возможно как непосредственно в процессе диагностики, так и до очной встречи с несовершеннолетним на основании тех материалов, которые были предоставлены на ПМПК.

Литература

  1. Арон И.С. Структурно-содержательный анализ понятия «социальная ситуация развития» в контексте профессионального самоопределения личности // Культурно-историческая психология. 2013. № 4. С. 53–58.
  2. Воронова Е.Л., Дрейзен А.А., Дозорцева Е.Г., Зыков О.В., Ошевский Д.С., Павлова Т.Н., Полятыкин А.А., Шипшин С.С., Шипшина О.С., Шкандыкова М.А. Оценка рисков и возможностей (ОРВ). Метод структурированной оценки рисков совершения повторных правонарушений и возможностей реабилитации несовершеннолетнего: практика применения / Под ред. В.Б. Васечкина, А.А. Дрейзина, С.А. Полятыкина. М.: РБФ НАН, 2010. 40 с.
  3. Дозорцева Е.Г. Аномальное развитие личности у подростков с противоправным поведением. М.: РИО «ГНЦ ССП Росздрава», 2004. 352 с.
  4. Карабанова О.А. Понятие «социальная ситуация развития» в современной психологии // Методология и история психологии. 2007. № 4. С. 40–56.
  5. Ошевский Д.С., Дозорцева Е.Г. Перспективы использования структурированных методов оценки риска повторных деликтов при психологическом сопровождении несовершеннолетних правонарушителей с психическими расстройствами // Психическое здоровье. 2014. №. 7 (98) C. 3–11.
  6. Холмогорова А.Б. Две конфликтующие методологии в исследованиях психотерапии и ее эффективности: поиск третьего пути (часть II) // Консультативная психология и психотерапия. 2010. № 1. С. 14–37.

Информация об авторах

Дегтярёв Артём Викторович, старший преподаватель кафедры юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9393-6550, e-mail: degtyarevav@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1158
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 59
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0