Изучение особенностей формирования показаний является одним из основных направлений развития психологии расследования преступлений и таких областей юридической психологии, как ювенальная психология, психология допроса несовершеннолетних, судебно-психологическая экспертиза.
Допрос несовершеннолетних регламентирован законодательством РФ. В 2015 г. принята новая редакция статьи 191 Уголовно-процессуального кодекса РФ «Особенности проведения допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего», в которой учитываются возрастные психологические особенности детей при проведении следственных действий, предписывается обязательное участие в допросе педагога или психолога, а по делам о преступлениях против половой неприкосновенности – психолога. Вместе с тем, функции, права и обязанности психолога законом не определены.
В нашей стране психологические особенности показаний несовершеннолетних стали предметом изучения в последние десятилетия. Интерес для ученых представляет способность детей воспринимать обстоятельства дела, имеющие значение для дела, и давать о них показания с учетом их возрастных особенностей и ситуационных условий.
Изучение условий, в которых несовершеннолетний продуцирует показания, особенности взаимодействия с допрашивающим лицом представлены в исследованиях зарубежных ученых и российских специалистов. Основы современного отечественного подхода к процессу получения показаний от детей младшего возраста заложены. Е.В. Васкэ предлагает ряд техник правомерного психологического воздействия, способствующих установлению эмоционального контакта с несовершеннолетним, для получения наиболее полных и подробных показаний по делу. В работах зарубежных исследователей описаны методы проведения допроса, разработаны модели - «протоколы» - опроса детей с конкретными указаниями и рекомендациями по организации этого процесса.
Проблема психологии детских показаний привлекала внимание многих ученых, как в нашей стране, так и за рубежом, начиная с исторических исследований В. Штерна. Однако в большинстве современных зарубежных исследований эта тема изучается в рамках анализа случаев определения «реалистичности» сведений, полученных в ходе опроса свидетелей и потерпевших, для чего были выделены специальные признаки содержания и структуры показаний. Использование подобных методов большинством исследователей рекомендуется лишь в рамках расследования преступлений. Как за рубежом, так и в России в настоящее время ведутся дискуссии относительно возможности экспертного решения вопроса о достоверности свидетельских показаний.
В России изучение проблемы психологии детских показаний позволило выделить в качестве предмета экспертного исследования феномены потенциальной способности и актуальной возможности субъекта правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них показания.