В последнее десятилетие наблюдается значительный рост психических расстройств у детей и подростков, причем более половины их составляют эмоциональные расстройства и расстройства поведения. Согласно данным популяционных исследований, и в России, и в западных странах процент детей и подростков с отклоняющимся поведением составляет 26-27. Среди всех эмоциональных и поведенческих расстройств детского возраста правонарушениям несовершеннолетних чаще всего сопутствует именно несоциализированное расстройство поведения (далее – НРП).
Помимо агрессии НРП включает в себя такие проявления, как криминальные акты, вандализм, склонность к употреблению алкоголя и других психоактивных веществ, уходы из дома, бродяжничество, прогулы школы, повышенную аффективную возбудимость, оппозиционное поведение.
Поведенческие расстройства изучаются в рамках биологического, психологического и социального подходов. Исследователи, не смотря на разность взглядов по многим аспектам, признают существенную роль ранних деформаций «Я», искажений основы формирующейся личности в происхождении расстройств поведения. Многие авторы подчеркивают, что изучение личности в ее деятельности есть, по сути дела, изучение мотивационных процессов у человека. Известно, что в формировании поведения наиболее важную роль играют глубинные, неосознаваемые источники мотивации – бессознательные потребности. Таким образом, потребности:
1) относятся к категории интегральных свойств человека, как бы «пронизывая» всю систему, все уровни психики,
2) как категория обнаруживаются в фундаменте всех основных психических явлений, будь то мышление, эмоции или воля, не говоря уже о внешне реализуемых поступках,
3) выступают как такие состояния личности, благодаря которым осуществляется регулирование поведения, определяется направленность мышления, чувств и воли человека .
Логично предположить, что мотивационные процессы точно так же играют немаловажную роль и в происхождении нарушений психической деятельности, в частности расстройств поведения. После открытия З. Фрейдом бессознательной мотивации поведения и мышления стало ясно – существуют глубинные, динамические силы, которые, будучи вытеснены, подавлены или изолированы в бессознательном, то есть скрыты, тем не менее продолжают мощно и энергично влиять, определяя особенности поведения человека.
По нашему мнению, экспериментально изучить структуру неосознаваемых влечений и проанализировать истоки поведения детей с НРП можно с помощью теста диагностики влечений Л. Сонди. Автор теста указывал, что со стимульным материалом могут успешно справляться уже дети трехлетнего возраста, а впервые чрезмерная агрессивность, социальная дезадаптированность могут быть обнаружены у некоторых детей уже в возрасте двух-трех лет, исследователи, занимающиеся НРП, отмечают, что НРП проявляется с семи лет.
Таким образом, определение НРП возможно уже в раннем возрасте, что позволит осуществлять более раннюю коррекцию агрессивных и т.д. проявлений. Основой, как психотерапии, так и социальной реабилитации НРП должно стать поощрение социально-приемлемого удовлетворения неудовлетворенных потребностей (сознательных и бессознательных). Для этого в качестве модели необходимы безусловное принятие, эмпатия и конгруэнтность в сочетании с обучением «здоровым» поведенческим паттернам и закреплением их с помощью поощрения социально-одобряемого поведения.