Психологические, социальные и информационные аспекты нападений несовершеннолетних на учебные заведения

107

Аннотация

В статье рассматриваются факторы, повлиявшие на совершение несовершеннолетними нападений на учебные заведения. Проведен анализ публикаций, предлагающих объяснения и теоретические модели такого рода преступлений. Авторы представляют результаты собственного качественного анализа данных эмпирического исследования 9 подростков, совершивших нападения на школы, и материалов уголовных дел, выполненного в рамках комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы. Полученные данные свидетельствуют о специфической личностной структуре подростков и имеющихся у них психических расстройствах, а также об их особом социально-психологическом статусе отверженных и изолированных в классе. Описан компенсаторный механизм развития идентичности с ориентацией на ролевую модель подростков, совершивших нападение на школу «Колумбайн» в США, и подражание их действиям. Оценивается роль сети Интернет в этом процес се. Делается вывод о необходимости многоаспектного анализа подобных действий и соответствующей профилактической работы.

Общая информация

Ключевые слова: нападения в школах, несовершеннолетние , агрессивное поведение, аутоагрессивное поведение , суицид, сеть Интернет

Рубрика издания: Психологические механизмы влияния в сети интернет

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Дозорцева Е.Г., Ошевский Д.С., Сыроквашина К.В. Психологические, социальные и информационные аспекты нападений несовершеннолетних на учебные заведения // Вызовы пандемии COVID-19: психическое здоровье, дистан-ционное образование, интернет-безопасность: сб. материалов. Т. 1. / Составители: В.В. Рубцов, А.А. Шведовская; ред.: В.В. Руб-цов, А.А. Марголис, И.В. Вачков, О.В. Вихристюк, Н.В. Дворянчи-ков, Т.В. Ермолова, Ю.М. Забродин, Н.Н. Толстых, А.В. Хаустов, А.Б. Холмогорова, А.А. Шведовская. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2020.. С. 250–265.

Фрагмент статьи

В последнее время проблема нападений на школы со стороны учеников вызывает повышенную озабоченность сотрудников правоохранительных органов, образования и здравоохранения. Подобные явления происходили не только в России, но и в других странах — США, Германии, Финляндии, причем часто эти акты агрессии имеют сходные черты, а их причины интересуют многих исследователей.

Литература

  1. Бойкина Е.Э. Агрессия сквозь призму социального остракизма [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 3. С. 60—67. doi: 10.17759/jmfp
  2. Бойкина Е.Э., Чиркина Р.В. Социальный остракизм: современное состояние проблемы, методология и методы исследования // Психология и право 2020. Том 10. № 1. С. 152—170. doi: 10.17759/psylaw.2020100114
  3. Давыдов Д.Г., Хломов К.Д. Массовые убийства в образовательных учреждени­ях: механизмы, причины, профилактика // Национальный психологический журнал. 2018. № 4(32). С. 62—76. doi: 10.11621/ npj.2018.0406
  4. Книжникова С.В. Амок: актуальность изучения нападений в школах, причи­ны, возможности первичной профилактики // Социальная психология и об­щество. 2019. Т.10. № 1. С. 152—168. doi: 10.17759/sps.2019100109
  5. Ошевский Д.С. Негативные социальные установки и смысловые конструкты у подростков, совершивших агрессивные противоправные деяния на нацио­нальной почве // Юридическая психология. 2012. № 3. С. 30—34.
  6. Стандарты судебно-психиатрических экспертных исследований Госу­дарственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского (извлечения) // Медицинская и судебная психология / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова. М.: Генезис, 2016. С. 599—604.
  7. Сыроквашина К.В. Нападения в школах: агрессивные и аутоагрессивные дей­ствия несовершеннолетних [Электронный ресурс] // Современная зарубеж­ная психология. 2019. Т. 8. № 3. С. 37—44. doi:10.17759/jmfp.2019080304
  8. Agnich L.E. A Comparative Analysis of Attempted and Completed School-Based Mass Murder Attacks // American Journal of Criminal Justice. 2015. Vol. 40. № 1. P. 1—22. doi:10.1007/s12103-014-9239-5
  9. Gerard F.J. et al. Offender and offence characteristics of school shooting in­cidents // Journal of Investigative Psychology and Offender Profiling. 2016. Vol. 13 (1). P. 22—38. https://doi.org/10.1002/jip.1439
  10. Langman P. Rampage School Shooters: A Typology // Aggression and Violent Behavior. 2009. Vol. 14. P. 79—86
  11. Lankford A. A comparative analysis of suicide terrorists and rampage, workplace, and school shooters in the United States from 1990 to 2010 // Homicide Studies. 2012. Vol. 17. P. 255—274. doi:10.1177/1088767912462033
  12. Larkin R.W. Learning to Be a Rampage Shooter: The Case of Elliot Rodger. The Wiley Handbook on Violence in Education: Forms, Factors, and Preventions / Eds H. Shapiro. Wiley, 2018. P. 69—84.
  13. Leary M.R. et al. Teasing, rejection, and violence: case studies of the school shoot­ings // Aggressive Behavior. 2003. Vol. 29. P. 202—214. doi:10.1002/ab.10061
  14. Lee K. Mass Shootings and Media Contagion Theory: Social Media’s Influence on Frequency of Incidents // Elon Journal of Undergraduate Research in Communi­cations. 2018. Vol. 9 (2). P. 27—35
  15. Levin J., Madfis E. Mass Murder at School and Cumulative Strain: A Sequential Model // American Behavioral Scientist. 2009. Vol. 52. № 9. P. 1227—1245. doi:10.1177/0002764209332543
  16. Mears D.P., Moon M., Thielo A.J. Columbine Revisited: Myths and Realities about the Bully­ing-School Shootings Connection // Victims and Offenders. 2017. Vol. 12. № 6. P. 939—955.
  17. O’Toole M.E. The school shooter: A threat assessment perspective. Quantico, VA: National Center for the Analysis of Violent Crime, Federal Bureau of Investigation, 2000. 46 p.
  18. Towers S. et al. Contagion in Mass Killings and School Shootings // PLoS ONE. 2015. Vol. 10 (7): e0117259. doi:10.1371/journal.pone.0117259
  19. Verlinden S., Hersen M., Thomas J. Risk factors in school shootings // Clinical Psy­chology Review. 2000. Vol. 20. № 1. P. 3—56. doi:10.1016/S0272-7358(99)00055-0

Информация об авторах

Дозорцева Елена Георгиевна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1309-0485, e-mail: edozortseva@mail.ru

Ошевский Дмитрий Станиславович, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории психологии детского и подросткового возраста, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского Минздрава России (ФГБУ «НМИЦ ПН имени В.П.Сербского» МЗ РФ), доцент кафедры юридической психологии и права, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3465-6302, e-mail: oshevsky@serbsky.ru

Сыроквашина Ксения Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник Лаборатории психологии детского и подросткового возраста, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского Минздрава России (ФГБУ «НМИЦ ПН имени В.П.Сербского» МЗ РФ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3172-6130, e-mail: syrokvashina@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 170
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 107
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1