Возможности и условия дистанционного консультирования семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра

290

Аннотация

Дистанционное психологическое консультирование может рассматриваться как один из видов психолого-педагогической работы с детьми. В условиях ограниченных возможностей предоставления очной психолого-педагогической помощи дистанционное консультирование может выступать единственным доступным видом поддержки семей, воспитывающих детей с аутизмом. В настоящем обзоре российских и зарубежных работ в области дистанционного консультирования раскрыты его основные преимущества и ограничения, описаны существующие алгоритмы проведения консультирования. Приведены данные об исследованиях в области дистанционной работы с детьми, имеющими аутизм. Делается вывод о том, что для успешной организации дистанционного консультирования необходимо наличие четырех ключевых условий: профессиональные компетенции специалиста, учет ближайшего социального окружения ребенка, наличие измеряемых характеристик вмешательства, возможность очного взаимодействия специалиста с ребенком.

Общая информация

Ключевые слова: дистанционное консультирование, расстройства аутистического спектра, on-line консультирование, телемедицина, COVID-19

Рубрика издания: Дистанционное психологическое консультирование

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Панцырь С.Н., Шведовский Е.Ф. Возможности и условия дистанционного консультирования семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра // Вызовы пандемии COVID-19: психическое здоровье, дистан-ционное образование, интернет-безопасность: сб. материалов. Т. 1. / Составители: В.В. Рубцов, А.А. Шведовская; ред.: В.В. Руб-цов, А.А. Марголис, И.В. Вачков, О.В. Вихристюк, Н.В. Дворянчи-ков, Т.В. Ермолова, Ю.М. Забродин, Н.Н. Толстых, А.В. Хаустов, А.Б. Холмогорова, А.А. Шведовская. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2020.. С. 444–457.

Фрагмент статьи

Сложившаяся в мире эпидемиологическая обстановка, связанная с объявленной в марте 2020 года пандемией COVID-2019, оказывает влияние на различные сферы общественной жизни. Возрастает запрос на получение психологической помощи со стороны различных групп населения, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Литература

  1. Гильяно А.С., Баранова Е.М. Этические принципы в интернет-консультировании: постановка проблемы [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2017. Т. 14. № 2. С. 69—73. URL: https:// psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2017/n2/Guiliano_Baranova.shtml (дата обращения: 01.06.2020).
  2. Донцов А.И., Донцов Д.А, Донцова М.В. Тенденции развития психологического консультирования в информационной сети Интернет / Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (Интернет-консультирование и дистанционное обучение): Материалы межведомственной научно-практической конференции: Москва, 24—25 февраля 2011 г. / МГППУ. Москва, 2011. С. 30—34.
  3. Донцов Д.А. Социальная психология интернет-коммуникаций на примере группового психологического консультирования в Интернет // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 3-6. С. 55—56.
  4. Казьмин А.М., Словохотова О.В. Дистанционное консультирование родителей в ранней помощи: компетентностный подход [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2019. Т. 8. № 2. С. 159—184. DOI:10.17759/cpse.2019080209 (дата обращения: 01.06.2020).
  5. Коджаспиров А.Ю. Профилактика подростковой агрессии средствами дистанционного консультирования // Человеческий капитал. 2014. №. 1. С. 82—85.
  6. Меновщиков В.Ю. Этические вопросы консультирования он-лайн // Культурно-историческая психология. 2010. Т. 6. № 1. С. 89—95. URL: https://psyjournals.ru/kip/2010/n1/29278.shtml (дата обращения: 01.06.2020).
  7. Меновщиков В.Ю. Интернет-консультирование: современное состояние проблемы / Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (Интернет-консультирование и дистанционное обучение): Материалы межведомственной научно-практической конференции: Москва, 24—25 февраля 2011 г. / МГППУ. Москва, 2011. С. 25—30.
  8. Рекомендации для подростков, их родителей и педагогов, подготовленные Союзом охраны психического здоровья в связи с распространением коронавирусной инфекции [Электронный ресурс] / Банк документов: Министерство просвещения Российской Федерации. 27 марта 2020. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/82e053bc2468d77ec62dcd82affaddc9/ (дата обращения: 01.06.2020).
  9. Скавинская Е.Н. Алгоритмы психологического консультирования в формате телефона доверия: учеб. пособие. Томск: Томский государственный университет, 2012. 162 с.
  10. Суслова О.И., Тезикова Е.А. Возможности психологического онлайн консультирования семей, воспитывающих детей с ОВЗ / Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции: Дыльновские чтения: Общество и личность в условиях информационно-цифровых трендов: 12 февраля 2019 г. Саратов: Саратовский источник, 2019. С. 369—372. ISBN 978-5-91879-923-9.
  11. Этический кодекс педагога-психолога Службы практической психологии образования: проект [Электронный ресурс] / Практический психолог. URL: http://practic.childpsy.ru/document/detail.php?ID=22885 (дата обращения: 01.06.2020).
  12. Alleman J.R. Online counseling: The Internet and mental health treatment // Psychotherapy: Theory, Research, Practice, Training. 2002. Vol. 39. № 2. Р. 199—209. DOI:10.1037/0033-3204.39.2.199
  13. Andersson G., Cuijpers P., Carlbring P., Riper H., Hedman E. Guided Internet-based vs. face-to-face cognitive behavior therapy for psychiatric and somatic disorders: a systematic review and meta-analysis // World Psychiatry. 2014. Vol. 13. № 3. P. 288—295. DOI:10.1002/wps.20151
  14. Benson S.S., Dimian A.F., Elmquist M., Simacek J., McComas J.J., Symons F.J. Coaching parents to assess and treat self-injurious behaviour via telehealth // Journal of Intellectual Disability Research. 2018. Vol. 62. № 12. P. 1114—1123. DOI:10.1111/jir.12456
  15. Berryhill M.B., Culmer N., Williams N., Halli-Tierney A., Betancourt A., Roberts H., King M. Videoconferencing psychotherapy and depression: a systematic review // Telemedicine and e-Health. 2019. Vol. 25. № 6. P. 435—446. DOI:10.1089/tmj.2018.0058
  16. Courtenay K., Perera B. COVID-19 and People with Intellectual Disability: impacts of a pandemic // Irish Journal of Psychological Medicine. 2020. P. 1—21. DOI:10.1017/ipm.2020.45
  17. Eshraghi A.A., Li C., Alessandri M., Messinger D.S., Eshraghi R.S., Mittal R., Armstrong F.D. COVID-19: overcoming the challenges faced by individuals with autism and their families // The Lancet Psychiatry. 2020. Vol. 7. № 6. Р. 481—483. DOI:10.1016/S2215-0366(20)30197-8
  18. Fagiolini A., Cuomo A., Frank E. COVID-19 diary from a psychiatry department in Italy // The journal of Clinical Psychiatry. 2020. Vol. 81. № 3. Р. 20com13357. DOI:10.4088/JCP.20com13357
  19. Ferguson J., Craig E.A., Dounavi K. Telehealth as a model for providing behaviour analytic interventions to individuals with autism spectrum disorder: A systematic review // Journal of autism and developmental disorders. 2019. Vol. 49. № 2. P. 582—616. DOI:10.1007/s10803-018-3724-5
  20. Griffiths M. Online therapy: A cause for concern? // The Psychologist. 2001. Vol. 14. № 5. Р. 244—228.
  21. Hall C.M., Bierman K.L. Technology-assisted interventions for parents of young children: Emerging practices, current research, and future directions // Early child-hood research quarterly. 2015. Vol. 33. P. 21—32. DOI:10.1016/j.ecresq.2015.05.003
  22. Karyotaki E., Elbert D.D., Donkin L., Riper H., Twisk J., Burger S., Rozental A., Lange A., Williams A.D., Zarsk A.C., Geraedts A. Do guided internet-based interventions result in clinically relevant changes for patients with depression? An individual participant data meta-analysis // Clinical psychology review. 2018. Vol. 63. P. 80—92. DOI:10.1016/j.cpr.2018.06.007
  23. Lord C., McGee J.P. Educating children with autism. Washington: National Academic Press, 2001. 323 p. ISBN 978-0-30921001-0.
  24. Mallen M.J., Vogel D.L., Rochlen A.B., Day S.X. Online counseling: Reviewing the literature from a counseling psychology framework // The Counseling Psychologist. 2005. Vol. 33. № 6. P. 819—871. DOI:10.1177/0011000005278624
  25. McDuffie A., Machalicek W., Oakes A., Haebig E., Weismer S.E., Abbeduto L. Distance Video-Teleconferencing in Early Intervention: Pilot Study of a Naturalistic Parent-Implemented Language Intervention // Topics in Early Childhood Special Education. 2013. Vol. 33. № 3. Р. 172—185. DOI:10.1177/0271121413476348
  26. Pagliari C., Sloan D., Gregor P., Sullivan F., Detmer D., Kahan J.P., Oortwijn W., MacGillivray S. What is eHealth (4): A scoping exercise to map the field // Journal of Medical Internet Research. 2005. Vol. 7. № 1. P. e9. DOI:10.2196/jmir.7.1.e9
  27. Policy Brief: The Impact of COVID-19 on children: 15 April 2020 / United Nations [Электронный ресурс]. URL: https://unsdg.un.org/resources/policy-brief-impact-covid-19-children (дата обращения: 01.06.2020).
  28. Slone N.C., Reese R.J., McClellan M.J. Telepsychology outcome research with children and adolescents: A review of the literature // Psychological Services. 2012. Vol. 9. № 3. Р. 272—292. DOI:10.1037/a0027607
  29. Vismara L.A, McCormick, C., Young, G.S., Nadhan A., Monlux K. Preliminary findings of a telehealth approach to parent training in autism // Journal of autism and developmental disorders. 2013. Vol. 43. № 12. P. 2953—2969. DOI:10.1007/ s10803-013-1841-8
  30. WHO Director-General’s opening remarks at the media briefing on COVID-19 — 11 March 2020 / World Health Organization [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/dg/speeches/detail/who-director-general-s-opening-remarks-at-the-media-briefing-on-covid-19---11-march-2020 (дата обращения: 01.06.2020).

Информация об авторах

Панцырь Сергей Николаевич, кандидат психологических наук, методист Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический универстет", Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2772-7627, e-mail: sergey-p84@mail.ru

Шведовский Евгений Феликсович, методист Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет, научный сотрудник Лаборатории комплексного исследования речи у детей с аутизмом и другими нарушениями развития, ответственный секретарь журнала "Аутизм и нарушения развития", Московский государственный психолого-педагогический университет; младший научный сотрудник лаборатории медицинской психологии, ФГБНУ Научный центр психического здоровья; нейропсихолог, Центр здоровья и развития им. Св.Луки; нейропсихолог АВА-Центра "Моя планета", Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2834-7589, e-mail: shvedovskijef@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 368
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 290
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1