Трансформация метафорических репрезентаций жизненного пути личности в период самоизоляции у взрослых

122

Аннотация

В статье рассматриваются теоретические подходы к пониманию социальных репрезентаций жизненного пути, выраженных метафорически. Представлены результаты лонгитюдного эмпирического исследования социальных репрезентаций жизненного пути, выраженных метафорически, у взрослых респондентов. В первом этапе исследования приняли участие 267 респондентов, продолжили участие во втором этапе 37 респондентов. В ходе первого этапа исследования были выделены категории анализа метафорических репрезентаций на материале эссе 267 респондентов. На втором этапе исследования были проанализированы данные 37 респондентов, описавших свой жизненный путь в обыденной ситуации и в ситуации самоизоляции в форме метафор с интервалом в полгода. В ходе проведенного исследования проведен контент-анализ слов, составляющих метафорические репрезентации «повседневного» жизненного пути, а также жизненного пути в самоизоляции. На основании полученных данных выделены категории анализа метафорических репрезентаций, проведен анализ по категориям, выделена ядерно-периферическая структура социальных репрезентаций жизненного пути и жизненного пути в самоизоляции. В рамках данного исследования осуществлен сравнительный анализ представлений взрослых респондентов о жизненном пути в обыденной жизни и в период самоизоляции, выявлены динамические изменения в структурных элементах социальных репрезентаций.

Общая информация

Ключевые слова: социальные репрезентации, жизненный путь, метафора, самоизоляция

Рубрика издания: Психологическое здоровье во время пандемии COVID-19

Тип материала: научная статья

Тематический сетевой сборник: Психологические ресурсы личности и вызовы современности

Для цитаты: Саликова Э.В. Трансформация метафорических репрезентаций жизненного пути личности в период самоизоляции у взрослых // Вызовы пандемии COVID-19: психическое здоровье, дистан-ционное образование, интернет-безопасность: сб. материалов. Т. 1. / Составители: В.В. Рубцов, А.А. Шведовская; ред.: В.В. Руб-цов, А.А. Марголис, И.В. Вачков, О.В. Вихристюк, Н.В. Дворянчи-ков, Т.В. Ермолова, Ю.М. Забродин, Н.Н. Толстых, А.В. Хаустов, А.Б. Холмогорова, А.А. Шведовская. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2020.. С. 161–174.

Фрагмент статьи

Тенденции изучения феномена социальных репрезентаций в рамках современной психологической науки отражают общую заинтересованность ученых-исследователей в решении важного и не слишком хорошо изученного вопроса. Особое внимание привлекает также феномен жизненного пути, который на протяжении длительного времени оставался одной из центральных проблем отечественной и зарубежной психологии.

Литература

  1. Абульханова К.А. Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики // Коллективная монография / Под ред. К.А. Абульхановой и др. М.: изд-во ИП РАН. 1997. 336 с.
  2. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2005. 305 с.
  3. Андреева Г.М. Социальная психология сегодня: поиски и размышления. М.: НОУ ВПО МПСИ, 2009. 160 с.
  4. Березина Е.Б. Содержание и структура обыденных представлений о болезнях в молодежной среде: дисс. … канд. психол. наук. М., 2011. 212 с.
  5. Бочавер А.А. Метафора как способ внутренней репрезентации жизненного пути личности: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М.: МГППУ, 2010. 26 с.
  6. Вачков И.В., Саликова Э.М.В. Метафорические представления о жизненном пути у студенческой молодежи // Проблемы современного образования. 2020. № 1. С. 24—38. DOI: 10.31862/2218-8711-2020-1-24-38
  7. Вступительное слово Генерального директора ВОЗ на пресс-брифинге по COVID-19 11 марта 2020 г. [Электронный ресурс] URL: https://www.who. int/ru/dg/speeches/detail/who-director-general-s-opening-remarks-at-the-media-briefing-on-covid-19---11-march-2020 (дата обращения: 18.04.2020).
  8. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М.: изд-во МГУ, 1987. 127 с.
  9. Ильина В.В. Понятие экстремальных условий в психологической науке и практике // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. Том 60. № 1. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-ekstremalnyhusloviy-v-psihologicheskoy-nauke-i-praktike (дата обращения: 18.05.2020).
  10. Кравченко Л.С. Жизненныйвыбор личности: психологическийанализ. дис. ... канд. психол. наук. М., 1987. 202 с.
  11. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. Том 16. № 1. С. 3—18. № 2. С. 3—14.
  12. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 607 с.
  13. Abric J-C. A structural approach to social representations // Representations of the social: Bridging theoretical traditions / K. Deaux, G. Philogène (eds.). Oxford: Blackwell Publichers, 2001. P. 4—43.
  14. Clémence A. Social positioning and social representations // Representations of the social: Bridging theoretical traditions / K. Deaux, G. Philogène (eds.). Oxford: Blackwell Publishers, 2001. 85 p.
  15. Jodelet D. Folies et representations sociales. Paris: Presses Universitaires de France, 1989. 398 p.

Информация об авторах

Саликова Эвелина Мария Вячеславовна, научный сотрудник, научно-методический отдел, Центр независимой оценки компетенций студентов, Московский городской педагогический университет (ГАОУ ВО МГПУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9320-6822, e-mail: evelina.salikova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 189
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 122
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3