Интернет-социализация подростков в контексте девиантности

94

Аннотация

В статье рассмотрены научные подходы к определению подростковой девиантности, определение девиантной социализации подростков, особенностей морального развития, убеждений, коммуникации, субкультуры современных подростков в условиях открытого информационного пространства. Автор определяет специфику аддиктивной траектории социализации подростков на примере интернета как аддиктивного агента. Анализируется специфика формирования идентичности виртуальной личности. Аддиктивная траектория социализации представляет вектор девиантной социализации, проявляется как возникающая на основе социальной дезадаптации интериоризация девиантных аддиктивных паттернов, позволяющих получать от деятельности положительные эмоции, в результате чего у личности закрепляется аддиктивное поведение как многофакторное событие, вызванное полипричинной структурой биологических, социальных, личностных и культурных условий. Сущность аддиктивной социализации заключается в формировании у индивида специфических установок и навыков, стиля и образа жизни, приобщающих к аддиктивной субкультуре – псевдоадаптации, когда искаженное отражение реальности формирует представление о возможности справляться с жизнью с помощью аддиктивных агентов.

Общая информация

Ключевые слова: девиантная социализация, аддиктивное поведение, подростки, подростки с девиантным поведением

Рубрика издания: Интернет и риски общения в цифровой среде

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Хриптович В.А. Интернет-социализация подростков в контексте девиантности // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. статей II-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11—12 ноября 2021 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2021): сollection of Articles of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with International Partic¬ipation. November 11–12, 2021. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ. С. 534–545.

Литература

  1. Белинская Е.П., Вознесенская В.С. Проблема регуляции социаль­ного поведения в теориях информационного общества и реаль­ность сетевого взаимодействия // Психологические исследова­ния. 2016. Т. 9. № 48. 5 с.
  2. Визель Т.Г., Сенкевич Л.В., Янышева В.А. Девиантное поведение подростков. Теории и эксперименты. Тула, 2007. 341 с.
  3. Короленко Ц.П. Аддиктология: настольная книга. М.: Институт консультирования и системных решений, 2012. 526 с.
  4. Лукина Н.А. Психологические особенности опосредованного Интернетом межличностного общения студентов: дис. … канд. псих. наук. Самара, 2013. 180 с.
  5. Лучинкина А.И., Юдеева Т.В. Психологические аспекты девиант­ной интернет-социализации личности // Научный альманах. 2015. № 8 (10). С. 1535–1537.
  6. Марцинковская Т.Д. Проблема социализации в историко-генети­ческой парадигме. М.: Смысл, 2015. 248 с.
  7. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. СПб.: Речь, 2005. 445 с.
  8. Михаелян Е.Е. Социализация девиантного поведения личности // Теория и практика общественного развития. 2011. № 7. С. 60–63.
  9. Молчанов С.В. Моральные установки подростков в условиях информационной социализации // Ананьевские чтения – 2018 Психология личности: традиции и современность: сб. статей Междунар. науч. конф. / Под общ. ред. Н.В. Гришиной, С.Н. Ко­строминой; отв. ред. И.Р. Муртазина, М.О. Аванесян. СПб.: Ай­синг. С. 140–141.
  10. Мунина О.В. Теоретико-методологические подходы и тенденции исследования отклоняющегося поведения подростков и молоде­жи // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Соци­ология. Политология. 2014. Т. 14. Вып. 2. С. 48–52.
  11. Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Московченко Д.В. Характеристи­ки когнитивной сферы игроков в многопользовательские он­лайн-ролевые игры с различной степенью интернет-зависимого поведения [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2013. № 1 (18). URL: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2013_1_18/nomer/nomer02.php (дата обращения: 15.09.2021)
  12. Хриптович В.А. Аддиктивная и нормативная социализация лич­ности обучающихся подросткового и юношеского возраста. Мо­нография. Минск: РИВШ, 2020. 372 с.
  13. Шайтор Е.С., Хриптович В.А. Актуальность использования пси­хологии компьютерной игры в профориентации // Научные тру­ды Республиканского института высшей школы. Вып. 16. Ч. 2. Исторические и психолого-педагогические науки: сб. науч. ста­тей. Минск: РИВШ, 2016. С. 271–276.
  14. Шамионов Р.М. Социализация и ресоциализация личности: нор­мативность и процессуальность // Известия Саратовского уни­верситетата. 2012. Т. 12. № 4. С. 3–8.

Информация об авторах

Хриптович Виктория Александровна, кандидат психологических наук, доцент, профессор, кафедра проектирования образовательных систем, Республиканский институт высшей школы, Минск, Беларусь, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1745-8643, e-mail: hriptovich@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 167
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 94
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 4