Саморегуляция и мотивация учебной деятельности студентов с инвалидностью в условиях дистанционного обучения

116

Аннотация

Представлены результаты эмпирического исследования особенностей самоорганизации (операциональной саморегуляции) и мотивации учебной деятельности студентов с инвалидностью в условиях дистанционного инклюзивного онлайн-обучения в сравнении с их условно-здоровыми сокурсниками. В исследовании приняли участие 103 студента факультета дистанционного обучения МГППУ: 55 студентов с инвалидностью и 48 студентов без инвалидности разных курсов обучения. Для выявления операциональных особенностей саморегуляции была использована методика «Самоорганизация деятельности», для определения мотивации учебной деятельности – «Шкалы академической мотивации». Показано, что саморегуляция и мотивация учебной деятельности студентов обеих групп отличаются как по выраженности показателей, так и спецификой взаимосвязей, что необходимо учитывать при организации психолого-педагогического сопровождения и в процессе преподавания дисциплин.

Общая информация

Ключевые слова: саморегуляция, саморегуляция в обучении, саморегуляция деятельности, самоорганизация, мотивация учебной деятельности, студенты с инвалидностью, дистанционное обучение, дистанционное обучение студентов с инвалидностью, инклюзия, теория самодетерминации

Рубрика издания: Инклюзивное образование в цифровой среде: возможности и риски

Тип материала: научная статья

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19–013–00904 «Развитие личности студентов с инвалидностью в условиях инклюзивного дистанционного обучения».

Благодарности. The authors are grateful for assistance in data collection Ivanov T.Yu

Для цитаты: Куляцкая М.Г. Саморегуляция и мотивация учебной деятельности студентов с инвалидностью в условиях дистанционного обучения // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. статей II-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11—12 ноября 2021 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2021): сollection of Articles of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with International Partic¬ipation. November 11–12, 2021. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ. С. 277–291.

Литература

  1. Айсмонтас Б.Б., Одинцова М.А. Социально-психологическое со­провождение студентов с инвалидностью и ограниченными воз­можностями здоровья // Психологическая наука и образование. 2017. № 1. С. 71–80. DOI:10.17759/pse.2017220109
  2. Айсмонтас Б.Б., Уддин М.А. Личностные и мотивационные осо­бенности студентов очного и дистанционного обучения (сравни­тельный анализ) / Б.Б. Айсмонтас, М.А. Уддин : Монография. – М., 2015. – 222 с.
  3. Гордеева Т.О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Часть 1: Проблемы развития теории [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. N 4(12). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 02.05.2021).
  4. Гордеева Т.О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Часть 2: Вопросы практического применения теории [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. № 5(13). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 02.05.2021).
  5. Гордеева, Т. О., Сычев, О. А., Осин, Е.Н. Опросник «Шкалы ака­демической мотивации» // Психологический журнал, 2014. № 35(4), с.96–107.
  6. Дьяков С.И. Психосемантика самоорганизации человека как субъекта жизни. Основы психологии субъекта: монография. СПб.: Проспект Науки, 2016. 680 с.
  7. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной актив­ности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопр. психол. 1995. № 1. С.5–12.
  8. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятель­ности. М.: ЛЕНАНД, 2011, 320 с.
  9. Кулагина И.Ю., Сенкевич Л.В. Реабилитационный потенциал лич­ности при различных хронических заболеваниях // Культурно- историческая психология 2015. Т. 11. № 1. С. 50–60.
  10. Куляцкая, М.Г. Эффективность внедрения адаптивного курса «технологии и методики самоорганизации» для студентов с ин­валидностью в условиях инклюзивного онлайн-обучения (по результатам пилотажного исследования) / М.Г. Куляцкая // Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консуль­тирование и дистанционное обучение): Материалы VII Всерос­сийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 27–28 ноября 2020 года. – Москва: Издатель­ский дом «Бахрах-М, 2020. – С. 146–151.
  11. Леонтьев Д.А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенци­ал // СПЖ. 2016. № 62. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ samoregulyatsiya-resursy-i-lichnostnyy-potentsial (дата обраще­ния: 08.04.2021).
  12. Леонтьев Д.А., Александрова Л.А. Ограниченные возможности здоровья как ресурс позитивного развития // Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные социальные аспекты / под ред. А.В. Махнач, Л.Г. Дикая. М.: Изд-во «Инсти­тут психологии РАН», 2016. С. 455–464
  13. Мандрикова Е.Ю. Разработка опросника самоорганизации дея­тельности (ОСД) // Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 87–111.
  14. Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция произвольной ак­тивности человека как Психологический ресурс достижения целей // Теоретическая и экспериментальная психология. 2014. № 4. С.62–78.
  15. Моросанова В.И., Фомина Т.Г., Цыганов И.Ю. Осознанная само­регуляция и отношение к учению в достижении учебных целей. СПб.: Нестор-История, 2017. 380 с.
  16. Одинцова М.А. Куляцкая М.Г. Психологическое благополучие студентов с инвалидностью в инклюзивной среде смешанно­го обучения [Электронный ресурс] // Психолого-педагогиче­ские исследования. 2019. Том 11. № 2. C. 30–42 DOI:10.17759/ psyedu.2019110204 (дата обращения: 25.05.2020).
  17. Робустова Е.В., Баглюк С.Б. Личностные и мотивационные особенности обучения студентов с инвалидностью и ограни­ченными возможностями здоровья при интегрированном об­учении с условно здоровыми учащимися // Высшее образова­ние сегодня. 2017. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-i-motivatsionnye-osobennosti-obucheniya-studentov-s-invalidnostyu-i-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-pri (дата обращения: 15.09.2021)
  18. Ясвин В.А. Формирование теории среды развития личности в оте­чественной педагогической психологии [Электронный ресурс] // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 17. № 2. С. 295–314. DOI: 10.17323/1813–8918–2020–2-295–314 (дата обращения: 10.11.2020).
  19. Baumeister R.F. Ego depletion and self-regulation failure: A resource model Self Control // Alcoholism: Clinical and Experimental Research. 2003. Vol. 27, № 2. P. 281–284.
  20. Deci E.L., Ryan R.M. Handbook of self-determination research. Rochester, NY: University of Rochester Press, 2002. 470 p.
  21. Deci E.L., Ryan R.M. Self-determination theory: A macrotheory of human motivation, development and health // Canadian Psychology. 2008b. Vol. 49. P. 182–185.
  22. Hope N. Antecedents and Consequences of Life Aspirations: Implications for Well-Being and Self-Regulation in Three Longitudinal Investigations / McGill University (Canada). ProQuest Dissertations Publishing, 2016. 28250893.
  23. Zimmerman, B.J., Schunk, D.H. Self-regulated learning and academic achievement: Theoretical perspectives (2nd ed.). Mahwah, NJ.: Lawrence Erlbaum Associates. 2001.
  24. Тice D.M., Baumeister R.F., Shmueli D., Muraven M. (2007). Restoring the self: Positive affect helps improve selfregulation following ego depletion // Journal of Experimental Social Psychology.

Информация об авторах

Куляцкая Мария Георгиевна, психолог факультета дистанционного обучения, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1456-9014, e-mail: kulyatskaya@fdomgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 203
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 116
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0