Оценка сформированности универсальных учебных действий учащихся в условиях совместного решения задач в компьютерной игровой системе ‘PL-modified’

51

Аннотация

Исследование направлено тестирование компьютерной игровой системы ‘PLmodified’ как инструмента диагностики универсальных учебных действий (далее УУД) у учащихся среднего школьного возраста в двух условиях проведения игры: индивидуально и в игре в паре с партнером. 189 учеников в возрастном диапазоне 11–12 лет играли в две игры – сначала индивидуально, затем в паре с партнером – когда о каждом ходе необходимо было договориться двум участникам игрового процесса. Был сформулирован главный исследовательский вопрос: какой тип игры – индивидуальный или в паре с партнером – представляет лучшие условия для проявления высоких показателей оцениваемых УУД. Общий интеллект также оценивался и независимо контролировался. Результаты исследования показали более высокий уровень анализа и планирования в условиях игры в паре с партнером. Более того, паттерны взаимосвязей между оцениваемыми параметрами УУД, равно как и отдельные характеристики игровой результативности, зависят от уровня интеллекта, который демонстрируют пары игроков (уравненные vs. неуравненные по уровню интеллекта). Представленные эмпирические факты обсуждаются с точки зрения перспектив использования системы ‘PL-modified’ в качестве потенциального инструмента диагностики и развития УУД.

Общая информация

Ключевые слова: компьютерная игровая система ‘PL-modified’, универсальные учебные действия, совместное решение задачи, общий (абстрактный) интеллект, психологическая диагностика

Рубрика издания: Цифровая трансформация и онлайн-образование: технологии, инструменты, модели

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Марголис А.А., Гаврилова Е.В., Шепелева Е.А., Куравский Л.С., Ермаков С.С., Войтов В.К. Оценка сформированности универсальных учебных действий учащихся в условиях совместного решения задач в компьютерной игровой системе ‘PL-modified’ // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. статей II-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11—12 ноября 2021 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2021): сollection of Articles of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with International Partic¬ipation. November 11–12, 2021. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ. С. 13–25.

Литература

  1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
  2. Марголис А.А., Куравский Л.С., Гаврилова Е.В., Шепелева Е.А., Ермаков С.С., Войтов В.К. Разработка компьютерной игровой системы ‘PL-modified’ как инструмента диагностики универ­сальных учебных действий младших школьников // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2020): сб. статей Всероссийской научно-практической конференции с меж­дународным участием. 19–21 ноября 2020 г. / Под ред. М.Г. Со­роковой, Е.Г. Дозорцевой, А.Ю. Шеманова. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. С. 7–14.
  3. Марголис А.А., Гаврилова Е.В., Куравский Л.С., Шепелева Е.А., Войтов В.К., Ермаков С.С., Думин П.Н. Оценка умственных дей­ствий с помощью компьютерной системы в условиях взаимодей­ствия с партнером // Культурно-историческая психология. 2021. Том 17. № 2. С. 90–104. DOI:10.17759/chp.2021170209.

Информация об авторах

Марголис Аркадий Аронович, кандидат психологических наук, доцент, ректор, профессор кафедры педагогической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9832-0122, e-mail: margolisaa@mgppu.ru

Гаврилова Евгения Викторовна, кандидат психологических наук, научный сотрудник, Центр прикладных психолого-педагогических исследований, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0848-3839, e-mail: gavrilovaev@mgppu.ru

Шепелева Елена Андреевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник сектора «Центр когнитивных исследований цифровой образовательной среды» ЦМИСД, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9867-6524, e-mail: shepelevaea@mgppu.ru

Куравский Лев Семенович, доктор технических наук, профессор, декан факультета информационных технологий, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3375-8446, e-mail: l.s.kuravsky@gmail.com

Ермаков Сергей Сергеевич, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории «Информационные технологии для психологической диагностики», доцент кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования», доцент кафедры «Прикладная математика» факультета «Информационные технологии», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4330-2618, e-mail: ermakovss@mgppu.ru

Войтов Владимир Кузьмич, кандидат технических наук, профессор факультета информационных технологий, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6486-3049, e-mail: vojtovvk@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 119
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 51
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 7