Условия становления единого субъекта «учащийся-цифровая среда»

41

Аннотация

Содержание статьи раскрывает результаты эмпирического исследования, цель которого состояла в выявлении условий становления единого субъекта «учащийся – цифровая среда». Теоретическим основанием исследования выбрана экопсихологическая модель становления субъектности В.И. Панова. В исследовании использованы: методика А.В. Капцова «Диагностика стадий становления субъектности обучающихся», опросника установок по отношению к Интернету Р. Девиса в адаптации Э.В. Губенко, метод структурного анализа А.В. Карпова. Исследовательскую выборку составили учащиеся 9–11 классов МБОУ «СОШ № 15» г. Владимира (N=158). Результаты свидетельствуют, что активность в цифровой среде связана с учебной активностью, проявляющейся на низкопродуктивных стадиях «Подмастерье» и «Ученик». Структуры параметров, характеризующих активности в выборке 9 класса и 11 класса имеют внутреннее сходство (p<0.05), а в выборке 10 класса имеет отличия (p>0.05). Отмечено, что отличия определены разными целевыми установками в организации учебного процесса. Рост значение индекса организованности структур ИОС выступает как фактор, обусловливающий связность активностей, которая усиливается при переходе из класса в класс. Условием становления единого субъекта «учащийся-цифровая среда» является реализация принципов развивающего обучения, в которых педагог, учащийся и цифровая среда становятся субъектами общего действия.

Общая информация

Ключевые слова: экопсихологическая модель, цифровая среда, субъект учебной деятельности, субъектность цифровой среды, активность в цифровой среде, связность активностей

Рубрика издания: Психолого-педагогические аспекты онлайн-обучения на разных уровнях образования и вопросы цифровой дидактики

Тип материала: научная статья

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19–29–14067мк

Благодарности. Автор благодарит научного руководителя проекта, доктора психологических наук, профессора В.И. Панова за консультации в процессе осмысления эмпирических данных

Для цитаты: Плаксина И.В. Условия становления единого субъекта «учащийся-цифровая среда» // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. статей II-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11—12 ноября 2021 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2021): сollection of Articles of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with International Partic¬ipation. November 11–12, 2021. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ. С. 699–711.

Литература

  1. Герасимова А.А., Холмогорова А.Б. Общая шкала проблемного ис­пользования интернета: апробация и валидизация в российской выборке третьей версии опросника // Консультативная психоло­гия и психотерапия. 2018. Т. 26. № 3. С. 56–79.
  2. Гордиенко О.В., Соколова А.А., Симонова А.А. Аксиологические характеристики цифровой трансформации образования // Пе­дагогика и психология образования. 2019. № 3. С. 9–21. DOI: 10.31862/2500–297Х-
  3. Губенко Э.В. Опросник установок по отношению к интернету [Электронный ресурс]. URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/internet_questionary (дата обращения: 13.09.2021)
  4. Диагностика стадий становления субъектности обучающихся / А.В. Капцов [и др.] // Психология. Историко-критические обзо­ры и современные исследования. 2018. № 5. С. 134–145.
  5. Знаков В.В. Новый этап развития психологических исследова­ний субъекта // Вопросы психологии. 2017. № 2. С. 3–16.
  6. Карпов А.В., Карпова Е.В. Экспериментальное исследование вза­имосвязи интенсивности мотивации и структурной организации когнитивной сферы личности // Экспериментальная психоло­гия. 2016. Т. 9. № . 4. С. 59–67. doi:10.17759/exppsy.2016090405
  7. Марцинковская Т.Д., Преображенская С.В. Информационная со­циализация студентов в транзитивном мире // Вопросы психо­логии. 2020. № 3. C. 45–55.
  8. Нечаев Н.Н. Моделирование в условиях цифровизации образо­вания: психолого-педагогические аспекты // Цифровая гумани­таристика и технологии в образовании (DHTE 2020): сб. статей Всероссийской научно-практической конференции с междуна­родным участием. 19–21 ноября 2020 г. / Под ред. М.Г. Сороко­вой, Е.Г. Дозорцевой, А.Ю. Шеманова. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. С. 345–356.
  9. Панов В.И., Патраков Э.В. Цифровизация информационной среды: риски, представления, взаимодействия: монография. М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО»; Курск: «Универси­тетская книга», 2020. 199 с.
  10. Сафронова А.Н., Вербицкая Н.О., Молчанов Н.А. Воспитание в цифровом пространстве: самосохранение здоровья // Совре­менные проблемы науки и образования. 2018. № 6. :URL: URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28368 (дата обра­щения: 13.09.2021).
  11. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Соблюдение правил обще­ния онлайн и офлайн: межпоколенческий анализ // Психо­логический журнал. 2019. Т. 40. № 4. C. 73–84. DOI:10.31857/ S020595920005472–5
  12. Становление субъектности учащегося и педагога: экопсихологи­ческая модель / Под ред. В.И. Панова. М.: ПИ РАО; СПб.: Не­стор-История, 2018. 304 с.
  13. Эльконин Б.Д. Современность теории и практики Учебной Дея­тельности: ключевые вопросы и перспективы // Психологиче­ская наука и образование. 2020. Т. 25. № 4. С. 28–39.
  14. Davis R.A. A cognitive-behavioral model of pathological Internet use (PIU). Computers in Human Behavior. 2001. Vol. 17. № 2. p. 187–195.

Информация об авторах

Плаксина Ирина Васильевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, Владимир, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3344-4778, e-mail: irinaplx@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 109
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 41
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1