Анализ эффективности использования компьютерных программ на уроках математики в школе для детей с нарушениями слуха

62

Аннотация

В статье предлагаются результаты экспериментального исследования по оценке эффективности внедрения компьютерных программ в учебный процесс школы для детей с нарушениями слуха. Создание качественно новой модели обучения неслышащих и слабослышащих детей на сегодняшний день невозможно без информатизации. На примере уроков математики определяется влияние информационных технологий на качество обучения в специальной организации образования. Проводится анализ специализированной научной и учебно-методической литературы, определяется необходимость дифференциации при вовлечении школьников, испытывающих проблемы с восприятием звуковой информации, в работу с графическим представлением математических задач компьютерными средствами. Обосновывается необходимость определения качественного влияния обучающего программного обеспечения, в том числе систем символьной алгебры, на развитие ключевых компетенций детей с нарушениями слуха с учетом особенностей их мышления и восприятия. Приводится методология опытно-экспериментальной работы по изучению эффективности использования компьютеров для расширения познавательной сферы учащихся специальной школы в области точных наук. Описываются примеры разумного применения компьютеров при изучении различных разделов образовательной программы, взятые из педагогической практики авторов статьи по работе с детьми с особыми образовательными потребностями, предлагаются способы взаимодействия неслышащих и слабослышащих школьников с вычислительной техникой в рамках индивидуальной и групповой работы. Рассматриваются количественные результаты, полученные эмпирическим путем в течение учебного периода. Выявлены факторы стимулирования учеников к освоению учебного материала, развития их словесно- логического мышления, аналитических способностей, творческого подхода к выполнению заданий, основанных на применении технических средств обучения. Авторы отмечают, что актуальную для специальной школы проблему выбора учебного программного обеспечения, решающего как образовательные, так и коррекционные задачи, можно решить описанными в статье методиками.

Общая информация

Ключевые слова: информационные технологии , информационные технологии в образовании, нарушения слуха, образование, обучающие программы, математика, компьютерная алгебра

Рубрика издания: Инклюзивное образование в цифровой среде: возможности и риски

Тип материала: научная статья

Благодарности. Автор благодарит за помощь в сборе данных для ис¬следования научного руководителя проекта К.К. Куламбаеву.

Для цитаты: Сивинский А.М. Анализ эффективности использования компьютерных программ на уроках математики в школе для детей с нарушениями слуха // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. статей II-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11—12 ноября 2021 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2021): сollection of Articles of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with International Partic¬ipation. November 11–12, 2021. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ. С. 298–314.

Литература

  1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педаго­гических исследований (дидактический аспект): монография. М.: Педагогика, 1982. 192 с.
  2. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 203 с.
  3. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. М.: Академия, 2004. 230 с.
  4. Вайндорф-Сысоева М.Е., Хапаева С.С., Дегтярёва Е.Н. Работа с современным инновационным учебным оборудованием: учебно- методическое пособие. М.: ООО Диона, 2009. 35 с.
  5. Вихман В.В. Оценка и анализ эффективности применения ин­формационных технологий в образовании: дис. канд. пед. наук. Новосибирск: НГТУ, 2004. 132 с.
  6. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекцион­ной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведе­ний. М.: Академия, 2002. 272 с.
  7. Колос К.Р., Спирин О.М. Педагогический эксперимент по раз­витию предметных компетенций учителей информатики сред­ствами дистанционного обучения [Электронный ресурс] // Информационные технологии и средства обучения. 2011. Том 25. № 5. URL: http://journal.iitta.gov.ua/index.php/itlt/article/view/555/446 (дата обращения: 19.09.2021).
  8. Кукушкина О.И. Использование информационных технологий в различных областях специального образования: дис. д-ра пед. наук. М.: Институт коррекционной педагогики, 2005. 381 c.
  9. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении: новое средство новые идеи // Специальное образование в России: вче­ра, сегодня, завтра. М.: ИКП РАО, Утрехт: Ин-т Ортопедагогики, 1995. С. 67–75.
  10. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследо­вания: учеб.-метод. пособие. Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. 66 с.
  11. Лузан П.Г., Сопивник И.В., Виговская С.В. Основы научно-педаго­гических исследований: учеб. пособие. К.: НАРККиИ, 2012. 368 с.
  12. Никольская И.А. Информационные технологии в специальном образовании. М.: Академия, 2011. 144 с.
  13. Никольская И.А. Современные подходы к обучению математике детей с нарушениями слуха. М.: В. Секачев, 2011. 216 с.
  14. Новые возможности развития в условиях четвертой промыш­ленной революции: Послание Президента Республики Казах­стан Н. Назарбаева народу Казахстана от 10 января 2018 [Элек­тронный ресурс]. URL: http://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-n-nazarbaeva-narodu-kazahstana-10-yanvarya-2018-g (дата обра­щения: 16.09.2021).
  15. Об утверждении Методики оценки эффективности примене­ния информационных технологий: Приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 18 февраля 2015 года № 135 [Электронный ресурс]. URL: http://zan.gov.kz/api/documents/87863/rus/download/pdf (дата обращения: 16.09.2021).
  16. Речицкая Е.Г., Ноурас Х. Реализация педагогических принципов сбережения здоровья детей с нарушением слуха в процессе об­учения и воспитания // Наука и школа. 2013. № 2. С. 169–172.
  17. Рубашкин Д.Д., Кондратьева И.Н. Работа учителя в компьютер­ном классе. М.: Лаборатория знаний, 2016. 128 с.
  18. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, в 2-х т. Том 1. М.: Народное образование, 2005. 556 с.
  19. Сивинский А.М. Современные технические средства обучения школьников с нарушениями слуха // Доклады Казахской акаде­мии образования. Нур-Султан: ЕАГИ, 2020. № 4. С. 194–202.
  20. Швейковская Г.Д. Использование информационно-компьютер­ных технологий в процессе развития познавательной деятель­ности детей с нарушениями слуха [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2015. № 16. URL: https://moluch.ru/archive/96/21631/ (дата обращения: 18.09.2021).
  21. Drigas A.S., Kouremenos D., Kouremenos S., Vrettaros J. An e-Learn­ing System for the deaf people. ITHET 6th Annual International Conference on Information Technology Based Higher Education and Training, 2005. [Электронный ресурс]. URL: https://ieeexplore. ieee.org/document/1560236 (дата обращения: 22.09.2021).
  22. Roberson L. Integration of Computers and Related Technologies into Deaf Education Teacher Preparation Programs // American Annals of the Deaf. 2001. Vol. 146. № 1. P. 66–60.
  23. Stevens C. Information and communication technology, special ed­ucational needs and schools: a historical perspective of UK govern­ment initiatives // ICT and Special Educational Needs: a Tool for Inclusion. Buckingham: Open University Press. 2004. P. 21–34.
  24. Williams P., Jamali H.R., Nicholas D. Using ICT with people with spe­cial education needs: what the literature tell us // Aslib Proceedings. 2006. Vol. 58. № 4. P. 330–345.

Информация об авторах

Сивинский Алексей Михайлович, PhD-докторант кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет Абая Мырзахметова (КУАМ), Казахстан, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6683-584X, e-mail: sivinskiy@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 153
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 62
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 5