Методологические аспекты цифровизации гуманитарного образования

249

Аннотация

Рассматриваются вопросы трансформации образования, вызванные мощным развитием цифровых технологий. Отмечены потенции широкого внедрения цифровизации в сферу образования. Анализируются тенденции и вскрываются противоречия в проблематике цифровизации высшего гуманитарного образования, вскрывается ряд стоящих на этом пути латентных опасностей. Развивается тезис о том, образование в целом по самой своей природе гуманитарно. Нахождение на этой позиции позволяет реализовать системный подхода при анализе перспектив введения цифровых технологий в сферу гуманитарного образования и вырабатывать научно обоснованные предложения по включению в сферу образования достижений научно-технического прогресса.

Общая информация

Ключевые слова: образование, субъект, гуманитарные науки, цифровизация

Рубрика издания: Цифровая трансформация и онлайн-образование: технологии, инструменты, модели

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Воронов М.В., Толкачев В.А. Методологические аспекты цифровизации гуманитарного образования // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. статей II-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11—12 ноября 2021 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2021): сollection of Articles of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with International Partic¬ipation. November 11–12, 2021. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ. С. 67–78.

Литература

  1. Воронов М.В. Система активной поддержки самоподготовки студентов // Образовательные технологии. 2018. № 3. С. 107–118.
  2. Ильин И.А. Я вглядываюсь в жизнь: книга раздумий. М.: Эксмо, 2007.
  3. Минина В.Н. Цифровизация высшего образования и ее социальные ре­зультаты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т. 13. Вып. 1. С. 84–101.
  4. Можаева Г.В., Можаева-Ренья П.И., Сербин В.А. Цифровая гуманитари­стика: организационные формы и инфраструктура исследований // Вест­ник Томского государственного университета. 2014. № 389. С.73–81.
  5. Сенько Ю.В. Образование в гуманитарной перспективе. Барнаул: Алт­ГУ, 2011.
  6. Старостина С.Е. Естественнонаучное образование: содержание и стра­тегические ориентиры развития / /Гуманитарный вектор. 2020. № 1. С. 54–60.
  7. Степанчук О.А. Гуманитарная сущность современного образования / Те­ория и практика образования в современном мире: материалы II Между­нар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). Санкт-Петербург: Реноме, 2012. С. 21–23.
  8. Строков А.А. Цифровизация образования: проблемы и перспективы // Вестник Минского университета 2020. Том. 8. № 2. С.15–28.
  9. Университетские преподаватели и цифровизация образования: накану­не дистанционного форс-мажора / Р.Н. Абрамов, И.А. Груздев, Е.А. Те­рентьев [и др.] // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24, № 2. С. 59–74.
  10. Фром Э. Революция надежды. М.: Айрис-пресс, 2005.
  11. Хомякова С.С. Трансформация и закрепление термина «цифровиза­ция» на законодательном уровне // Молодой ученый. 2019. № 41 (279). С. 9–12.
  12. Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2020). Сборник материалов Всероссийской научно-практической конфе­ренции с международным участием. 19–21 ноября 2020 г. / Под ред. М.Г. Сороковой, Е.Г. Дозорцевой, А.Ю. Шеманова. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. 456 с.
  13. Цифровая трансформация: новые вызовы для бизнеса и руководителей компании [Электронный ресурс]: Высшая школа экономики Кочубей центр. URL: https://kc.hse.ru/2018/05/15/cifrovaya-transformaciya-novye-vyzovy/ (дата обращения: 02.09.2021).
  14. Цифровизация, как драйвер роста науки и образования: монография / Аюпова Г.Т. и др. Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2020. 262 c.
  15. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение / До­клады на XX междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9–12 апр. 2019 г. // Г.И. Абдрахманова, К.О. Виш­невский, Л.М. Гохберг [и др.]. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 82 с.

Информация об авторах

Воронов Михаил Владимирович, доктор технических наук, Профессор, заведующий кафедрой прикладной математики факультета информационных технологий, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Ведущий научный сотрудник лаборатории компьютерных учебников факультета дополнительного образования МГУ им. Ломоносова, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7839-6250, e-mail: mironovov@yandex.ru

Толкачев Владимир Афанасьевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии, Открытый университет экономики, управления и права (АНО ВО ОУЭП), Москва, Россия, e-mail: 1811tolkachev@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 213
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 249
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 0