Родительские чаты как часть цифровой образовательной среды

77

Аннотация

Современное образование все в большей степени включает цифровой компонент. Однако помимо очевидных цифровых платформ и ресурсов существует обширная коммуникативная околоучебная среда. Родительские чаты представляют собой интересный феномен цифровой эпохи, отражающий большую вовлеченность родителей в школьное образование детей. На основании нетнографического анализа более 200 скринов родительских полилогов в различных мессенджерах были сделаны выводы о высокой потенциальной конфликтогенности чатов. Участниками чатов иногда бывают учителя, однако в этом случае вместо многополюсного обсуждения чат становится двусторонним учитель-родители. Сами школьники участвуют в них опосредованно, часто выступая источниками информации о происходящем в школе. Наиболее распространенными темами, представленными на скринах, являются домашние задания и организационные вопросы, многие проблемы особенно ярко высветились в период общения по поводу дистанционного обучения в период начала пандемии. Особенности стиля и формы коммуникации отдельных участников чата также могут вызывать раздражение. Чаты потенциально могут быть ретранслятором существующих проблем и источником изменений школы, однако фактически родители редко могут эффективно договориться даже о незначительных организационных вопросах.

Общая информация

Ключевые слова: чат, мессенджер, родители, школьное образование, родительская коммуникация, родители-школа

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Быльева Д.С. Родительские чаты как часть цифровой образовательной среды // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2022): сб. статей III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 17—18 ноября 2022 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. С. 13–22.

Литература

  1. В Санкт-Петербурге произошла драка со стрельбой после ссоры в родительском чате [Электронный ресурс]. URL: https://www.1tv.ru/news/2020-11-23/397247-v_sankt_peterburge_proizoshla_draka_so_strelboy_posle_ssory_v_roditelskom_chate?ysclid=l87jsx3ei6509360756 (дата обращения: 18.09.2022).
  2. Никитин А. Опубликована переписка убитого волгоградца в родительском чате [Электронный ресурс]. 2020 URL: https://vz.ru/news/2020/11/2/1068467.html (дата обращения: 18.09.2022).
  3. Рамзаева Е.Н. Информационное пространство социальных сетей как новая площадка педагогического взаимодействия школы и семьи подростка // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 150(7). С. 25–29.
  4. Bylieva D., Moccozet L. Messengers and Chats – Technologies of Learning // Technology and Language. 2021. № 3(2). P. 75–88. DOI:10.48417/technolang.2021.03.06.
  5. Sayers J., Marschall G., Petersson J., Andrews P. English and Swedish teachers’ perspectives on the role of parents in year one children’s learning of number: manifestations of culturally-conditioned norms // Early Child Development and Care. 2021. № 5(191). P. 760–772. DOI:10.1080/03004430.2019.1646741.
  6. Tamboto H., Tambingon H.N., Lengkong J.S., Rotty V.N.J. The Involvement of Students’ Parents in Organizing the Learning from Home at Elementary Schools in Tomohon City // Asia Pacific Journal of Management and Education. 2021. № 1(4). P. 35–51. DOI:10.32535/apjme.v4i1.1044.
  7. Ye L. Parents’ and Teachers’ Responsibility Assignments for Chinese Primary School Children’s Education. Oxford: University of Oxford, 2022.

Информация об авторах

Быльева Дарья Сергеевна, кандидат политических наук, доцент кафедры общественных наук, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7956-4647, e-mail: bylieva_ds@spbstu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 142
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 77
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0