Цифровая культура будущих педагогов: результаты анализа и оценки

231

Аннотация

Цифровая культура является сегодня одним из общемировых трендов. Потребность в инструменте для жизни в условиях цифровой трансформации привела к появлению многочисленных подходов к толкованию содержания цифровой культуры. Главенствующая роль в развитии и формировании цифровой культуры для построения общества знаний принадлежит педагогам. Однако существует противоречие между современным курсом на цифровую трансформацию образования и реальной степенью готовности педагогов к осуществлению профессиональной деятельности в этих условиях. Данная статья посвящена описанию педагогического эксперимента по выявлению состояния цифровой культуры студентов бакалавриата педагогических направлений подготовки. Результаты констатирующего исследования говорят о недостаточном понимании студентами сути и значения цифровой культуры в современном мире. На формирующем этапе исследования 122 студентам был предложен компьютерный обучающий курс «Цифровая культура и цифровая грамотность педагогов». Контрольный этап эксперимента включал в себя обобщение и сравнение показателей исходного и итогового уровня развития компетенций цифровой культуры студентов. Его результаты позволяют сделать выводы о повышении мотивации студентов в формировании своих компетенций цифровой культуры и готовности помогать в этом другим участникам образовательного процесса. Данные проведенного эксперимента говорят о необходимости введения курсов по цифровой культуре и цифровой грамотности в программы подготовки будущих педагогов, а также распространить этот опыт на магистерские программы и программы повышения квалификации действующих работников образования.

Общая информация

Ключевые слова: цифровая грамотность, цифровая трансформация образования, будущие педагоги, компетенции, студенты, высшее образование

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Ребко О.В. Цифровая культура будущих педагогов: результаты анализа и оценки // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2022): сб. статей III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 17—18 ноября 2022 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. С. 135–147.

Литература

  1. Аналитический центр НАФИ. Половина педагогов оказались не готовы к переходу на дистанционное обучение. [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/analytics/polovina-pedagogov-okazalis-ne-gotovy-k-perekhodu-na-distantsionnoe-obuchenie/ (дата обращения: 03.09.2022).
  2. Гир Ч. Цифровая контркультура / Пер. с англ. Д. В. Галкина. [Электронный ресурс]. URL: http://docplayer.ru/29837976-Cifrovaya-kontrkultura-charli-gir-perevod-d-galkina.html #show_full_text (дата обращения: 03.09.2022).
  3. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/programma.pdf (дата обращения: 01.09.2022).
  4. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (учитель)» [Электронный ресурс].  URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=124542 (дата обращения: 7.09.2022).
  5. Токтарова В.И., Ребко О.В. Модели цифровых компетенций сотрудников: структурно-содержательный анализ // Высшее образование сегодня. 2022. №5-6. С. 8-14.
  6. 6.   Токтарова В.И. Модель учебно-методического обеспечения образовательного процесса вуза в контексте электронного обучения // Вестник Марийского государственного университета. 2013. № 11. С. 87-90.
  7. Miller VUnderstanding digital culture. London: Sage. 2011. URL: https://www.diggitmagazine.com/wiki/digital-culture (дата обращения: 31.08.2022).
  8. Poepsel M. Media, Society, Culture and You. 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://press.rebus.community/mscy/chapter/chapter-1/ (дата обращения: 10.09.2022).
  9. Park Yuhyun. Common Framework for Digital Literacy, Skills and Readiness. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dqinstitute.org/wpcontent/uploads/2019/03/DQGlobal StandardsReport2019.pdf (дата обращения: 01.09.2022).

Информация об авторах

Ребко Ольга Васильевна, магистр педагогики, аспирант, Марийский государственный университет (ФГБОУ ВО «МарГУ»), Йошкар-Ола, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4726-8085, e-mail: molochki@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 178
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 231
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 3