Введение
Устойчивое развитие современного общества включает в себя социальное благополучие, которое, в свою очередь, зависит от образования и возможности его получения всеми членами общества. Во многом современной реформе образования помогают информационные технологии, которые позволяют достигать гораздо большей эффективности, чем традиционные методологии обучения. В высших учебных заведениях повсеместно используют так называемые цифровые образовательные среды (ЦОС) – открытые совокупности информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Отмечается, что использование ЦОС содействует развитию научного и образовательного потенциала университетов [10, 11], способствует формированию не только компетентного специалиста, но и человека с высокой информационной компетентностью [9], служит ресурсом развития аксиологического потенциала [1] и формирования познавательных потребностей студентов [4, 5]. По результатам исследования [6] о предпочтениях формата обучения студентами в период пандемии COVID-19, только 10,8% респондентов выбрали очный формат. При этом смешанный формат по сравнению с дистанционным предпочтителен для более молодых респондентов с более высокими показателями логического мышления, меньшим страхом заболевания COVID-19 и большей уверенностью в пользе вакцинации от COVID-19 для человека и общества. Принятие обучения в цифровой образовательной среде и положительное отношение к ЦОС, наряду с адаптированностью к учебной деятельности и учебной группе, может служить предпосылками качества жизни студентов [12, 17, 18]. Сведения об академической успешности при разных формах обучения противоречивы: различий может не быть [13, 19], в некоторых случаях дистанционное обучение может приводить к снижению оценок [16, 22], а некоторых случаях, наоборот, к улучшению результатов [18]. Такие расхождения в данных могут объясняться особенностями выборок (возраст, пол, социальное положение, доступ к Wi-Fi и т.д.) и особенностями организации учебного процесса.
Несмотря на явные преимущества, использование ЦОС часто встречает психологическое сопротивление (так называемые внутренние барьеры, или барьеры второго порядка), что существенно влияет на технологическую интеграцию и онлайн-обучение. Эти барьеры связаны с личными убеждениями, ценностями и отношением к роли технологий в образовательной среде (например, [21]) и могут уменьшаться по мере знакомства участников учебного процесса с возможностями ЦОС [14], поэтому так важно изучать отношение студентов и преподавателей к цифровой образовательной среде вуза, в которой они работают. Целью данного исследование было сравнительное изучение отношения участников учебного процесса к различным аспектам ЦОС и их предпочтений в области форм обучения (на примере вузов Республики Беларусь).
Метод
Участники исследования. В исследовании приняли участие студенты и преподаватели высших учебных заведений Республики Беларусь: 523 студента и 265 преподавателей. Возраст студентов в среднем составил 19,3 ± 3,6 года (медиана = 19 лет, межквартильный размах = 2 года). Из всех студентов 471 человек (90 %) были женского пола и 52 (10 %) – мужского. Возраст преподавателей в среднем составил 45,0 ± 11,5 лет (медиана = 45 лет, межквартильный размах = 15 лет). Из всех преподавателей 202 человека (76 %) были женского пола и 63 (24 %) – мужского. Группы оказались не эквивалентны ни по возрасту (что ожидалось), ни по полу (c2=27,0; p<0,0001). В выборке преподавателей существенно больше представителей мужского пола, чем в выборке студентов.
Процедура исследования. Исследование проходило в онлайн формате с использованием google-форм.
Методики исследования. Для определения отношения к работе в цифровой образовательной среде (ЦОС) университета была использована методика «Шкала оценки ЦОС университета» [15]. Методика содержит шесть шкал, которые отражают различные аспекты отношения к ЦОС), а также общий балл, отражающий позитивное отношение к ЦОС. Методика обладает хорошими психометрическими показателями классической теории тестов [15], согласуется с современной теорией тестов [8] и адаптирована в нескольких странах [3, 20]. Кроме заполнения опросника «Шкала оценки ЦОС университета», участники исследования отвечали на вопросы о том, какие элементы ЦОС они используют, о своих предпочтениях в выборе формата обучения и образовательной среды, а также указывали социо-демографические характеристики (пол, возраст и т.д.).
Результаты и обсуждение
Результаты опроса показывают, что и преподаватели, и студенты хорошо осведомлены об основных элементах ЦОС и часто используют их (табл. 1). Так, вебинарные оболочки и электронные учебные курсы используются подавляющим большинством участников учебного процесса (более 90% опрошенных). Практически так же часто используются электронная библиотека и инструменты проверки оригинальности квалификационных работ (от 70% до 90% опрошенных).
Тем не менее, согласованность ответов преподавателей и студентов оказалась невысока (rs=0,68; р=0,09), что говорит о несколько различающихся предпочтения и/или возможностях преподавателей и студентов в цифровой образовательной среде.
Таблица 1. Использование различных элементов ЦОС студентами и преподавателями
вузов РБ (% от общего числа респондентов)
|
Элементы ЦОС, которые Вы используете: |
Студенты |
Препода-ватели |
|
вебинарные оболочки для коммуникации участников образовательного процесса в дистанционном формате (Zoom, Cisco Webex, Google Meet, Microsoft Teams или др. |
95,0 |
90,9 |
|
электронные учебные курсы (ЭУК), размещенные на цифровых платформах на основе систем управления учением (Learning management system, LMS), например, Moodle, Coursera, Stepik или других платформах. |
92,7 |
90,6 |
|
инструмент проверки оригинальности квалификационных студенческих работ и научных текстов (Антиплагиат или др.) |
73,2 |
91,3 |
|
электронная библиотека Вашего вуза |
80,3 |
87,5 |
|
цифровые инструменты и статистические пакеты для количественного анализа данных эмпирических исследований (например, SPSS, Statistica, Mathcad или др.) |
38,2 |
58,1 |
|
платформа Вашего вуза для независимого тестирования (мониторинга, рубежного контроля) академических достижений студентов (HT-Line и др.) |
54,7 |
44,9 |
|
другое |
27,5 |
45,7 |
Результаты также показывают, что студенты более позитивно относятся к обучению в ЦОС (табл. 2). Примерно половина опрошенных (и преподавателей, и студентов) уверены, что обучение в ЦОС ничем не хуже (но и не лучше) традиционного формата, но почти треть преподавателей считают, что обучение в ЦОС хуже. Тем не менее, только 13% хотели бы вернуться полностью к традиционному очному формату. Очевидно, что в современных условиях переходного периода преподаватели не готовы полностью отказаться от старых методов, но и признают преимущества обучения онлайн, поэтому подавляющее большинство из них (85 %) готовы принять смешанное обучение как сочетание ресурсов цифровой образовательной среды (ЦОС) и очных занятий. Студентов также гораздо больше устраивает смешанное обучение, но они чаще преподавателей готовы к полностью дистанционному образованию.
Похожие результаты были получены и на выборках российских студентов. Так, например, в работе С.П. Елшанского и его коллег приводятся данные о том, что «19,2% студентов считают, что дистанционное обучение более эффективно, чем контактное, 44,4% – равно по эффективности контактному обучению, а 36,4% – менее эффективное, чем контактное» [2, с. 129].
Таблица 2. Предпочтения студентов и преподавателей вузов РБ (% от общего числа респондентов)
|
|
Студенты |
Препода-ватели |
|
Подумайте в целом об обучении в цифровой образовательной среде (ЦОС). |
||
|
обучение в ЦОС хуже традиционно-очного формата |
15,9 |
30,9 |
|
обучение в ЦОС не лучше, не хуже |
58,1 |
61,9 |
|
обучение в ЦОС лучше традиционно-очного формата |
26,0 |
7,2 |
|
В целом Вы бы предпочли: |
||
|
вернуться к традиционно-очному формату |
14,0 |
12,8 |
|
перейти к смешанному обучению как сочетанию ресурсов цифровой образовательной среды (ЦОС) и очных занятий |
66,3 |
84,9 |
|
учиться в цифровой образовательной среде (ЦОС) полностью дистанционно |
19,7 |
2,3 |
|
С Вашей точки зрения качество образования в связи с переходом на обучение в цифровой образовательной среде (ЦОС) полностью в дистанционном формате: |
||
|
понизится |
34,2 |
69,8 |
|
не изменится |
49,7 |
23,0 |
|
повысится |
16,1 |
7,2 |
Результаты сравнения отношения к ЦОС у студентов и преподавателей по шкалам методики «Шкала оценки ЦОС университета» представлены в табл. 3 (результаты тестирования студентов цит. по [7]) показывают, что по многим аспектам студенты более позитивно воспринимают ЦОС, чем преподаватели.
Таблица 3. Отношение к ЦОС студентов и преподавателей вузов РБ (средние баллы по шкалам)
|
Субшкалы методики «Шкала оценки ЦОС университета» |
Препода-ватели |
Студенты |
t |
p |
d Коэна |
|
1) Удовлетворенность учебным процессом и практическая польза |
43,6 ± 7,7 |
46,1 ±9,5 |
-3,6 |
0,0003 |
0,28 |
|
2) Удовлетворенность коммуникативным взаимодействием и мотивация к учению |
18,7 ± 5,3 |
21,7 ±6,6 |
-6,5 |
<0,0001 |
0,49 |
|
3) Стрессонапряженность |
22,2 ± 6,1 |
21,4 ±6,6 |
1,6 |
0,1030 |
0,12 |
|
4) Необходимость поддержки в учебной деятельности |
16,6 ± 4,3 |
14,9 ±5,2 |
4,7 |
<0,0001 |
0,35 |
|
5) Нечестные стратегии |
21,3 ± 4,1 |
17,2 ±4,5 |
12,6 |
<0,0001 |
0,95 |
|
6) Доступность |
20,0 ± 3,0 |
20,1 ±3,5 |
-0,4 |
0,6637 |
0,03 |
|
Шкала оценки ЦОС |
122,1 ± 21,1 |
133,4 ±25,6 |
-6,2 |
<0,0001 |
0,47 |
Различия оказались статистически значимы по всем шкалам, но не везде величина эффекта (d Коэна) достигает хотя бы среднего уровня (0,5). Наибольшие различия получены по шкалам «Нечестные стратегии» и «Удовлетворенность коммуникативным взаимодействием и мотивация к учению». Студенты гораздо более преподавателей удовлетворены общением в электронной образовательной среде, возможно, потому, что такое общение для них является более привычным. Интересно, что преподаватели гораздо более студентов обеспокоены возможностью и частотой применения нечестных стратегий в онлайн обучении (списывание, выполнение заданий за другого человека и т.д.), то есть видят ЦОС как окно возможностей для получения оценок с помощью мошенничества. Общий балл оценки ЦОС, выражающий положительное отношение, также гораздо выше у студентов.
Ограничением исследования может быть то, что оценка ЦОС университета зависит от того, какая образовательная среда используется в вузе, поэтому интересно было бы сравнить мнения студентов и преподавателей одного и того же вуза. В выборке студентов преобладали представители психолого-педагогических специальностей, а среди преподавателей распределение по преподаваемым дисциплинам было более равномерным, что также могло сказаться на результатах исследования. Тем не менее, и в исследовании [17] оказалось, что при смешанном обучении преподаватели испытывают гораздо больших стресс, чем студенты. Таким образом, можно сделать вывод о том, что студенты относятся к цифровым технологиям более положительно, чем преподаватели, и испытывают меньше трудностей при их применении.
Заключение
Результаты исследования показывают, что белорусские преподаватели и студенты хорошо осведомлены об основных элементах ЦОС и часто используют их. При этом студенты более позитивно относятся к обучению с использованием ЦОС и к дистанционному обучению: студенты гораздо более преподавателей удовлетворены общением в электронной образовательной среде, а преподаватели гораздо более студентов обеспокоены возможностью и частотой применения нечестных стратегий в онлайн обучении.