Открытое цифровое окружение: условие или фактор развития личности?

32

Аннотация

В статье рассматривается открытое цифровое окружение как условие и фактор развития личности в контексте средового подхода к образованию. В ходе реализации цели соотносятся явления цифрового окружения и развивающей образовательной среды, а также определяются особенности развивающих качеств образовательной среды через личностно-средовое взаимодействие. Выявляется, что активность среды как личностно-развивающего фактора в образовании прямо не сводится к степени открытости цифрового окружения, поскольку развивающий потенциал среды не обусловлен объективированной суперпозицией среды. Развивающие качества образовательной среды в контексте собственно образовательных целей и задач не сводятся исключительно к качеству открытости цифрового окружения, если оно не вызывает у обучающегося потребности взаимодействовать с ним, а впоследствии – и «в нем». Учитывая диалектические взаимоотношения между личностью и средой, причины, по которым условия становятся активными по отношению к развитию личности, становятся факторами развития – ситуативны и непостоянны, что требует исследования их свойств.  Открытое цифровое окружение, выступая значимым стимулом для формирования личностно-обусловленной среды, менее всего поддается контролю и способам дозировки. Проектирование развивающей среды в образовании посредством открытого цифрового окружения требует от педагога корректной деятельности по подбору и реализации в рамках образовательных отношений цифрового контента, удовлетворяющего противоречивым требованиям развития личности обучающегося.

Общая информация

Ключевые слова: образовательная среда, развивающее образование, открытое цифровое окружение, развитие личности, условия развития, факторы изменения среды развития

Рубрика издания: Новые возможности, особенности и риски общения в сети Интернет

Тип материала: материалы конференции

Благодарности. Автор благодарит за поддержку исследования доктора педагогических наук Н.В. Ходякову.

Для цитаты: Литвин Д.В Открытое цифровое окружение: условие или фактор развития личности? // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2023): сб. статей IV Международной научно-практической конференции. 16–17 ноября 2023 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2023): Сollection of Articles of the IV International Scientific and Practical Conference. November 16–17, 2023. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. – Москва : ФГБОУ ВО МГППУ, 2023. С. 505–512.

Полный текст

Введение

Развивающаяся личность – это, прежде всего, процесс и результат взаимодействия со средой. Современные исторические условия характеризуются значимой трансформацией окружающей среды человека, в том числе в образовании: она становится цифровой, виртуальной, открытой, доступной, насыщенной и т.д. Можно предположить, что такие свойства среды окажут безусловно положительное влияние на развитие личности человека, погруженного в такую среду. Однако цифровой образовательный контент не всегда вызывает положительное эмоции у обучающихся, поскольку реализация образовательных задач обуславливает достаточно четкие формализованные рамки личностно-средового взаимодействия. 

Поскольку мы рассматриваем развитие как особое свойство личностно-средовой целостности, то с позиции среды (объекта, объективного) развивающаяся личность как «продукт» среды – это не «образ» среды и не элемент, предопределенно эволюционирующий на основе полезно-приспособительного действия, реагирующего на средовые изменения. Открытость развития определяет множественность вариантов личностно-средового взаимодействия, различных по темпам, интенсивности, масштабам. Даже в ходе социализации с выраженным адаптационным характером личностно-средового взаимодействия, где личность только формируется, субъект в развивающей среде не копирует смыслы полностью, а «вырабатывает» свою особенную систему смыслов, обеспечивающих необходимый уровень социального сосуществования. И, конечно, дальнейшее развитие личности – это исключительно индивидуальные траектории личностно-средового взаимодействия

Развивающая среда в образовании – это полимодальный педагогический феномен, объединяющий педагога и обучающегося во взаимодействии, в том числе в совместной образовательной деятельности. Для педагога она дискретна в силу его профессионально-преобразующей, проектировочной деятельности, для обучающегося она едина, как едина его субъективная реальность (В.И. Слободчиков). Принципиальное толкование развивающей среды, по нашему мнению, должно отталкиваться не столько от признака среды как окружения, сколько от признака среды с личностно-центрированной позицией. Этимологически, среда несмотря на то, что она изначально выступает как объективное явление, всегда принадлежит личности, и она окружает некий субъект (личность), вступая с ним во взаимодействие, обуславливая акторство субъекта, формируя аутентичные взаимоотношения различной степени устойчивости, в том числе личностные смыслы. Иными словами, любое окружение потенциально выступает условием развития личности, однако, когда мы говорим о развивающей среде, то априори подразумеваем субъектно-обусловленную и личностно-генерируемую среду. Развивающая среда – это среда в действии, применительно к образованию – среда своей функции становления и развития личности. Развивающая среда всегда связана с субъектом, с которым образуются личностно-средовые взаимосвязи. Именно этим обусловлен постоянный интерес человека к открытому цифровому контенту, неограниченное количество которого «подчиняет» себе личность человека, «потребляющего» такую информацию. Принципиальное отличие образовательной среды будет заключаться в появлении в среде Другого, иной личности, привносящей в личностно обусловленную среду совершенно новые тенденции, смещающие лично-центрированный полюс такой среды с поправкой на значимых Других. Впоследствии, противоречивая центростремительная и центробежная тенденции будут определять характер развития личности в течение всей жизнедеятельности человека.

Цель исследования заключается в рассмотрении открытого цифрового окружения как условия и фактора развития личности в контексте средового подхода к образованию.

Теоретической основой исследования выступили личностно ориентированный подход в образовании (В.В. Сериков, Ю.П. Азаров, В.И. Слободчиков, Э.Ф. Зеер, Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, В.В. Рубцов и др.), а также средовой подход в образовании, рассматривающий личностно-развивающую деятельность в контексте средообразования и средопреобразования (Ю.С. Мануйлов, Н.В. Ходякова, В.А. Ясвин, И.С. Якиманская и др.).

Исследовательские вопросы: соотнести явления цифрового окружения и развивающей образовательной среды; определить особенности развивающих качеств образовательной среды через личностно-средовое взаимодействие.

Методы

Методы исследования включают методы формальной логики (анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и аналогия, обобщение и другие); анализ феномена образовательной среды, определение сущностных характеристик развивающего взаимодействия и синтез выявленных особенностей применительно к открытому цифровому окружению.

Результаты

Активность среды как личностно-развивающего фактора в образовании прямо не сводится к степени открытости цифрового окружения, поскольку развивающий потенциал среды обусловлен не объективированной суперпозицией среды. Среда в традиционной педагогике выступает носителем норм, ценностей и «объективных» значений. Однако развивающее взаимодействие определяется самим обучающимся, в том числе иными субъектами, Другими личностями, которые наделяют среду крайне неоднородными, избирательными, одновременно противоречивыми характеристиками. Для одного обучающегося среда развивающая, для другого – нет, причем в один и тот же момент времени. Среда обладает развивающими свойствами, которые можно представить как индивидуальный момент пространства-времени. Это значит, что в развивающем взаимодействии среда как абстрактное окружение становится личностно-центрированным образованием ситуативно, и открытое цифровое окружение, выступая условием развития личности, одновременно не является строго значимым фактором такого развития.

Развивающие качества образовательной среды в контексте собственно образовательных целей и задач не сводятся исключительно к качеству открытости цифрового окружения, если оно не вызывает у обучающегося потребности взаимодействовать с ним, а впоследствии – и «в нем». Именно такое взаимодействие с позиции личности – это утверждение и расширение субъективной семантической реальности (смысл является феноменом сознания). Развивающая среда – та среда, которая дает возможность субъекту структурировать континуальную нерасчлененность течения времени и развернутости пространства (М.С. Каган), порождая аутентичные взаимные отношения в познавательной деятельности. При этом развивающее отношение, культивируемое образованием – это отношение, которое ведет в конечном итоге к возможностям реализации личностью своих специфических функций (по В.В. Серикову, избирательность, критичность, опосредование внешних воздействий и др.). В этом контексте динамика смыслов – это и динамика субъектно-обусловленной среды. Динамика смыслов, генерация личностью соответствующего опыта, «упорядочение опыта» (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер) – это основа функционирования личностно-развивающей среды. А выработка личностного опыта корреспондирует с обретением новых смыслов, в том числе посредством пересмотра существующих семантических ориентиров (формирование, комбинация и рекомбинация личностного опыта), которые могут протекать с различной степенью интенсивности на индивидуальном жизненном пути.

Обсуждение

Учитывая диалектические взаимоотношения между личностью и средой, причины, по которым условия становятся активными по отношению к развитию личности, становятся факторами развития – ситуативны и непостоянны, что требует исследования их сущности (свойств, особенностей возникновения, признаков «причин активации» и т.д.). Более того, если рассматривать личностное развитие в контексте личностно-средовой целостности, то очевидно, что условия и факторы развития находятся в диалектической зависимости, поскольку они включены в процесс личностно-средового взаимодействия, состоящий из последовательностей, ступеней, фаз развертывания условий и их трансформации в активно-действующие факторы.

Ценность и целостность личности обучающегося, поставленного центр личностно ориентированной и личностно-развивающей образовательной модели, задает необходимость обязательного изменения традиционного взгляда на весь педагогический процесс, например, на роль педагога в формировании знаний, инструментальных навыков, на характер взаимодействия с обучающимся и на функции педагога по созданию условий для самоопределения личности обучающегося. Так, на первый план выдвигаются динамичные индивидуальные траектории развития ученика, которые у нас вступают в противоречие со стандартизированными формами и содержанием современного образования. Открытое цифровое окружение в указанном контексте, выступая значимым стимулом для формирования личностно-обусловленной среды, менее всего поддается контролю и способам дозировки. Проектирование развивающей среды в образовании посредством открытого цифрового окружения требует от педагога корректной деятельности по подбору и реализации в рамках образовательных отношений цифрового контента, удовлетворяющего противоречивым требованиям развития личности обучающегося. 

Проектирование личностно-развивающей среды в образовании посредством открытого цифрового окружения требует рассмотрения личностно-средового взаимодействия обучающихся как функционирование открытой метасистемной целостности, обладающей специфической организацией и функциями. Такой подход позволит определить зависимость между личностно-средовой динамикой (устойчивой или неустойчивой), личностной организацией (высокой, сложной, опосредованной или низкой, адаптивной, ограниченной в связях) и личностной функцией (способностью быть субъектом неадаптивной деятельности по реализации своей самости).

Информация об авторах

Литвин Дмитрий Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника кафедры организации огневой и физической подготовки, Академия управления МВД России (ФГКОУ ВО АУ МВД России), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4728-4157, e-mail: d_litvin@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 73
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 32
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1