Организация дошкольного образования в дистанционном режиме: опыт Ивановской области
Аннотация
В рамках исследования мы предприняли попытку выяснить особенности организации дошкольного образования в дистанционном режиме, исходя из регионального аспекта. Изучая данную проблему, мы провели анализ существующих практик организации онлайн-обучения детей дошкольного возраста, реализовали масштабное анкетирование педагогов. В исследовании приняли участие 1484 педагога дошкольных образовательных организаций города Иваново и Ивановской области. Были выявлены основные проблемы и затруднения, с которыми столкнулись воспитатели в процессе работы в дистанционном режиме, определены особенности организации онлайн-занятий в соответствии со спецификой дошкольного возраста. На основе результатов анкетирования и интервью мы получили данные о наиболее распространенных форматах реализации дошкольного образования в дистанционном режиме, выяснили отношение педагогов к использованию электронных средств обучения в работе. В результате исследования было установлено, что наибольшие сложности при организации работы в дистанционном режиме у воспитателей связаны с техническими и социальными причинами – недостаточной технической оснащенностью, неустойчивым интернет-соединением, а также занятостью родителей воспитанников и их нежеланием принимать участие в подключении к онлайн-занятиям и подготовке к ним. Большинство педагогов, принявших участие в анкетировании, категорически против дистанционного формата дошкольного образования. Они аргументируют свое мнение важностью личного общения педагога с детьми, вредом для здоровья, которое может быть нарушено вследствие длительной работы с компьютером.
Общая информация
Ключевые слова: развивающее дошкольное образование, онлайн-образование, дистанционный формат обучения, самоизоляция, воспитатель ДОУ, родители, дошкольное воспитание, подготовка дошкольников
Рубрика издания: Психолого-педагогические аспекты обучения в цифровой образовательной среде и вопросы цифровой дидактики
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Шакирова Е.В., Кузьмин С.В. Организация дошкольного образования в дистанционном режиме: опыт Ивановской области // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2023): сб. статей IV Международной научно-практической конференции. 16–17 ноября 2023 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2023): Сollection of Articles of the IV International Scientific and Practical Conference. November 16–17, 2023. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. – Москва : ФГБОУ ВО МГППУ, 2023. С. 809–821.
Полный текст
Введение
Цифровая трансформация образования предполагает не только повышение разнообразия технических средств для организации образовательной деятельности детей, но и применение дистанционных форм работы.
В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» введено понятие «дистанционной формы получения образования», предусматривающей «индивидуализированный процесс получения образования, который происходит в основном за счет опосредованного взаимодействия удаленных друг от друга участников образовательного процесса в специализированной среде, функционирующий на базе современных психолого-педагогических и информационно-коммуникационных технологий» [2, с. 27]. Исходя из этого определения, можно сделать вывод, что основным назначением дистанционного формата проведения образовательной деятельности является осуществление индивидуального подхода к обучающемуся или его семье посредством применения современных технических средств для общения или организации образования.
Ориентируясь на формулировку закона, детский сад может применять дистанционный формат работы по следующим направлениям индивидуализации образования:
- Индивидуальные занятия с дошкольниками – проводятся с детьми, имеющими особые образовательные потребности, часто болеющими или не посещающими детский сад. Такие занятия в дистанционном режиме позволят педагогу или специалисту проводить необходимую развивающую или коррекционную работу с детьми.
- Индивидуальные дистанционные консультации воспитателей и специалистов детского сада для родителей (законных представителей) дошкольников для совместного с семьей планирования образовательной деятельности и осуществления поддержки и консультирования по вопросам развития ребенка.
- Индивидуальные образовательные траектории развития дошкольника, реализуемые посредством электронных образовательных ресурсов, последовательного выполнения дидактических и игровых заданий на определенном сайте или платформе. Педагог может помочь родителям дошкольника определиться с выбором образовательных ресурсов, набором упражнений и последовательностью их выполнения, а также проконсультировать, на что обращать внимание при организации деятельности ребенка и оценке выполнения им заданий.
Перечисленные направления работы связаны с индивидуализацией дошкольного образования посредством применения дистанционных форм. Период самоизоляции поставил перед образовательными организациями новый вызов – применение дистанционного режима работы для полного или частичного замещения очного формата. Решая поставленную задачу, детские сады оказались в наиболее сложном положении, поскольку, в отличие от школ и высших учебных заведений, дошкольные организации имеют меньшие технические возможности для дистанционной работы, время работы дошкольника с экраном ограничено санитарными нормами.
Методы
С целью изучения опыта организации работы детских садов в дистанционном режиме нами было проведено анонимное анкетирование воспитателей. В исследовании приняли участие 1484 педагога дошкольных образовательных организаций города Иваново и Ивановской области.
Результаты
На рис. 1 представлены результаты ответов воспитателей на вопрос: «В каких формах в период самоизоляции вы осуществляли образовательную деятельность?». У респондентов была возможность выбрать несколько вариантов ответа. В качестве вариантов ответа педагогам были предложены следующие:
- образовательная деятельность в дистанционном режиме не организовывалась;
- проводили онлайн-занятия в прямом эфире;
- снимали обучающие видеоролики (мастер-классы) и направляли их родителям для самостоятельного просмотра и выполнения заданий с детьми;
- снимали на видео чтение сказок (литературных произведений) или разыгрывали кукольные сценки, видео направляли родителям для просмотра в удобное время;
- проводили индивидуальные консультации с родителями в режиме онлайн;
- направляли родителям материалы к занятиям для самостоятельного выполнения (стихи для разучивания, литературные произведения для чтения, задания на печатной основе и др.);
- организовывали для родителей дистанционные конкурсы, челленджи и флеш-мобы;
- другое.
Рис. 1. Результаты ответов воспитателей на вопрос: «В каких формах в период самоизоляции вы осуществляли образовательную деятельность?»
Общие результаты ответов на вопрос о формах организации образовательной деятельности в период самоизоляции показали, что в большинство педагогов проводили работу с детьми и родителями в удаленном режиме. Только 216 опрошенных сообщили, что образовательная деятельность в дистанционном режиме не проводилась. Как показывают данные опроса, наибольшее распространение в период самоизоляции получил формат работы, при котором педагоги направляли родителям материалы к занятиям для самостоятельного выполнения (стихи для разучивания, литературные произведения для чтения, задания на печатной основе и др.) – 885 респондентов указали, что применяли эту форму работы. Вторым по популярности оказался формат видеороликов от воспитателей с мастер-классами или записями обучающих занятий – 667 педагогов сообщили, что снимали такие видеоролики и направляли их родителям для просмотра и выполнения заданий. 585 воспитателей указали, что в период самоизоляции проводили для родителей индивидуальные консультации в режиме онлайн, 366 педагогов отметили, что организовывали для родителей и воспитанников дистанционные мероприятия – конкурсы, челленджи и флеш-мобы. Согласно данным опроса, наименьшее распространение получили такие формы дистанционной работы с дошкольниками как онлайн-занятия в прямом эфире и создание видеозаписей чтения сказок или кукольных спектаклей. Такие формы работы применяли 197 и 203 опрошенных.
Анализируя данные о вариантах применения дистанционной работы педагогов дошкольного образования, можно отметить, что популярность заочного сопровождения родителей в период самоизоляции объяснима наибольшим удобством и универсальностью. Направляя родителям материалы к занятиям для самостоятельного выполнения, педагоги могли использовать любые удобные средства передачи информации – мессенджеры, социальные сети, официальный сайт, электронная почта и т.д. Родители, получившие такие материалы, имели возможность выбора – применять или не применять подготовленные педагогом задания, а также самостоятельно решать, в какое время и как часто заниматься с ребенком. Подобный формат дистанционной работы воспитателя практически не зависит от качества интернета, не требует от педагога подготовки дополнительного места или внешнего вида, в отличие от видео-выступления, и может осуществляться не только с помощью компьютера, но и посредством смартфона – рассылка родителям стихотворений для разучивания, литературных произведений для чтения, файлов заданий на печатной основе и т.д.
Широкое распространение авторских обучающих видеороликов как формы работы воспитателя в дистанционном режиме, можно объяснить ее близостью к очной работе педагога, а также удобством для родителей, которые могут в удобное время просмотреть запись мастер-класса. Для многих педагогов и родителей именно занятие является основной формой взаимодействия с ребенком, которой придают ведущее значение для развития дошкольника. В период самоизоляции семьи дошкольников опасались, что дети пропускают занятия и не смогут подготовиться к школе. Кроме того, подготовка и проведение съемки такое видеоролика связана с творчеством, что для многих воспитателей является основным привлекательным моментом в профессии. Создавая обучающие видео для родителей, педагоги получают возможность творческой самореализации, а также развивают профессиональные навыки, пробуя проводить объяснение и показ воображаемой аудитории, ориентируя направленность задания не только на интересы детей, но и на возможности их родителей, которые должны потом это задание выполнить вместе с дошкольником. Мы полагаем, что популярность обучающих видеороликов (занятий и мастер-классов) обусловлена отношением родителей и педагогов к занятиям как к самой важной форме деятельности ребенка, необходимой для его развития.
Несмотря на очень серьезное отношение воспитателей и родителей дошкольников к занятиям, стоит напомнить, что к основным видам детской деятельности относят игровую, изобразительную, коммуникативную, двигательную, музыкальную, познавательно-исследовательскую, восприятие художественной литературы и фольклора, а также конструирование, самообслуживание [1]. В рамках дистанционного взаимодействия ребенка и педагога (видеозаписи или онлайн-общение) может быть организована лишь предпосылка к некоторым видам детской деятельности. В своем обучающем видеоролике воспитатель может рассказать ребенку правила игры, показать приемы изготовления поделки или рисунка, прочитать отрывок литературного произведения и обсудить его. По завершении видеоролика или онлайн-занятия ребенок остается с родителями, которым нужно продолжать и поддерживать деятельность, направление которой задал педагог. Как это сделать, как оценить успешность взаимодействия с ребенком, какие условия необходимо создавать для того, чтобы он смог дома заниматься различными видами деятельности - на эти и другие вопросы воспитатель отвечает родителям посредством проведения индивидуальных онлайн-консультаций. Данная форма работы выступает логическим продолжением наиболее популярных вариантов, когда педагог присылает материалы заданий или обучающие видеоролики с показом приемов работы над заданием для того, чтобы родители выполняли их с ребенком дома. Получив от педагога задания в виде файлов для распечатывания или ролика для просмотра, родители знакомятся с ними и проводят занятие с ребенком. Для обсуждения затруднений и вопросов, возникших при подготовке или взаимодействии с дошкольником, педагог и родители проводят онлайн-консультацию. Поэтому можно считать, что третье по популярности значение в опросе данной формы работы обусловлено недостаточной информационной и педагогической подготовленностью родителей к взаимодействию с детьми и необходимостью консультационной поддержки при реализации занятий по подготовленным воспитателями материалам (видео и заданиям).
Незначительное распространение такой формы работы как дистанционные конкурсы, челленджи и флеш-мобы можно объяснить сложностью методической и технической подготовки подобных мероприятий. Они требуют интересных идей, названий, разработанных критериев, информационного сопровождения, обусловленного спецификой интернет-продвижения (количество просмотров, «лайков», репостов, комментариев и т.д.). Не все воспитатели оказались готовы осваивать новую среду проведения массовых мероприятий для родителей и детей. Кроме того, успех дистанционных конкурсов, челленджей и флеш-мобов зависит от количества участников, что сложно обеспечить из-за разнообразия средств общения. Для привлечения родителей к интернет-мероприятию необходимо их собрать на одной онлайн-площадке (сайт, чат, канал, сообщество и т.д.), что требует времени, усилий и не всегда показывает нужный результат.
Анализируя результаты опроса, отметим, что кроме предложенных вариантов ответов многие педагоги ответили, что проводят онлайн-тестирование и диагностику развития дошкольников, а также используют для работы в дистанционном режиме персональный сайт или официальный сайт детского сада, где размещают задания для дошкольников, тексты консультаций для родителей, устраивают онлайн-выставки детских рисунков, общаются с родителями посредством электронной почты.
Низкая распространенность такого варианта дистанционной работы воспитателя как проведение онлайн-занятий в прямом эфире можно объяснить сложностью подготовки занятия, необходимостью выделить время и место для работы. У многих педагогов есть свои дети младшего возраста, которые в период самоизоляции также нуждались во внимании и не всегда оставляли возможность воспитателю проводить занятия с другими детьми в прямом эфире.
Более подробный анализ затруднений воспитателей во время работы в дистанционном режиме можно сделать на основе данных ответов воспитателей на вопрос: «С какими сложностями при организации дистанционной работы вы столкнулись?» Респондентам были предложены следующие варианты ответов:
- сложно осваивать программы для видеоконференций и пользоваться компьютером;
- плохой интернет;
- нет компьютерной техники у воспитателя;
- нет компьютерной техники у родителей;
- нежелание родителей выполнять задания вместе с ребенком;
- нежелание родителей подключаться онлайн в заданное время.
Педагоги могли выбрать несколько вариантов ответа или добавить свой. Результаты представлены на рисунке (см. рис. 2).
Рис. 2. Результаты ответов воспитателей на вопрос: «С какими сложностями при организации дистанционной работы вы столкнулись?»
Анализируя ответы педагогов, можно сделать вывод, что наибольшие сложности при организации работы в дистанционном режиме у воспитателей были связаны с техническими и социальными причинами. Большинство респондентов (более 550 человек) отмечают в качестве основных сложностей плохой интернет, 512 педагогов указали на нежелание родителей выполнять задания вместе с ребенком. Первая проблема связана с покрытием сети интернет в регионе, а вторая может быть обусловлена как занятостью родителей, которым в период самоизоляции приходилось работать из дома, так и отсутствием мотивации к взаимодействию с ребенком.
Следующие по количеству ответов сложности педагогов при организации работы в дистанционном режиме связаны с отсутствием компьютерной техники у родителей (419 ответов), у воспитателей (360 ответов) и нежеланием родителей подключаться онлайн в заданное время (397 ответов). Анализируя эти данные, можно объяснить их следующими причинами:
- низкой материально-технической обеспеченностью дошкольных образовательных организаций, исходя из которой, воспитателям для работы в дистанционном режиме приходилось использовать личную компьютерную технику;
- необходимостью родителей работать в удаленном режиме, а школьников и студентов учиться дистанционно. Это привело к нехватке компьютерных устройств и невозможности обеспечить подключение дошкольников к онлайн-занятиям.
Отдельную проблему при организации работы в дистанционном формате для воспитателей составил процесс освоения программ для видео-конференц-связи, а также подготовка материалов для занятий в электронном виде. Педагогам пришлось осваивать различные способы оцифровки материалов (фотографирование, сканирование, поиск в интернете), их перевода в нужный формат, программы для съемки и монтажа видеороликов, создания презентаций и другие средства, необходимые для дистанционного взаимодействия с детьми и родителями.
Для ответа на вопрос, «Какие особенности в поведении детей на дистанционном занятии и в организации дистанционных занятий с детьми дошкольного возраста вы можете отметить?», педагогам была дана возможность развернутого письменного ответа. Большинство респондентов отмечают следующие особенности поведения дошкольника на дистанционном занятии:
- неусидчивость;
- невнимательность;
- стеснение;
- отвлекаемость;
- неуправляемость;
- быстрая утомляемость;
- отсутствие мотивации к занятию.
В отдельных случаях воспитатели указывали, что дошкольники проявляли интерес к новой форме общения, а также отмечали, что в присутствии родителей сложнее взаимодействовать с ребенком, т.к. при них он начинает больше отвлекаться. Возможно, сокращение времени дистанционного занятия, подбор увлекательных заданий и более четкая инструкция для родителей по сопровождению деятельности ребенка позволят снизить выявленные педагогами негативные проявления поведения на дистанционных занятиях.
Длительность дистанционного занятия и количество детей, участвующих в нем, зависит от вида деятельности, которая предусмотрена его целью и задачами, а также от возраста и индивидуальных особенностей детей. Занятия, связанные с общением, обсуждением или прослушиванием литературного произведения могут быть организованы посредством одновременного подключения нескольких детей. Деятельность, требующая сосредоточения и внимания ребенка будет более успешна при индивидуальном дистанционном взаимодействии. Например, конструирование или изобразительная деятельность при дистанционном присутствии нескольких детей может быть малоэффективной из-за сложностей педагога в привлечении внимания детей и организации контроля выполнения задания всеми детьми, или технических помех при одновременном общении детей онлайн (разная скорость интернета, шумы при одновременном включении микрофонов). Кроме того, при одновременном подключении нескольких дошкольников существует риск того, что они будут отвлекаться друг на друга. Это может быть положительным моментом для занятий, связанных с эмоциональным общением, речевым творчеством или движением, но послужит препятствием для организации продуктивной деятельности или усвоения новых знаний. В любом случае, педагоги не рекомендуют подключать к онлайн-занятию всю группу, считая, что дистанционные занятия лучше проводить с мини-подгруппами из 2-3 детей. Такое количество дошкольников воспитатель сможет контролировать дистанционно, не лишая детей возможности видеть друг друга и получать удовольствие от общения.
Заключительный вопрос анкеты для воспитателей был следующим: «Как еще, на ваш взгляд, можно было бы использовать дистанционный формат в дошкольном образовании?». Педагоги имели возможность дать развернутый ответ. Анализируя полученные данные, можно выделить несколько основных направлений в работе детского сада, которые указаны респондентами в качестве приемлемых для реализации в дистанционном формате.
- Работа с родителями: онлайн-тесты и опросы, родительские собрания и консультации для родителей, открытые занятия для родителей, семейные клубы для родителей.
- Работа с педагогами: мероприятия для педагогов по повышению квалификации и обмену опытом (семинары, конференции, лектории), педагогические советы и собрания рабочего коллектива.
- Работа с детьми: виртуальные экскурсии (в музей, на работу к родителям), телемост - общение дошкольников с детьми из детских садов других районов и регионов, дистанционные занятия для детей, не имеющих возможность посещать детский сад (находящиеся на больничном, маломобильные, ОВЗ, дети из отдаленных районов и др.).
Отметим, что большинство педагогов, принявших участие в анкетировании, категорически против дистанционного формата дошкольного образования. Они аргументируют свое мнение важностью личного общения педагога с детьми, вредом для здоровья (осанка, зрение, психика), который наносится электронными устройствами. Вместе с тем современный уровень развития технологий и связи позволяет облегчить реализацию некоторых направлений работы детского сада, придать им новый вектор или повысить эффективность. Не противореча санитарным нормам и здравому смыслу, мы хотим выявить те направления и формы работы воспитателя, которые могут быть реализованы с помощью электронных средств обучения или дистанционного режима, дать им теоретическое и методическое обоснование. Это важно для развития дошкольного образования на основе принятия правильных управленческих решений по применению современных технологий и электронных средств обучения дошкольников.
Литература
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изменениями и дополнениями на 2021 год. М.: Эксмо, 2021. 192 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. М.: ТЦ Сфера, 2016. 96 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 63
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 9
Скачиваний
Всего: 17
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0