Внедрение VR-технологий в профессиональную деятельность студента-криминалиста
Аннотация
В статье отражены результаты работы, представленной на Акселераторе «Цифровизация обучения 2022», проводимом компанией VR Concept. Идея проекта заключается в том, чтобы VR-технологии стали реальным способом воссоздания события противоправного деяния, запрещенного Уголовным кодексом Российской Федерации. Актуальность проекта в том, что студенты, погружаясь в виртуальную реальность, смогут лучше закрепить теоретические знания по преподаваемым дисциплинам юридического профиля. Несмотря на то, что проект в большей степени ориентирован на студентов, планирующих связать свою деятельность с криминалистикой и в целом с правоохранительной системой, универсальность данного проекта и возможность смены локаций позволит использовать его при изучении других смежных дисциплин. Тот факт, что симулятор, используемый при погружении в виртуальность, воссоздаст реальное уголовное дело, поможет студентам определиться с правильностью выбора будущей профессии, поможет понять, с какими трудностями на практике сталкиваются работники правоохранительной системы. При последующем трудоустройстве студента в правоохранительную систему такой опыт положительно отразится на результатах его профессиональной деятельности.
Общая информация
Ключевые слова: виртуальная реальность, цифровые технологии в образовании, социально-криминалистический профиль, психолого-педагогические меры, образовательное учреждение, чрезвычайные происшествия
Рубрика издания: Интеллектуальные технологии в гуманитарной сфере и образовании
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Телегина Е.Г., Савченко А.В. Внедрение VR-технологий в профессиональную деятельность студента-криминалиста // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2023): сб. статей IV Международной научно-практической конференции. 16–17 ноября 2023 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2023): Сollection of Articles of the IV International Scientific and Practical Conference. November 16–17, 2023. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. – Москва : ФГБОУ ВО МГППУ, 2023. С. 414–420.
Полный текст
Образовательное мероприятие с использованием VR-технологий было разработано в процессе обучения на Акселераторе «Цифровизация обучения 2022», проводимом компанией VR Concept и представлено на Демо дне в г. Москве 16 декабря 2022 г. Образовательное мероприятие включает в себя проведение лабораторной работы «Тактика и методика проведения следственных действий» по предмету «Криминалистика». Следует отметить, что данное мероприятие в силу того, что криминалистика во многих ВУЗах Российской Федерации не преподается на первом и втором курсе обучения, оно ориентировано на студентов третьего и четвертого курса. Лабораторная работа рассчитана на 4-х человек. Идея образовательного мероприятия предполагает проведение процессуальных и оперативных действий студентами при осмотре места происшествия, воссозданного по реальному уголовному делу. Целью работы является отработка тактики и методики проведения реального осмотра места происшествия студентами в пределах образовательного учреждения. Лабораторная работа включает в себя решение следующих задач:
- воссоздание событий места происшествия с целью последующего взаимодействия студента с ним путем изъятия и фиксации юридически значимых предметов;
- поиск юридически значимой информации, способствующей успешному расследованию уголовного дела.
Структура лабораторной работы состоит из следующих этапов:
- Приветствие. Пояснение цели проведения лабораторной работы – 2 минуты.
- Проведение инструктажа – 3 минуты.
- Приведение оборудования в рабочее состояние – 5 минут.
- Пояснение относительно работы VR-оборудования – 3 минуты.
- Этап VR-проекта (включая два перерыва по 10 минут) – 50 минут.
- Составление отчета о проделанной работе. Рефлексия – 10 минут.
Следует отметить, что проведение данной лабораторной работы решает ряд важнейших проблем в образовательной деятельности.
Во-первых, в настоящее время отсутствует возможность практиковать проведение следственных и оперативных действий, основанных на реальных уголовных делах, в пределах образовательного учреждения. Во-вторых, использование VR позволит погрузить студента в реальную обстановку места происшествия. В-третьих, VR-проект – возможность на практике получить бесценный опыт, который поможет для дальнейшего трудоустройства. В-четвертых, использование иностранных образовательных платформ запрещено военными ВУЗами Российской Федерации. Так как VR оборудование компании VR-concept является полностью отечественной разработкой – он станет доступен для курсантов военных ВУЗов. (VR Concept – разработчик приложения виртуального прототипирования для коллективной работы с цифровыми двойниками в виртуальной реальности. До создания компании, основатели работали в VR-интеграторе VE Group, где реализовывали проекты по внедрению систем виртуальной реальности в различных промышленных компаниях и образовательных учреждениях. В 2018 году компания VR Concept заняла 3 место в акселераторе GenerationS, а продукт был включен в дорожную карту «Цифровой экономики»). В-пятых, данный проект можно заменить реальным опытом с использованием макетов, которые, как правило, во многих ВУЗах имеются, однако воссоздать реальное уголовное дело при таких условиях не представляется возможным [3].
Данный VR-проект направлен на решение следующих задач:
- обеспечение высокой эффективности в обучении студентов, планирующих связать свою дальнейшую деятельность с правоохранительной системой;
- контроль уровня знаний студентов в режиме реального времени на любом этапе выполнения задания;
- моделирование различных мест происшествия в рамках образовательного учреждения, в том числе с заданиями различного уровня сложности;
- обеспечение высокого уровня вовлеченности студентов в занятия подобного рода, в том числе путем геймификации.
Итак, последовательность выполнения действий студента будет выглядеть следующим образом:
Локация № 1 (рис. 1).
Рис. 1. Обзор места происшествия локации № 1.
- Студент проводит осмотр места происшествия, обращая особое внимание на положение тела девушки.
- Рядом с телом девушки необходимо найти предмет, подлежащий изъятию и имеющий важное значение для расследования данного уголовного дела.
- Студент изымает данный предмет и формулирует предположение относительно наличия криминального характера в произошедшем.
Локация № 2 (рис. 2).
Рис. 2. Обзор места происшествия локации № 2.
- Студент проводит осмотр места происшествия, обращая особое внимание на обстановку комнаты девушки, делает предположение относительно событий, предшествующих смерти девушки.
- Следующим этапом студент определяет перечень важных для расследования предметов, проводит их изъятие и фиксацию.
- Студент выдвигает окончательную версию случившегося [1].
Обращаем внимание на универсальность данного проекта, поскольку он может применяться и для проведения других юридических дисциплин, например, «Уголовное право» (проект позволит определить квалификацию совершенного деяния), «Уголовно-процессуальное право» (определение порядка проведения следственных действий), «Криминология» (составление типологии личности преступника и жертвы преступления, определение механизма индивидуального преступного поведения), «Юридическая психология» (оценка психологического состояния обучающихся/курсантов, проходящих виртуальный осмотр места происшествия, оценка степени их внимательности и собранности). Кроме того, предполагается возможность беспрепятственного внесения преподавателями, ведущими иные вышеперечисленные дисциплины, изменений в проект (добавление других 3D-объектов или изменение действующих) в соответствии с преподаваемой дисциплиной. Важно отметить и то, что данный проект будет экономически целесообразен для внедрения в ВУЗы России.
Во-первых, речь идет о том, что на макетах и техническом оборудовании криминалиста можно сэкономить, ведь оно постоянно совершенствуется и имеет свойство быстро приходить в негодность (табл.).
Таблица преимущества внедрения VR в образование
VR оборудование |
Криминалистическое оборудование |
800 000 тыс. руб. |
500 000 тыс. руб. (необходимо как минимум раз в два года обновлять) |
Выгода: |
|
|
Во-вторых, использование данного проекта позволит освободить от нагрузки преподавателей других дисциплин (криминология, уголовное право и т.д.), что, в свою очередь, приведет к экономии финансовых средств образовательного учреждения на выплату заработной платы освобожденным преподавателям. Сэкономленные средства целесообразно направить на дальнейшую цифровизацию ВУЗа [2]. Безусловно, данный тезис, заслуживает тщательного изучения на практике, на наш взгляд, целесообразно внедрить данное предложение в ряд вузов как пилотные проекты.
В-третьих, обучение в виртуальной реальности обеспечивает (данные представлены VR-concept, находятся в открытых источниках):
- вовлеченность в образовательный процесс – скорость усвоения материала до 10 раз быстрее;
- получение реальных навыков – эффективную отработку полученных знаний на практике без риска для оборудования и жизни;
- коллективное и дистанционное обучение, которое не следует исключать в современных условиях жизнедеятельности общества (например, в условиях пандемии или в целом, учитывая технологическое развитие мирового сообщества, Россия не может оставаться в стороне);
- запоминаемость до 90%.
Также следует отметить, что улучшаются и иные навыки: пространственное мышление; командная работа; 3D-моделирование; знакомство с инженерным проектированием (CAD/PLM); знакомство с понятием цифровой двойник и т.д.
Кроме того, применение данной технологии может выходить за рамки образовательного процесса и найти свое применение в деятельности работников правоохранительной системы (не только для курсов повышения квалификации, но и для повседневной работы). Например, для проведения следственного эксперимента, как показывает практика, зачастую отсутствуют необходимые для этого условия и обстановка, что можно восполнить путем погружения в виртуальную реальность, отследив действия предполагаемого виновного лица и сопоставить их с данными, которые человек изложил в ходе допроса.
Литература
- Богодель Е.А. Эффективность использования VR/AR-технологий как метод геймификации образования // 79-я научная конференция студентов и аспирантов БГУ. Минск. 2023. С. 587-590.
- Денисенко Е.С. Применение цифровых технологий в криминалистике // Вестник науки. 2023. № 5. С. 398-404.
- Танаева З.Р. Интерактивные симуляторы и виртуальные тренажеры в системе электронных средств обучения будущих сотрудников правоохранительных органов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2020. № 1. С. 13-18.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 88
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 10
Скачиваний
Всего: 21
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0