Важность развития мягких навыков у студентов технических вузов
Аннотация
В современном цифровом обществе, характеризующемся стремительным технологическим развитием, технические вузы играют важную роль в подготовке специалистов, способных эффективно справляться с вызовами современной индустрии. Однако помимо технических навыков, развитие мягких навыков среди студентов приобретает критическую важность. Данная статья рассматривает важность развития мягких навыков у студентов технических вузов в контексте цифрового общества. Мягкие навыки, такие как коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность становятся неотъемлемой частью профессиональной подготовки студентов. В статье подчеркивается необходимость баланса между техническими навыками и мягкими навыками. Также рассматривается влияние цифровой трансформации на изменение спроса на рынке труда, где помимо технических знаний все более ценятся способности к адаптации, креативному решению проблем и эффективному взаимодействию в команде. В заключение, статья подчеркивает необходимость интеграции обучения мягким навыкам в технических вузах для подготовки квалифицированных специалистов, способных успешно преодолевать вызовы современного общества.
Общая информация
Ключевые слова: мягкие навыки, технический вуз, цифровое общество, коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность
Рубрика издания: Психолого-педагогические аспекты обучения в цифровой образовательной среде и вопросы цифровой дидактики
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Закирова М.Р. Важность развития мягких навыков у студентов технических вузов // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2023): сб. статей IV Международной научно-практической конференции. 16–17 ноября 2023 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2023): Сollection of Articles of the IV International Scientific and Practical Conference. November 16–17, 2023. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. – Москва : ФГБОУ ВО МГППУ, 2023. С. 710–721.
Полный текст
Введение
В современном мире, насыщенном технологическими инновациями и цифровой трансформацией, технические вузы занимают важное положение в подготовке будущих специалистов. Однако, узкая специализация и акцент на технических знаниях уже не гарантируют успеха на рынке труда. В силу этого, важность развития мягких навыков у студентов технических вузов в контексте цифрового общества становится все более очевидной.
Для того чтобы быть востребованным специалистом на рынке труда в современном мире, одних только профессиональных навыков hardskills не достаточно. В условиях бурного развития информационных и цифровых технологий, автоматизации труда, для обеспечения конкурентоспособности и успешной адаптации к изменяющимся требованиям рынка, активное развитие мягких навыков (soft skills) становится жизненно важным фактором.
Целью данной статьи является выявление важности развития мягких навыков у студентов технических вузов. Данное исследование направлено на достижение следующих задач:
- определить какие мягкие навыки сегодня приобретают особую важность для студентов технических вузов в условиях цифрового общества.
- оценить степень развития мягких навыков среди выпускников технического вуза.
Обзор литературы
Понятие мягких навыков
Не существует единого определения мягких навыков и согласованного набора мягких навыков. Мягкие навыки как предмет исследования изучался со стороны многих ученых. Различные подходы к определению и пониманию этого понятия объясняются индивидуальными особенностями восприятия и интересами исследователей. Важно отметить, что существующие определения мягких навыков имеют между собой частичные пересечения и взаимосвязи, иногда даже переплетаясь. Это подчеркивает сложность и многогранность данного предмета исследования, подчеркивая необходимость более глубокого анализа и понимания роли мягких навыков в современном обществе. Так, например, Оксфордский словарь определяет мягкие навыки как «личные качества, которые позволяют человеку эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми» [18].
В работе [9] авторы провели исследование, в ходе которого проанализировали работы как российских, так и зарубежных авторов по межличностным навыкам (Soft Skills) с целью создания универсальной классификации этих навыков, применимой в российских университетах. Исследование включало в себя анализ литературы, выявление ключевых аспектов темы, сопоставление существующих классификаций и конструирование универсальной классификации межличностных навыков, с целью улучшения их развития и интеграции в учебный процесс.
М.Л. Маттесон и др. в работе «Soft skills: A phrase in search of meaning» определили мягкие навыки как «внутри- и межличностные (социально-эмоциональные) навыки», необходимые для личного развития, социального участия и успеха на рабочем месте [12].
Мягкие навыки не являются навыками или способностями в традиционном смысле, а скорее представляют собой комбинацию навыков межличностного общения и личных качеств. В исследовании [13] определены 10 основных мягких навыков, которые воспринимаются руководителями бизнеса как наиболее важные, так, например, выделены такие навыки как, коммуникабельность, социальные навыки, позитивный настрой, гибкость, работа в команде.
В работе [14] проведен мини-обзор литературы по мягким навыкам. В исследовании [8] раскрыта креативная компетенция студентов в как психолого-педагогическая проблема.
Таким образом, мягкие навыки (soft skills) играют важную роль в способности человека эффективно взаимодействовать с другими людьми, адаптироваться к новым ситуациям, проявлять творческое мышление и решать проблемы. Жесткие навыки (hard skills) мы можем легко наблюдать, измерять и продемонстрировать, поскольку они связаны с конкретными знаниями и умениями, которые можно оценить и проверить. Хард скилы необходимы для того, чтобы эффективно заниматься определенным видом деятельности. Однако, мягкие навыки часто являются неочевидно измеряемыми. В отличие от хард скилов, которые можно оценить на основе конкретных показателей или достижений, мягкие навыки связаны с нашим поведением, отношениями и эмоциональными аспектами. Мягкие навыки необходимы в любом виде деятельности. Независимо от того, в какой области мы работаем или какую роль играем. Таким образом, жесткие и мягкие навыки взаимодополняют друг друга и вместе способствуют профессиональному и личностному развитию.
Важность развития мягких навыков у студентов технических вузов
В исследовании Вагаева О.А. [2] проводит анализ понятия «мягкие навыки» и их значимости на рынке труда. Также авторами отмечается, что тайм-менеджмент, лидерство, навыки коммуникации и публичного выступления играют важную роль в успешной карьере и дополняют профессиональные навыки.
Обучение мягким навыкам (soft skills) является важным инструментом для будущих достижений в сфере высшего образования. Мягкие навыки представляют собой навыки личной и социальной природы, которые помогают студентам успешно учиться, общаться и преуспевать в карьере. Именно поэтому они играют такую важную роль в контексте высшего образования. [10].
Также стоит выделить исследование Гарвардского университета, Фонда Карнеги и Стэнфордского исследовательского центра, проведенное в 1918 году. В нем отмечается, что 85% успеха в работе зависит от хорошо развитых социальных навыков и навыков работы с людьми, в то время, как только 15% успеха связано с техническими навыками и знаниями (жестких навыков) [11].
В документах World Economic Forum [17], Center for Curriculum Redesign [15], Partnership for 21st Century Skills [16] подчеркивается важность мягких навыков в образовании.
В отчете Всемирного экономического форума «Будущее рабочих мест», которое исследует влияние технологических изменений, автоматизации и цифровизации на рабочие места, в 2023 году в первую пятерку самых важных профессиональных навыков по версии Всемирного экономического форума вошли гибкие навыки [17]. В десятке есть только один шестой пункт, связанный с технологиями – технологическая грамотность. Это указывает на растущую значимость мягких навыков, связанных с творческим мышлением, способностью эффективно общаться, анализировать информацию и др.
Обзор данных исследований подтверждают важность развития мягких навыков для успешной карьеры и достижения успеха в рабочей среде. Результаты, представленные в выше описанных исследований, подчеркивают необходимость баланса между развитием жестких и мягких навыков, чтобы студенты технических вузов могли эффективно взаимодействовать с окружающим миром и преуспеть на рынке труда.
Методология
В период с 2022-2023 учебного года в Ташкентском университете информационных технологий имени Мухаммада ал-Хоразмий был проведен опрос 58 студентов четвертого курса, обучающихся по направлению специальности «Профессиональное образование в сфере ИКТ». Исследование было направлено на выяснение следующих вопросов:
- известна ли студентам сущность термина «Soft skills»;
- какие именно компетенции и качества личности, по мнению студентов, являются важными для карьерного роста;
- как студенты самооценивают степень развития рассматриваемых компетенций и качеств личности.
Анкетирование было проведено на основе Google Forms. Респондентами явились студенты выпускающих курсов направления специальности «Профессиональное образование в сфере ИКТ». Выборка составила 58 выпускника четвертого курса.
Дискуссия и результаты
С целью изучения отношения студентов направления специальности «Профессиональное образование в сфере ИКТ» к актуальности развития мягких навыков был проведен опрос. Опрос проводился с использованием разработанной анкеты на основе GoogleForm с заранее сформулированными вопросами. В нем приняли участие 58 студента Ташкентского университета информационных технологий имени Мухаммада ал-Хоразмий, обучающихся по направлению специальности «Профессиональное образование в сфере. Анкета содержит 5 вопросов, направленных на выяснение сущности мягких навыков среди студентов, их восприятия важности и самооценки развития этих навыков.
По одной группе вопросов (1,2) исследуется мнение студентов о значимости мягких навыков и их восприятии важности в технической сфере.
Первый вопрос направлен на определение степени знакомства студентов с понятием мягкие навыки и их понимание этого термина.
Рис.1. Статистика по первому вопросу
Анализ представленных ответов показал (рис. 1), что:
- 34,48% студентов хорошо понимают, что такое мягкие навыки и осознают их структуру
- Большинство имеют базовое представление о мягких навыках, но хотят получить более подробные объяснения (48,28%).
- 17,24% опрашиваемых не знакомы с термином Soft skills и нуждаются в полном объяснении, включая ценность и применение мягких навыков.
Следующий вопрос (2) помогает выяснить, какие именно мягкие навыки считаются студентами наиболее важными для успешной карьеры в технической сфере. Ответы на этот вопрос (рис. 2) позволили оценить, насколько студенты ценят и осознают важность развития мягких навыков. По мнению студентов, наиболее значимыми для продвижения по служебной лестнице являются умение работать в команде (89,66%), критическое мышление (82,76%), креативность (82,76%), коммуникабельность (75,86%), обучаемость и готовность к саморазвитию (62,07%). Существенно недооценены студентами лидерские компетенции (25,86%), управление временем (34,48%).
Рис.2. Статистика по второму вопросу
Третий вопрос анкеты направлен на оценку студентами своего собственного уровня развития мягких навыков. Студентам было предложено провести самооценку анализируемых компетенций и соответствующих качеств личности. Самооценка проводилась по пятибалльной шкале. Оценке пять соответствовал максимальный уровень развития компетенции, оценке один – минимальный. Высокие оценки (четыре и пять) получили следующие мягкие навыки: умение учиться новому, который был отмечен 86% опрошенных, а также адаптивность и умение работать в команде, которые получили 67% положительных оценок (табл. 1). Важно отметить, что никто из опрашиваемых не дал оценку 5 своей способности нестандартно подходить к решению задач, при этом только 36% студентов оценили этот навык на 4, в то время как остальные 64% поставили себе более низкие оценки. Кроме того, студенты дали низкую самооценку своей коммуникабельности.
Таблица 1. оценки текущего уровня развития компетенций и личностных качеств
с использованием 5-балльной шкалы, где 1 означает очень низкий уровень, 5 – очень высокий уровень
Оценка |
Умение учиться новому |
Критическое мышление |
Работа в команде |
Креативность |
Адаптивность |
Коммуникабельность |
||||||
5 |
37 |
64% |
5 |
9% |
17 |
29% |
0 |
0% |
15 |
26% |
2 |
3% |
4 |
13 |
22% |
15 |
26% |
22 |
38% |
21 |
36% |
24 |
41% |
18 |
31% |
3 |
8 |
14% |
21 |
36% |
14 |
24% |
17 |
29% |
15 |
26% |
23 |
40% |
2 |
0 |
0% |
8 |
14% |
5 |
9% |
16 |
28% |
4 |
7% |
14 |
24% |
1 |
0 |
0% |
9 |
16% |
0 |
0% |
4 |
7% |
0 |
0% |
1 |
2% |
Многие студенты осознают, что у них недостаточно развиты такие навыки, критическое мышление, коммуникация и креативность, и они понимают, что важность компетенций мягких навыков в совокупности с профессиональными навыками способствует эффективному профессиональному росту и успешному взаимодействию с коллегами.
Четвертый и пятый вопросы позволяют понять (рис. 3 и 4), как студенты работают над своими мягкими навыками и какие изменения в учебных программах они считают необходимыми.
Рис.3. Статистика по четвертому вопросу
Студенты указали различные методы и средства для улучшения и развития своих мягких навыков, включая учебные курсы и тренинги. Это свидетельствует о готовности студентов активно работать над своими навыками. Множество студентов считает (96,55%), что их учебные программы в вузе должны включать более активное обучение мягким навыкам.
Рис.4. Статистика по пятому вопросу
В Ташкентском университете информационных технологий (ТУИТ) мягкие навыки формируются в рамках учебных дисциплин с использованием специальных педагогических методов, ориентированных на развитие навыков командной работы, практических навыков публичных выступлений и аналитических способностей через активное участие в учебно-исследовательской деятельности.
Дискуссия
Проведенное онлайн-анкетирование среди студентов направления специальности «Профессиональное образование в сфере ИКТ» в отношении актуальности развития мягких навыков позволило сделать следующие важные выводы:
- Среди студентов существует разнообразный уровень знания и понимания мягких навыков. Некоторые студенты полностью осознают суть и структуру мягких навыков, но есть и те, кто лишь частично знаком с этим понятием или совсем не знает о нем.
- Опрос позволил выявить, какие мягкие навыки студенты считают наиболее важными для успешной карьеры в технической сфере. Эти навыки включают креативность, критическое мышление, работа в команде, коммуникабельность. Эти результаты позволят адаптировать учебные программы обучения.
- Опрос свидетельствует о готовности студентов активно работать над своими навыками, и таким образом, техническим вузам необходимо усилить фокус на развитии не только технических навыков, но и мягких навыков в рамках учебных программ.
Эти выводы послужат основой для разработки более целенаправленных программ и мероприятий по развитию мягких навыков среди студентов технических вузов.
Заключение
Исследование, проведенное в рамках данной статьи, подтвердило важность развития мягких навыков в контексте преподавания дисциплин в технических вузах. Эти навыки имеют решающее значение не только для студентов, но и для их будущей профессиональной деятельности. Мы убедились, что в эпоху цифровой экономики и общества, где процессы все больше автоматизируются и переносятся в онлайн-среду, развитие мягких навыков становится ключевым фактором успешной адаптации и профессионального роста.
Мягкие навыки, такие как коммуникация, сотрудничество, критическое мышление и креативность, оказываются востребованными в сферах, где человеческое вмешательство и принятие решений остаются необходимыми. Чем глубже технологии интегрируются в нашу жизнь и выполняют рутинные задачи, тем более ценными становятся люди, обладающие развитыми мягкими навыками. Мягкие навыки не только дополняют технические знания, но и помогают людям достигать лучших результатов в работе и личной жизни.
Важно подчеркнуть, что интеграция обучения мягким навыкам в учебные планы технических вузов не только укрепляет профессиональную подготовку студентов, но и обеспечивает им конкурентное преимущество на рынке труда. Студенты, обладающие как техническими, так и мягкими навыками, готовы эффективно взаимодействовать с современными технологиями и принимать активное участие в цифровом обществе.
Таким образом, мягкие навыки играют ключевую роль в успешной адаптации и профессиональном развитии студентов технических вузов в эпоху цифровой революции. Они представляют собой ценное дополнение к техническим компетенциям и остаются неотъемлемой частью успеха как в рабочей среде, так и в личной жизни.
Литература
- Адинаев Ш.Ш., Закирова М.Р. Организация самостоятельной работы студентов в среде информационно-коммуникационных технологий // Казанский педагогический журнал. 2010. №. 4. С. 145-150.
- Вагаева О.А., Галимуллина Н.М. Формирование «мягких навыков» как фактор конкурентоспособности будущих специалистов // ЦИТИСЭ. 2023. № 2(36). С. 345-357. DOI: 10.15350/2409-7616.2023.2.30.
- Ермаков Д.С., Амантай Ж.А. Модель мягких навыков. Современное образование и soft skills // Образовательная политика. 2021. № 4(88). С. 42-51. DOI 10.22394/2078-838X-2022-1-42-50.
- Закирова М.Р. Важность дисциплины «креативное образование» при формировании креативной компетентности будущих инженер-педагогов //QO ‘QON UNIVERSITETI XABARNOMASI. 2023. С. 395-397.
- Закирова М.Р. Развитие исследовательских навыков студентов высших учебных заведений // Engineering problems and innovations. 2023.
- Закирова М.Р. Применение цифровых технологий в образовательном процессе в высших учебных заведениях // International Journal of Contemporary Scientific and Technical Research. 2022. С. 183-186.
- Закирова М.Р. Ментальные карты как средство развития креативности студентов высших учебных заведений // Редакционная коллегия. 2022. С. 39.
- Закирова М.Р., Абдурахманов З.Б., Тухташев У.Ф. Креативная компетенция студентов педагогических вузов как психолого-педагогическая проблема // Научные исследования высшей школы: сборник статей III Международной научно-практической конференции, Пенза, 05 мая 2020 года. Пенза: Наука и Просвещение, 2020. С. 138-140.
- Раицкая Л.К., Тихонова Е.В. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2018. № 3. С. 350-363. DOI: 10.22363/2313-1683-2018-15-3-350-363
- Atolagbe S., Yan B. Soft Skills Training: A Significant Tool for Future Achievement in Higher Education // Journal of Educational Theory and Management. 2022. No 6(1). P. 63-72. DOI:10.26549/jetm.v6i1.11376.
- Mann C.R. A Study of Engineering Education. Bulletin Number Eleven. New York City, 1918. 139 p.
- Matteson M.L., Anderson L., Boyden C. Soft skills: A phrase in search of meaning //portal: Libraries and the Academy. 2016. Vol. 16, No. 1. P. 71-88. DOI: 10.1353/pla.2016.0009
- Robles M.M. Executive perceptions of the top 10 soft skills needed in today’s workplace // Business communication quarterly. 2012. Т. 75. №. 4. С. 453-465.
- Touloumakos A.K. Expanded yet restricted: A mini review of the soft skills literature // Frontiers in psychology. 2020. Vol. 11. SN 1664-1078. DOI:10.3389/fpsyg.2020.02207.
- Center for Curriculum Redesign https://curriculumredesign.org/wp-content/uploads/CCRFoundationalPaper-rev2-Oct.-2020.pdf
- Partnership for 21st Century Skills https://www.marietta.edu/sites/default/files/documents/21st_century_skills_standards_book_2.pdf
- World Economic Forum https://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs_2023.pdf
- https://www.oxfordreference.com/display/10.1093/oi/authority.20110803100516309
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 266
В прошлом месяце: 35
В текущем месяце: 23
Скачиваний
Всего: 141
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 4