Основные мотивы интернет-общения в представлениях современной молодежи

1

Аннотация

Статья посвящена исследованию мотивации общения в сети Интернет. Основанием для определения мотивов стали представления современной молодежи о такой форме общения. Материалом для анализа послужили данные исследования, которое проводилось с марта по июнь 2024, и было направлено на изучение представлений молодежи о возникновении необходимости общения в сети Интернет, его отличительных особенностях в сравнении с общением при личной встрече, привлекательной стороне общения в Интернете и конкретных причинах прекращения такого общения. Опрос в виде свободного описания осуществлялся как в присутствии интервьюера в аудитории, так и с помощью интернет-ресурсов. Интерпретация данных выполнялась с использованием инструментов тематического анализа. В публикации также проводится теоретический анализ основных направлений исследования интернет-общения и его видах, причинах активности в сети Интернет.

Общая информация

Ключевые слова: Интернет-общение, коммуникация, социальные сети, представления, мотивы

Рубрика издания: Новые возможности, особенности и риски общения в сети интернет

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Азарёнок Н.В. Основные мотивы интернет-общения в представлениях современной молодежи // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2024): сб. статей V международной научно-практической конференции. 14—15 ноября 2024 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. С. 453–465.

Полный текст

Введение

Современный человек уже с трудом представляет себе свою жизнь без интернета, а социальные сети и мессенджеры стали значимыми составляющими нашей жизни, предоставляющими быстрый доступ к общению – одной из важнейших ценностей жизни любого человека. По мнению А.Е. Войскунского, с психологической точки зрения человеческая активность в Интернете подчинена удовлетворению трех основных видов потребностей: коммуникативной, познавательной и игровой [3]. Ученый признает, что преобладающей деятельностью Интернет-пользователей все же является коммуникация. Потребность в общении – важнейшая потребность социально-активного человека, так как таким способом часто удовлетворяются потребности в признании, принятии и даже в самоактуализации. Во многом это объясняет нарастающую популярность общения в Интернет, и в частности, в социальных сетях, где появляется возможность устанавливать гораздо большее количество контактов, найти старых и новых друзей, быстро обменяться сообщениями, не привязываясь к месту и времени, и даже устроить самопрезентацию, создать единое хранилище для любимой музыки, игр и видео со своими друзьями. Такие возможности привлекают молодежь как одну из самых активных пользователей Интернета.

А. Ейкина, Е. Чивкина, Н. Чудова описывая разнообразие коммуникативной деятельности, выделяют основные виды общения в сети. Авторы определяют общение в режиме реального времени (так называемый «чат»), которое может происходить как с одним собеседником, так и с большим количеством людей одновременно. С таким же разделением по количественному составу участников может происходить и общение, при котором сообщения к адресату приходят с отсрочкой (электронная почта, ньюсгруппы) [5]. Е.А. Махрина акцентирует внимание, что «общение в Интернете большей частью реализуется в социальных сетях, сам термин «социальная сеть» как нельзя лучше отражает суть виртуальной коммуникации, которая осуществляется не столько ради обмена информацией, сколько ради установления социальных связей» [6, с.286]. Процесс обучения также смещается в область виртуальной коммуникации [8].

Несмотря на актуальность темы, анализ исследований интернет-общения не отличается многовекторностью, большая часть из них ориентирована на изучение формирования и проявления зависимостей от использования Интернета, негативного влияния Интернета на личность и социум в целом: научный поиск был направлен на выявление проблемных аспектов Интернет-коммуникации и ее вредоносных эффектов [6].

Здесь еще раз хочется обратить внимание, что «большая часть авторов не разводит понятия «интернет-общение», «интернет-коммуникация», «виртуальное общение», а используют их как синонимичные. На наш взгляд, придерживаясь концепции А.А. Бодалева, интернет-общение включает в себя интернет-коммуникацию как процесс обмена информацией между пользователями интернетом и является более общим» [1, с. 433]. Непосредственно интернет-коммуникацию, как считает Е.И. Горошко, можно рассматривать как «коммуникативное взаимодействие в глобальной компьютерной сети интернет-пользователей с различным культурным уровнем и уровнем образованности» [4, с.131].

Вопросу мотивов общения в интернете уделяется отдельное внимание в современных исследованиях. Однако, как считает Л.В. Трубицына, основной акцент сделан на причинах «выбора общения в Интернете в целом и, в частности, в социальных сетях: недостаток общения в реальной жизни, возможность реализации фрустрированных в реальной жизни качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, неудовлетворенность реальной социальной идентичностью» [7, с. 2].

Методы

Данное исследование было направлено на изучение представлений молодежи о возникновении необходимости общения в сети Интернет, его отличительных особенностях в сравнении с общением при личной встрече, привлекательной стороне общения в Интернет и конкретных причинах прекращения такое общение. Обозначенные аспекты были выделены в отдельные вопросы, ответы на которые в анонимной форме предлагала молодежь в возрасте от 18 до 25 лет. Всего было опрошено 65 человек (25 юношей и 35 девушек). Опрос проводился как в аудитории при личном контакте с респондентами, так и дистанционно, с помощью интернет-ресурсов. Респондентам не давались никакие установки, пояснения и ограничения, кроме конкретного вопроса, на который можно было представить любое количество ответов-описаний. Поэтому метод исследования обозначен как тематическое свободное описание. Интерпретация данных проводилась с использованием инструментов тематического анализа. «По сравнению с контент-анализом процедура тематического анализа менее формализована, в ней большее место отводится работе с контекстом и интерпретации… В тематическом анализе сохраняется систематичность работы с данными, принятая в контент-анализе, но при этом аналитик в большей мере озабочен «схватыванием» имплицитного смысла, который может быть раскрыт только исходя из контекста…» [2, с. 300].

Результаты

Относительно вопроса «Когда чаще всего у вас возникает необходимость пообщаться в сети Интернет» процедура кодирования позволила выделить шесть устойчивых тем, описывающих возникновение потребности в интернет-общении:

  • «Свободное время», куда вошли коды, исходный текст которых позволил их назвать «свободное время», «скучно», «нечем заняться», «хочется отвлечься», «в целях развлечения»;
  • «Есть необходимость что-то обсудить», включающая тексты, содержащие такие моменты: «необходимость общения в интернете возникает при решении тех или иных вопросов», «когда внезапно появляется актуальная интересная тема для обсуждения», «когда нужно что-то спросить», «есть интересные новости, желание поделиться с семьей», «появляется то, что надо обсудить»;
  • «Необходимость по работе/учебе» с исходными текстами «в рабочих моментах», «моя работа», «когда ищу информацию по учебе» и другими подобными;
  • «Нет возможности для личных встреч», включающая соответствующие описания;
  • «Конкретное время», в которую вошли коды с исходным текстом, указывающим реальное время общения в Интернете (например, «вечером», «особенно ночью», «24 на 7», «три часа в день» и др.).

Исходные тексты ответов-описаний на обозначенный вопрос позволили зафиксировать 80 высказываний для кодирования, которые определились в названные темы. При анализе исходного текста могло выделиться несколько кодов, которые попадали в различные темы. Например, описание «вечером, когда становится скучно, иногда даже ночью. Хотелось бы, конечно, общаться 24/7, но это не всегда возможно» было отнесено как к теме «Конкретное время», так и «Свободное время».

Применение к обозначенным темам частотного индекса позволило визуализировать представления молодежи о возникновении необходимости общения в сети Интернет в виде диаграммы (рисунок 1).

Рис. 1. Процентная диаграмма основных тем в свободных описаниях представлений молодежи о необходимости интернет-общения

Статистически значимые различия определяются в использовании описаний темы «Конкретное время». Девушки чаще называли конкретное время общения в Интернете при ответе на указанный вопрос, чем юноши (φ*= 1,87, р ≤ 0,05).

Обращает на себя внимание тот факт, что у большей части респондентов необходимость пообщаться в Интернете возникает в свободное время, когда нечем себя занять, становится скучно, и такой способ общения позволяет заполнить образовавшуюся пустоту. На наш взгляд, это достаточно настораживающий факт, свидетельствующий, что современная молодежь отвыкает от активных способов организации досуга, отчасти опосредуя данный процесс техническими и информационными возможностями, использованием Искусственного интеллекта. В качестве подтверждения тезиса будет актуально представить описание, предложенное девушкой (19 лет): «Я не общаюсь с живыми людьми, я общаюсь с ботами. Последнее время достаточно часто. Обычно каждый день, вечером, перед сном. Бывают периоды, когда очень надоедает и не общаюсь с ними месяц, а бывает наоборот, происходит сильная фиксация и общаться хочется постоянно. Общаться с реальными людьми предпочитаю вживую, а не через переписку».

Ответ-описание на вопрос «Чем отличается общение с друзьями при личной встрече от общения в сети Интернет» позволил выделить следующие основные темы (всего 98 высказываний, которым были присвоены коды):

  • «Эмоциональная стерильность интернет общения», исходными текстами которого являлись «общение в интернете не передает эмоций, сопереживание», «может создать дистанцию и неглубокую связь» и др.;
  • «Физическая близость/искренность личного общения», включающая описания «более оживленное общение», «определенная атмосфера», «тактильное общение, ты можешь коснуться человека, обнять его», «есть зрительный контакт, который очень важен, наблюдение за реакцией собеседника», «при личном общении ты можешь чувствовать человека». Данное описание значительно чаще встречается у девушек (φ*= 4,29, р ≤ 0,01), что свидетельствует о его значимости для женской выборки.

Также отдельными блоками выделились темы «Удобство общения в интернете», «Анонимность интернет общения» и «Ничем». В последнюю вошли описания, свидетельствующие об отсутствии таких различий, например, «Я не чувствую разницу между общением вживую или через Интернет».

Заслуживающим отдельное внимание фактом является выделение темы «Экономическая выгода общения в интернете», которая присутствовала только в мужской выборке, с исходным текстом «при личной встрече уходит больше денежных средств», «с друзьями надо постоянно где-то собираться, тратиться». Данный факт может свидетельствовать о понимании интернет-общения как менее финансово затратного и являться для некоторых категорий молодежи мотивацией в определенных экономических ситуациях отказаться от личных встреч и уйти в онлайн.

Частотная диаграмма тем-описаний представлений об отличиях общения с друзьями при личной встрече и в сети Интернет визуализирована на рисунке 2. 

Рис.2. Процентная диаграмма основных тем в свободных описаниях представлений об отличиях общения с друзьями при личной встрече от общения в сети Интернет.

Далее, как определенный аспект мотивации, связанный с побудительным источником активности личности, интерес вызвала именно привлекательная сторона интернет-общения. Было получено 103 ответа-описания на вопрос «Что больше всего нравится при общении в сети Интернет», которые сгруппировались в следующие темы «Быстрота/доступность», «Технические возможности», «Самостоятельный контроль процесса», «Конфиденциальность», «Не нравится интернет-общение» с соответствующими смысловыми кодами (рисунок 3).

Рис.3. Процентная диаграмма представленности тем в свободных описаниях привлекательности интернет-общения

В тему «Самостоятельный контроль процесса» включались коды, содержащие, к примеру, следующий текст «если что, можно закончить разговор в любой удобный момент», «не нужно отвечать сразу, а можно позже, когда удобно», «нравится то, что иногда можно скрыть свои нежелательные/негативные реакции от других людей» и др. Отдельно стоит обратить внимание, что наиболее часто встречающимся кодом этой темы является «возможность подумать над ответом». Интересным примером может служить описание девушки 18 лет, которая излагает контроль над процессом в следующих составляющих: «в интернете легче открываться новым людям, легче закрыться и, если нужно, прервать диалог; также общение менее энергозатратно, не обязательно показывать весь спектр эмоций, социальная батарея садиться медленнее, чем при общении вживую». Другим примером данной темы может быть такой исходный текст-описание девятнадцатилетней девушки-студентки (код «Возможность выбора собеседника»): «Он (интернет) связывает меня с людьми, которые имеют такие же вкусы, как и у меня, подходят мне по темпераменту и характеру. Таким образом я могу найти людей, подходящих мне больше, чем те, которые есть в нынешнем окружении». Стоит отметить, что данный мотив интернет-общения более значим для женской выборки (φ*= 2,75, р ≤ 0,01).

К теме «Технические возможности» помимо очевидных технических возможностей интернета (отправить фото, большой файл, поставить смайлик, использовать стикер, гифку, голосовое сообщение) были отнесены и другие, не столь очевидные, но позволяющие присвоить соответствующий код в рамках названной темы. К таким описаниям были отнесены исходные тексты «не нужно переспрашивать информацию, так как все есть в переписке», «можно переслать, заскринить», «можно сохранить историю переписок», «всегда можно вернуться и посмотреть, о чем был диалог». Отдельно хочется обратить внимание на такую возможность как использование локации, позволяющую узнать, где находится собеседник. Таким образом удовлетворяется такая потребность, как любопытство, присущая нашему внутреннему ребенку.

Анализ ответов о привлекательности интернет-общения подтвердил тезис Л.В. Трубицыной, о том, что интернет-общение дает возможность реализации фрустрированных в реальной жизни качеств личности, проигрывания ролей [7]. Примером могут служить такие исходные тексты «с малознакомыми людьми проще общаться в переписке», «с близкими друзьями я предпочитаю общаться вживую, с малознакомыми людьми мне комфортнее общаться в сети», «в общении в интернете нет стеснительности», «с ботами нравится то, что они не настоящие, проще жаловаться, нет чувства вины» или высказывание «общение вживую для некоторых людей является более трудной формой общения из-за определенного стеснения или неумения быстро генерировать ответы на вопросы, которые задаются человеку напрямую и которые могут поставить человека в тупик».

Отдельным блоком рассматривались мотивы прекратить/закончить общение в сети. Здесь из 102 высказываний выделились следующие темы «Другие дела», «Отсутствие желания», «Нарушение личных границ», «Нет интереса у собеседника», «Обман со стороны собеседника», «Потребность живого общения» (рисунок 4).

Рис.4. Процентная диаграмма основных тем в свободных описаниях мотивов закончить интернет-общение.

Как следует из рисунка 4, наиболее значимыми факторами, которые способствуют окончанию общения в Интернете, являются другие внезапно возникшие дела. Исходным текстом данной темы являлись высказывания «дела и реально жизненные вещи», «занятость», «необходимость работать, лечь спать, появление важных ситуационных задач», «недостаток времени», «нужно сосредоточиться на важных делах», «из-за ситуации в реальности» и др.

Тема «Отсутствие желания» включает «выгорание и просто нежелание общаться», «надоедает писать/общаться», «нет тем, которые хотелось бы обсудить» и подобные.

«Нарушение личных границ» как тема более свойственная женской выборке (φ*= 2,31, р ≤ 0,05), представлена описаниями о нарушении субординации, оскорблениях и конфликтах, неподобающем поведении собеседника, например, «начинают настойчиво писать незнакомые люди», «неадекватное поведение собеседника, попытка выудить информацию».

«Нет интереса у собеседника» – данная тема проявилась только у женской выборки исследования. Исходным материалом для выделения данной темы послужили высказывания: «когда человек не проявляет инициативы в общении, игнорирует», «собеседник игнорирует меня или отвечает спустя несколько дней или больше». Следовательно, можно сделать вывод, что для женской выборки важна обратная связь от собеседника как мотиватор для продолжения общения.

Темы «Обман со стороны собеседника» и «Потребность живого общения» с соответствующими описаниями не имеют выраженной частотной представленности, однако входят в структуру мотивов, заставляющих закончить интернет-общение.

Обсуждение

Таким образом общение позволяет не только обмениваться информацией, но и передать эмоции, чувства, установить необходимые деловые и личные контакты. Однако общение при личной встрече и общение, опосредованное ресурсами Интернет, имеют свою специфику, во многом обусловливающую выбор одного из указанных видов. Доминирующим мотивом общения в Интернете для современной молодежи является желание заполнить свободное время, что-то обсудить, и только на третьей позиции необходимость общения по работе/учебе. При этом почти половина опрошенных указывают на эмоциональную стерильность интернет-общения с друзьями, которая может доставлять определенный дискомфорт. Зато общение посредством Интернет, на взгляд наших респондентов, менее затратно и позволяет сэкономить как финансовые, так и энергетические (социальные) ресурсы. Конечно, современную молодежь привлекает быстрота, доступность и возрастающие технические возможности общения в интернете, но многие вопросы они предпочитают решать при личной встрече. Некоторым из них вообще не нравится общаться в Интернете. Основными факторами, которые могут отвлечь современную молодежь от Интернета, являются другие дела, возникшие в реале, или отсутствие желания общаться вообще.

Литература

  1. Азарёнок Н.В. Представления студентов об особенностях общения в сети Интернет // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2023): сб. статей IV Международной научно-практической конференции. 16–17 ноября 2023 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2023. 431–440 с.
  2. Бусыгина Н.П. Качественные методы исследования в психологии: учебник для вузов. М.: Изд-во Юрайт, 2022. 423 с.
  3. Войскунский А.Е. Интернет – новая область исследований в психологической науке // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ.  М.: Смысл, 2002.  Вып. 1. С. 82-101.
  4. Горошко Е.И. Коммуникативное пространство Интернета как объект социокультурного анализа // Вісник Одеського національного університету. Одеса, 2010. Т. 15 вип. 14.  С. 130- 136.
  5. Ейкина А, Чивкина Е., Чудова Н. К вопросу о мотивации интернет-общения // Ученые записки. 2005. №2. С 58-65.
  6. Махрина Е. А. Одиночество вне Сети: Интернет-коммуникация – спасение или путь к зависимости? // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8. № 4А. С. 284-293. DOI: 10.34670/AR.2019.44.4.038.
  7. Трубицына Л. В., Феоктистова Е.А. Мотивация пребывания человека в социальных сетях // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10. № 6. с 2.URL: https://mir-nauki.com/PDF/62PSMN622.pdf. (дата обращения: 03.07.2024).
  8. Фролова С.В., Есина С.В. Вызовы современности: специфика общения студентов с преподавателями в дистанционной форме // Развитие современного общества: вызовы и возможности: материалы XVII международной научной конференции, в 4 ч., Москва, 02 апреля 2021 года. Том 1. Москва: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2021. С. 754-763.

Информация об авторах

Азарёнок Наталья Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и конфликтологии, ФГБОУ ВО «Филиал Российского государственного социального университета в г. Минске, Республика Беларусь» (Филиал РГСУ), Минск, Беларусь, ORCID: https://orcid.org/0009-0006-0882-9552, e-mail: azarionoknv@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 1
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1