Информационные технологии в музейно-педагогическом и образовательном процессе

3

Аннотация

В статье раскрывается значение использования информационных технологий в деятельности музея и образовательном процессе, анализируется возможность совмещения музейно-педагогического и образовательного процесса. Автором рассматриваются возможности использования форм работы музейного педагога в образовательном процессе с помощью информационных технологий, а также приводятся примеры инноваций в формах творческих работ обучающихся. Представлены результаты анкетирования педагогов, работающих с младшими школьниками, на предмет использования средств музея в обучении и воспитании школьников.

Общая информация

Ключевые слова: информационные технологии , музейная педагогика, обучающиеся , образовательный процесс

Рубрика издания: Цифровая трансформация и онлайн-образование: технологии, инструменты, модели

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Гринько С.Д. Информационные технологии в музейно-педагогическом и образовательном процессе // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2024): сб. статей V международной научно-практической конференции. 14—15 ноября 2024 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. С. 89–98.

Полный текст

Информационные технологии прочно входят во все сферы жизнедеятельности человека, являются основным источником прогресса в современном обществе. В системе образования, которая должна обеспечивать социальное развитие государства, активно внедряются новых технологии, устройства и методы обучения, связанные с использованием компьютерной техники и мультимедийных средств [8; 10]. В соответствии с «Кодексом Республики Беларусь об образовании» одной из основ образовательного процесса является использование информационных технологий (на ряду с принципами государственной политики в сфере образования, достижениями науки и техники, духовными традициями и ценностями белорусского народа, достижениями мировой культуры и др.) [4, с. 146–147]. В то же время принципы государственной политики в белорусской системе образования говорят о необходимости сохранения гуманистического характера образования, в приоритете которого находятся общечеловеческие ценности и права человека [4, с. 9]. В условиях информатизации и технологических инноваций актуальным является сохранение культурной составляющей образования, ориентации на эталон, эстетику, единство духовного и материального. По словам исследователя В. В. Новосельской, в условиях цифровизации как сферы культуры, так и образования важно рассмотреть возможность объединения этих институтов «как средств формирования человеческой личности, обладающей не только необходимой суммой знаний и навыков, но и системой ценностей, идеалов, чувств, эмоций и т. п.» [6, с. 85].

Важным социальным институтом, средства которого важно использовать в формировании гуманистических ценностей, исторического сознания, развитии чувственно-эмоциональной сферы личности, является музей. Именно это учреждение культуры, сохраняя, изучая и популяризируя культурное наследие общества, способно включить посетителя в диалог с экспонатом, носителем исторически значимой информации, эстетической и духовной составляющей изучаемых объектов. Таким образом осуществляется включение индивидуального опыта личности в единый социальный контекст. Подобное использование средств музея в образовательном процессе обусловлено смещением акцента значимости с процесса преподавания на учение, непосредственно на познавательную активность самого обучающегося. Это является основой для социализации, самопознания, а в дальнейшем самоактуализации и самосовершенствования личности, что востребовано в современных условиях.

Информационные технологии (цифровые технологии и мультимедиа) широко используются в современном музее и позволяют реализовать, по мнению Н. В. Клементьевой, как образовательную, так и коммуникативную функцию. По мнению этого исследователя, существует «две модели взаимодействия экспозиции и цифровых технологий: первая – вспомогательная роль при интерпретации экспозиции, вторая – цифровая технология сама выступает в качестве музейного предмета» [3, с. 4]. Также, исходя из их места и значения для музейной деятельности информационных технологий, Клементьевой выделяются задачи их использования: «1) дать дополнительную информацию об экспозиции; 2) расширить границы восприятия за счёт создания эмоциональных и визуальных образов; 3) показать те предметы, которые вживую показать невозможно; 4) донести разную информацию для разной аудитории» [3, с. 4]. Каждый музей решает эти задачи в практической деятельности, исходя из своих возможностей

Являясь органичной частью экспозиции, информационные технологии оптимизируют музейно-педагогический процесс, который «представляет собой системно-организованное и четко направленное взаимодействие музейного педагога и учащихся, ориентированное на формирование в условиях музейной среды творчески развитой личности» [5, с.  31].

Схематично музейно-педагогический процесс (Г. Н. Рябова, Б. А. Столяров, Л. М. Шляхтина и др.) может быть представлен тремя компонентами: музейный педагог, музейный предмет, зритель. При использовании мультимедийных и компьютерных технологий подобная деятельность может быть организована в рамках аудиторных занятий. Совместив таким образом составляющие музейно-педагогического и образовательного процесса (педагог, содержание образование, обучающийся) с информационными технологиями, можно получить следующую схему взаимодействия (рис. 1).

Рис. 1. Образовательный процесс с использованием средств музея при помощи информационных технологий

Таким образом, экспонат в музее, который является «ядром музейно-педагогического процесса и материально-идеальной целостностью, наделенной сложной совокупностью неисчерпаемых смыслов» [7, с. 31], выступает основным источником для получения знания обучающимися, формирования у них умений и навыков, получения опыта эмоционально-ценностных отношений и творческой деятельности (исходя из концепции содержания образования И. Я. Лернера, В. В. Краевского, М. Н. Скаткина). Именно музейный предмет позволяет активизировать субъект-субъектное взаимодействие в образовательном процессе, позволяет осуществить целостное влияние на личность, которое можно представить несколькими составляющими этого воздействия: информационное и исторически значимое, наглядное и образное, эстетическое и эмоциональное. Так педагог использует элементы музейной коммуникации при овладении содержанием образования непосредственно на занятиях с помощью информационных технологий.

Подобным образом с помощью удаленного доступа можно включать в процесс обучения и воспитания элементы информационной образовательной среды музея, которая состоит из оцифрованных предметов, мультимедийных и цифровых технологий в экспозиции, дигитализации фондов и виртуальной музейной среды [1, с. 127]. Подобное использование элементов образовательной среды музея, имеющихся в удаленном доступе, делает деятельность обучающихся более разнообразной по своему содержанию, так как педагог может заимствовать некоторые формы работы музея с аудиторией.

М. Ю. Юхневич выделены десять исторически сложившихся, «базовых» форм культурно-образовательной деятельности музея: экскурсия, консультация, научные чтения (конференции, сессии, заседания), клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина), встреча с интересным человеком, концерт (литературный вечер, театрализованное представление, киносеанс), праздник, историческая игра [9, с. 41]. В процессе становления музейно-педагогической деятельности (организацией целенаправленного педагогического процесса на основе музейной экспозиции) важными направлениями в деятельности музея наряду с информированием и отдыхом становятся обучение и развитие творческого потенциала у посетителей. Широкое распространение получают такие формы работы, как музейные уроки, мастер-классы, викторины, игры, квесты и др., что свидетельствует об интерактивном характере музейной деятельности, позволяющей сочетать обучение, творчество и отдых и развлечение.

Информационные технологии, органично проникающие в сферу образования и культуру, позволяют по-новому реализовать формы музейно-педагогической деятельности, совмещать их с традиционными занятиями в учреждениях образования, а также создавать новые формы работы – виртуальные музеи (своей местности, родного языка, семьи, личности и др.) [2, с. 415]. Схематично интеграция форм образовательного и музейно-педагогического процесса с помощь информационных технологий представлена на рисунке (рис. 2).

Рис. 2. Интеграция форм образовательного и музейно-педагогического процесса с помощью информационных технологий

Как нами уже отмечалось ранее, виртуальные музеи как творческая форма работы не соответствует в полной мере своему определению, однако позволяет существенным образом качественно изменить познавательный процесс обучающихся, сместив акцент с информационно-предметной сущности изучаемого объекта на её ценностно-смысловую значимость [9, с. 415]. Несмотря на то, что компьютерные технологии не могут в полной мере передать реальность изображаемых объектов, однако успешно содействуют целостному восприятию объекта: наглядное и образное, информационное и историческое, красивое и уникальное, значимое для личности и общества слиты воедино. Это существенным образом оптимизирует образовательный процесс, приближая его к определяемому ранее результату, заданному целью, которая априори идеальна.

С целью изучения практики использования средств музея в образовательном процессе нами был проведено анкетирование педагогов, работающих с младшими школьниками. Исследование проводилось в сентябре–декабре 2023 года на базе ГУО «Средняя школа № 39 г. Гродно имени И. Д. Лебедева». В опросе приняло участие 20 человек. Результаты представлены в таблице.

По итогам анкетирования педагогов, которые формируют основы музейной культуры у школьников 6–9 лет, можно утверждать, что респонденты высоко оценивают значение средств музея в образовательном процессе. Однако роль информационных технологий недооценивается, поэтому и способы улучшения музейно-педагогической деятельности обучающихся опрошенные видят только во взаимодействии музея и учреждения образования в форме выездных выставок, интерактивных занятий и новых форм работы, предложенных музейными работниками. Согласно результатам анкетирования, перечень используемых форм сотрудничества с музеем достаточно широк: кроме популярной экскурсии педагоги называют игры, викторины, консультации, а также (в качестве другого) разгадывание загадок, театрализацию, выполнение практических заданий и ответы на вопросы экскурсовода, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и другими известными людьми. Это говорит о наличии опыта проведения подобного рода занятий, а также о том, что данные виды работ могут легко быть соединены с информационными технологиями при наличии методического обеспечения. Это может быть внедрено в виде новых форм работы, которые педагоги желают использовать, хотя и ждут инициативы от музейных работников. Высокая оценка эффективности использования изображений экспонатов в обучении и воспитании школьников также внушает оптимизм, так как это является определяющим фактором для внедрения компьютерных и мультимедийных технологий в реализацию музейно-педагогической деятельности.

Таблица 1. Результаты анкетирования педагогов

Вопрос

Вариант ответа

Количество

Как Вы оцениваете включение средств музея в образовательном процессе с младшими школьниками?

Очень эффективно

18

90 %

В целом положительно

2

10 %

Отрицательно

0

0 %

Какие формы музейно-педагогической деятельности Вы используете?

Экскурсии

17

85 %

Игры

2

10 %

Викторины

2

10 %

Индивидуальные консультации

6

30 %

Другое

6

30 %

Эффективно ли демонстрировать изображения музейных экспонатов на уроках?

Да, очень эффективно для усвоения материала

18

90 %

Да, очень важно для реализации воспитательной задачи

18

90 %

Нет значительного эффекта

2

10 %

Как Вы оцениваете роль информационных технологий в музейно-педагогической деятельности?

Положительно полностью

10

50 %

Не всегда целесообразно

8

40 %

Отрицательно

2

10 %

Хотели бы Вы системно внедрять средства музея в образовательный процесс (в том числе при помощи информационных технологий)?

Да

10

50 %

Скорее да, чем нет

8

40 %

Скорее нет, чем да

2

10 %

Нет

0

0 %

Каким образом хотели бы улучшить музейно-педагогическую деятельность школьников?

Выездные выставки музея в школе

8

40 %

Интерактивные занятия в музее

4

20 %

Новые формы работы

8

40 %

Таким образом, информационные технологии позволяют существенно оптимизировать образовательный процесс путём его интеграции со средствами музея как учреждения культуры. Единство музейно-педагогического процесса и традиционного обучения и воспитания даёт возможность для использования форм музейной деятельности в рамках занятий, а также предоставляет широкие возможности для выполнения творческих работ, например для создания виртуальных музеев.

Такое единение позволяет говорить об изменении сущности образования, в основе которого лежит усвоение культурного опыта общества, являющегося базой фундаментальных знаний, мировозренческих идей, позволяющих формировать социально значимые качества личности, необходимые для успешного взаимодействия с окружающим миром и реализации своего потенциала. Это, на наш взгляд, и является приоритетным направлением в модернизации образовательного процессе в современных условиях.

Литература

  1. Гринько С.Д. Информационно-образовательная среда музея как средство личностного формирования педагога // Стратегии развития профессиональной подготовки педагога в условиях цифровой трансформации системы образования: сб. материалов междунар. конф., Волгоград, 17-19 ноября 2020 г. Волгоград: Принт, 2020. С. 123–130. 
  2. Гринько С.Д. Создание виртуальных музеев в образовательном процессе со студентами педагогических специальностей // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика. Вып. Х: сб. науч. ст. М.: ИКД «Зерцало-М», 2023. С. 411–416. 
  3. Клементьева Н.В. Информационные технологии в современном музейном пространстве [Электронный ресурс] // Научное обозрение: электрон. журн. 2018. № 1. С. 1–8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-v-sovremennom-muzeynom-prostranstve (дата обращения: 20.07.2024).
  4. Кодекс Республики Беларусь об образовании: с изм. и доп. по состоянию на 11 сентября 2022 г. Минск: НЦПИ РБ, 2022. 512 с. 
  5. Мынбаева А.К. Музейное образовательное пространство. Проектирование для развития личности: монография. Алматы: Қазақ университеті, 2016. 157 с.
  6. Новосельская В.В. Музей как культурно-образовательный ресурс в условиях цифровизации современного общества // Культура и цивилизация. 2021. Том 11. № 1А. С. 83–92.
  7. Рябова Г.Н. Музейная педагогика: учеб.-метод. пособие. Пенза: Изд-во ПГУ, 2020. 68 с.
  8. Сорокова М.Г., Одинцова М.А., Радчикова Н.П. Оценка цифровых образовательных технологий преподавателями вузов // Психологическая наука и образование. 2023. Том 28. № 1. С. 25–39. https://doi.org/10.17759/pse.2023280101
  9. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: учеб. пособие по музейной педагогике. М.: Рос. ин-т культурологии, 2001. 223 с.
  10. Фролова С.В., Есина С.В. Вызовы современности: специфика общения студентов с преподавателями в дистанционной форме // Развитие современного общества: вызовы и возможности: Материалы XVII международной научной конференции, в 4 ч., Москва, 02 апреля 2021 года. Том 1. Москва: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2021. С. 754-763.

Информация об авторах

Гринько Светлана Дмитриевна, старший преподаватель кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Гродно, Беларусь, e-mail: s.grinko@inbox.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 3
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1