Информационные технологии прочно входят во все сферы жизнедеятельности человека, являются основным источником прогресса в современном обществе. В системе образования, которая должна обеспечивать социальное развитие государства, активно внедряются новых технологии, устройства и методы обучения, связанные с использованием компьютерной техники и мультимедийных средств [8; 10]. В соответствии с «Кодексом Республики Беларусь об образовании» одной из основ образовательного процесса является использование информационных технологий (на ряду с принципами государственной политики в сфере образования, достижениями науки и техники, духовными традициями и ценностями белорусского народа, достижениями мировой культуры и др.) [4, с. 146–147]. В то же время принципы государственной политики в белорусской системе образования говорят о необходимости сохранения гуманистического характера образования, в приоритете которого находятся общечеловеческие ценности и права человека [4, с. 9]. В условиях информатизации и технологических инноваций актуальным является сохранение культурной составляющей образования, ориентации на эталон, эстетику, единство духовного и материального. По словам исследователя В. В. Новосельской, в условиях цифровизации как сферы культуры, так и образования важно рассмотреть возможность объединения этих институтов «как средств формирования человеческой личности, обладающей не только необходимой суммой знаний и навыков, но и системой ценностей, идеалов, чувств, эмоций и т. п.» [6, с. 85].
Важным социальным институтом, средства которого важно использовать в формировании гуманистических ценностей, исторического сознания, развитии чувственно-эмоциональной сферы личности, является музей. Именно это учреждение культуры, сохраняя, изучая и популяризируя культурное наследие общества, способно включить посетителя в диалог с экспонатом, носителем исторически значимой информации, эстетической и духовной составляющей изучаемых объектов. Таким образом осуществляется включение индивидуального опыта личности в единый социальный контекст. Подобное использование средств музея в образовательном процессе обусловлено смещением акцента значимости с процесса преподавания на учение, непосредственно на познавательную активность самого обучающегося. Это является основой для социализации, самопознания, а в дальнейшем самоактуализации и самосовершенствования личности, что востребовано в современных условиях.
Информационные технологии (цифровые технологии и мультимедиа) широко используются в современном музее и позволяют реализовать, по мнению Н. В. Клементьевой, как образовательную, так и коммуникативную функцию. По мнению этого исследователя, существует «две модели взаимодействия экспозиции и цифровых технологий: первая – вспомогательная роль при интерпретации экспозиции, вторая – цифровая технология сама выступает в качестве музейного предмета» [3, с. 4]. Также, исходя из их места и значения для музейной деятельности информационных технологий, Клементьевой выделяются задачи их использования: «1) дать дополнительную информацию об экспозиции; 2) расширить границы восприятия за счёт создания эмоциональных и визуальных образов; 3) показать те предметы, которые вживую показать невозможно; 4) донести разную информацию для разной аудитории» [3, с. 4]. Каждый музей решает эти задачи в практической деятельности, исходя из своих возможностей
Являясь органичной частью экспозиции, информационные технологии оптимизируют музейно-педагогический процесс, который «представляет собой системно-организованное и четко направленное взаимодействие музейного педагога и учащихся, ориентированное на формирование в условиях музейной среды творчески развитой личности» [5, с. 31].
Схематично музейно-педагогический процесс (Г. Н. Рябова, Б. А. Столяров, Л. М. Шляхтина и др.) может быть представлен тремя компонентами: музейный педагог, музейный предмет, зритель. При использовании мультимедийных и компьютерных технологий подобная деятельность может быть организована в рамках аудиторных занятий. Совместив таким образом составляющие музейно-педагогического и образовательного процесса (педагог, содержание образование, обучающийся) с информационными технологиями, можно получить следующую схему взаимодействия (рис. 1).
Рис. 1. Образовательный процесс с использованием средств музея при помощи информационных технологий
Таким образом, экспонат в музее, который является «ядром музейно-педагогического процесса и материально-идеальной целостностью, наделенной сложной совокупностью неисчерпаемых смыслов» [7, с. 31], выступает основным источником для получения знания обучающимися, формирования у них умений и навыков, получения опыта эмоционально-ценностных отношений и творческой деятельности (исходя из концепции содержания образования И. Я. Лернера, В. В. Краевского, М. Н. Скаткина). Именно музейный предмет позволяет активизировать субъект-субъектное взаимодействие в образовательном процессе, позволяет осуществить целостное влияние на личность, которое можно представить несколькими составляющими этого воздействия: информационное и исторически значимое, наглядное и образное, эстетическое и эмоциональное. Так педагог использует элементы музейной коммуникации при овладении содержанием образования непосредственно на занятиях с помощью информационных технологий.
Подобным образом с помощью удаленного доступа можно включать в процесс обучения и воспитания элементы информационной образовательной среды музея, которая состоит из оцифрованных предметов, мультимедийных и цифровых технологий в экспозиции, дигитализации фондов и виртуальной музейной среды [1, с. 127]. Подобное использование элементов образовательной среды музея, имеющихся в удаленном доступе, делает деятельность обучающихся более разнообразной по своему содержанию, так как педагог может заимствовать некоторые формы работы музея с аудиторией.
М. Ю. Юхневич выделены десять исторически сложившихся, «базовых» форм культурно-образовательной деятельности музея: экскурсия, консультация, научные чтения (конференции, сессии, заседания), клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина), встреча с интересным человеком, концерт (литературный вечер, театрализованное представление, киносеанс), праздник, историческая игра [9, с. 41]. В процессе становления музейно-педагогической деятельности (организацией целенаправленного педагогического процесса на основе музейной экспозиции) важными направлениями в деятельности музея наряду с информированием и отдыхом становятся обучение и развитие творческого потенциала у посетителей. Широкое распространение получают такие формы работы, как музейные уроки, мастер-классы, викторины, игры, квесты и др., что свидетельствует об интерактивном характере музейной деятельности, позволяющей сочетать обучение, творчество и отдых и развлечение.
Информационные технологии, органично проникающие в сферу образования и культуру, позволяют по-новому реализовать формы музейно-педагогической деятельности, совмещать их с традиционными занятиями в учреждениях образования, а также создавать новые формы работы – виртуальные музеи (своей местности, родного языка, семьи, личности и др.) [2, с. 415]. Схематично интеграция форм образовательного и музейно-педагогического процесса с помощь информационных технологий представлена на рисунке (рис. 2).
Рис. 2. Интеграция форм образовательного и музейно-педагогического процесса с помощью информационных технологий
Как нами уже отмечалось ранее, виртуальные музеи как творческая форма работы не соответствует в полной мере своему определению, однако позволяет существенным образом качественно изменить познавательный процесс обучающихся, сместив акцент с информационно-предметной сущности изучаемого объекта на её ценностно-смысловую значимость [9, с. 415]. Несмотря на то, что компьютерные технологии не могут в полной мере передать реальность изображаемых объектов, однако успешно содействуют целостному восприятию объекта: наглядное и образное, информационное и историческое, красивое и уникальное, значимое для личности и общества слиты воедино. Это существенным образом оптимизирует образовательный процесс, приближая его к определяемому ранее результату, заданному целью, которая априори идеальна.
С целью изучения практики использования средств музея в образовательном процессе нами был проведено анкетирование педагогов, работающих с младшими школьниками. Исследование проводилось в сентябре–декабре 2023 года на базе ГУО «Средняя школа № 39 г. Гродно имени И. Д. Лебедева». В опросе приняло участие 20 человек. Результаты представлены в таблице.
По итогам анкетирования педагогов, которые формируют основы музейной культуры у школьников 6–9 лет, можно утверждать, что респонденты высоко оценивают значение средств музея в образовательном процессе. Однако роль информационных технологий недооценивается, поэтому и способы улучшения музейно-педагогической деятельности обучающихся опрошенные видят только во взаимодействии музея и учреждения образования в форме выездных выставок, интерактивных занятий и новых форм работы, предложенных музейными работниками. Согласно результатам анкетирования, перечень используемых форм сотрудничества с музеем достаточно широк: кроме популярной экскурсии педагоги называют игры, викторины, консультации, а также (в качестве другого) разгадывание загадок, театрализацию, выполнение практических заданий и ответы на вопросы экскурсовода, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и другими известными людьми. Это говорит о наличии опыта проведения подобного рода занятий, а также о том, что данные виды работ могут легко быть соединены с информационными технологиями при наличии методического обеспечения. Это может быть внедрено в виде новых форм работы, которые педагоги желают использовать, хотя и ждут инициативы от музейных работников. Высокая оценка эффективности использования изображений экспонатов в обучении и воспитании школьников также внушает оптимизм, так как это является определяющим фактором для внедрения компьютерных и мультимедийных технологий в реализацию музейно-педагогической деятельности.
Таблица 1. Результаты анкетирования педагогов
|
Вопрос |
Вариант ответа |
Количество |
|
|
Как Вы оцениваете включение средств музея в образовательном процессе с младшими школьниками? |
Очень эффективно |
18 |
90 % |
|
В целом положительно |
2 |
10 % |
|
|
Отрицательно |
0 |
0 % |
|
|
Какие формы музейно-педагогической деятельности Вы используете? |
Экскурсии |
17 |
85 % |
|
Игры |
2 |
10 % |
|
|
Викторины |
2 |
10 % |
|
|
Индивидуальные консультации |
6 |
30 % |
|
|
Другое |
6 |
30 % |
|
|
Эффективно ли демонстрировать изображения музейных экспонатов на уроках? |
Да, очень эффективно для усвоения материала |
18 |
90 % |
|
Да, очень важно для реализации воспитательной задачи |
18 |
90 % |
|
|
Нет значительного эффекта |
2 |
10 % |
|
|
Как Вы оцениваете роль информационных технологий в музейно-педагогической деятельности? |
Положительно полностью |
10 |
50 % |
|
Не всегда целесообразно |
8 |
40 % |
|
|
Отрицательно |
2 |
10 % |
|
|
Хотели бы Вы системно внедрять средства музея в образовательный процесс (в том числе при помощи информационных технологий)? |
Да |
10 |
50 % |
|
Скорее да, чем нет |
8 |
40 % |
|
|
Скорее нет, чем да |
2 |
10 % |
|
|
Нет |
0 |
0 % |
|
|
Каким образом хотели бы улучшить музейно-педагогическую деятельность школьников? |
Выездные выставки музея в школе |
8 |
40 % |
|
Интерактивные занятия в музее |
4 |
20 % |
|
|
Новые формы работы |
8 |
40 % |
|
Таким образом, информационные технологии позволяют существенно оптимизировать образовательный процесс путём его интеграции со средствами музея как учреждения культуры. Единство музейно-педагогического процесса и традиционного обучения и воспитания даёт возможность для использования форм музейной деятельности в рамках занятий, а также предоставляет широкие возможности для выполнения творческих работ, например для создания виртуальных музеев.
Такое единение позволяет говорить об изменении сущности образования, в основе которого лежит усвоение культурного опыта общества, являющегося базой фундаментальных знаний, мировозренческих идей, позволяющих формировать социально значимые качества личности, необходимые для успешного взаимодействия с окружающим миром и реализации своего потенциала. Это, на наш взгляд, и является приоритетным направлением в модернизации образовательного процессе в современных условиях.

