Потенциал цифровой среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями

5

Аннотация

В данной статье рассматривается внедрение инклюзивного образования на цифровых платформах, особое внимание уделяется возможностям, вызовам и стратегиям совершенствования. Автор обосновывает актуальность и значимость темы исследования. Утверждается, что в контексте глобальной цифровизации и растущего признания права на образование для всех, включая лиц с особыми образовательными потребностями, существует необходимость в адаптации образовательной практики к цифровой среде. В статье утверждается, что такая адаптация должна основываться на комплексном подходе, включающем технологические решения, педагогические инновации и культурные сдвиги. Выдвинута и подкреплена гипотеза о том, что цифровые среды обладают уникальным потенциалом для инклюзивного образования благодаря адаптивным технологиям, персонализированному обучению и расширенному доступу к ресурсам. Технологический аспект рассматривается через призму вспомогательных технологий и систем адаптивного обучения с приведением практических примеров. Кроме того, в статье излагаются основные принципы внедрения инклюзивного образования в цифровом пространстве. В исследовании также рассматриваются проблемы и барьеры на пути цифрового инклюзивного образования, которые подразделяются на технические, психолого-педагогические и социальные аспекты. В нем предлагаются стратегии преодоления этих препятствий, в которых особое внимание уделяется развитию цифровых компетенций учителей, созданию адаптивного образовательного контента и формированию инклюзивной цифровой культуры. В статье делается вывод о том, что при продуманной и адаптивной реализации предложенных стратегий можно добиться значительного улучшения качества и доступности образования для всех учащихся, особенно для тех, у кого особые образовательные потребности. Это подчеркивает важность системного подхода, вовлекающего все заинтересованные стороны в образовательный процесс, для создания действительно инклюзивной цифровой среды обучения.

Общая информация

Ключевые слова: интегрированное обучение, предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL), иностранный язык, учебно-профессиональная коммуникация, студенты, видео , подкаст

Рубрика издания: Использование ресурсов цифровой образовательной среды в инклюзивном образовании и коррекционно-развивающих программах

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Гузова А.В., Савицкая Н.В., Круковская О.А., Дедова О.В. Потенциал цифровой среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2024): сб. статей V международной научно-практической конференции. 14—15 ноября 2024 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. С. 315–329.

Полный текст

Введение

Адаптивное развитие на цифровых платформах становится важной темой в современном мире. Этому способствует ряд факторов, в том числе глобальная цифровизация образования, растущее признание права на грамотность для всех, включая лиц с особыми обучаемыми потребностями, а также стремительное развитие технологий, открывающих новый потенциал для адаптации учебной деятельности. В условиях цифровой трансформации общества важно создать равные возможности для всех получающих знания. Равнодоступное образование в виртуальном мире решает эту задачу: предоставляет инструменты и методы, позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Цель исследования – анализ возможностей и проблем реализации интегративной педагогики в онлайн-формате для обучающихся с особыми подготовительными потребностями. Сегодня мы ставим перед собой ряд задач: рассмотреть теоретические основы всеохватывающего образования в электронной среде, выявить перспективы и возможности в IT-сфере для обеспечения инклюзивного учебного процесса, определить ключевые проблемы и барьеры реализации знаний и навыков в виртуальном пространстве, а также предложить стратегии совершенствования доступного для всех образования в условиях цифровизации. Исследование базируется на комплексном подходе, включающем анализ научной литературы и нормативно-правовых документов по теме инклюзивного образования и цифровизации. Мы также систематизируем существующие практики применения информационных технологий и проводим сравнительный анализ возможностей и ограничений электронной среды для обучающихся с различными особыми образовательными потребностями. В работе уделяется внимание обобщению опыта реализации эгалитарного образования в цифровой среде как в российском, так и в международном контексте. Это позволяет нам выявить наиболее эффективные подходы и практики, которые можно адаптировать и применять в различных просветительных системах.

Теоретико-методологические основы

Инклюзивное усвоение знаний представляет собой подход к организации процесса обучения, где все воспитанники, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему учебного процесса. В контексте цифровой трансформации социума этот подход приобретает новые черты и возможности.

Сущность инклюзивного образования заключается в преодолении социальной сегрегации и дискриминации. Оно направлено на создание общества, в котором каждый человек, независимо от его особенностей, может активно участвовать в социальной жизни и вносить свой вклад в общественное развитие. В цифровой среде эта идея получает новое воплощение, позволяет преодолевать физические и географические барьеры.

Принципы инклюзивного освоения материала в цифровой среде включают:

  1. Равные права и возможности для всех обучающихся
  2. Индивидуализацию образовательного процесса
  3. Социальную адаптацию и интеграцию
  4. Междисциплинарный подход
  5. Партнёрство с семьями обучающихся
  6. Универсальный дизайн в обучении
  7. Постоянное профессиональное развитие педагогов

Цифровая образовательная среда (ЦОС) представляет собой совокупность информационных систем, цифровых устройств, источников, инструментов и сервисов, которые создаются и развиваются для обеспечения достижения целей образования в условиях цифровой экономики (табл. 1). Ключевыми характеристиками ЦОС являются доступность, персонализация, интерактивность, мультимедийность и гибкость.

Таблица 1. Основные компоненты цифровой образовательной среды

Компонент

Описание

Примеры

Цифровой образовательный контент

Педагогические материалы в цифровом формате

Электронные учебники, онлайн-курсы, образовательные платформы

Инфраструктура

Техническая база для реализации ЦОС

Компьютеры, планшеты, сети передачи данных

Системы управления обучением (LMS)

Платформы для организации и контроля образовательного процесса

Moodle, Canvas, Blackboard

Механизмы обратной связи

Средства для онлайн-взаимодействия

Видеоконференции, чаты, форумы

Системы оценки и анализа

Инструменты для мониторинга прогресса обучающихся

Онлайн-тесты, системы аналитики обучения

Нормативно-правовое регулирование адаптивной образовательной технологии пространства основывается на международных стандартах, и на национальном законодательстве. Ключевыми документами являются «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах инвалидов», «Инчхонская декларация» и другие. В России основу правового регулирования составляют «Конституция РФ», «Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"», а также ряд подзаконных актов и национальных проектов. Важно отметить, что нормативно-правовая база в области цифрового инклюзивного образования постоянно развивается, отражает динамичные изменения в технологиях и обществе. Это создаёт возможности и вызовы для образовательных учреждений, которые должны оперативно адаптироваться к новым требованиям и стандартам.

Теоретико-методологические основы инклюзивного образования в цифровой среде представляют собой комплексную систему принципов, подходов и нормативных положений. Они создают фундамент для практической реализации инклюзивного подхода в условиях цифровизации образования, открывают новые возможности для обеспечения равного доступа к качественному образованию для всех обучающихся.

Потенциал цифровой среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями

Цифровая среда открывает широкие возможности для учеников с особыми требованиями к учебному процессу, предоставляя инструменты и технологии, которые могут значительно улучшить качество и доступность образования. Рассмотрим основные аспекты этого потенциала (табл. 2).

Адаптивные технологии и инструменты играют ключевую роль в обеспечении доступности образования. Они включают в себя ассистивные технологии и узконаправленные цифровые инструменты, которые помогают преодолевать различные барьеры в обучении.

Ассистивные технологии разрабатываются для людей с различными типами нарушений. Например, для людей с нарушениями зрения существуют программы экранного доступа, брайлевские дисплеи и программы увеличения экрана. Для людей с нарушениями слуха применяются системы автоматического распознавания речи и программы для создания субтитров. Люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут использовать альтернативные устройства ввода и программы голосового управления.

Таблица 2. Цифровые инструменты для инклюзивного образования

Примеры инструментов

Применение

Ассистивные технологии

1

JAWS, NVDA, ZoomText

Программы экранного доступа и увеличения для людей с нарушениями зрения

2

Dragon NaturallySpeaking

Программа голосового управления для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

3

Proloquo2Go

Приложение для альтернативной коммуникации

Адаптивные системы обучения

1

Knewton, ALEKS

Персонализированное обучение на основе AI

2

DreamBox Learning

Адаптивное обучение математике

Виртуальные лаборатории

1

PhET Interactive Simulations

Интерактивные симуляции по естественным наукам

2

Labster

Виртуальные лаборатории для STEM-образования

Открытые образовательные ресурсы

1

Khan Academy

Бесплатные онлайн-курсы по различным предметам

2

OpenStax

Бесплатные цифровые учебники

Специализированное программное обеспечение включает в себя обучающие системы речи, математическое программное обеспечение с адаптивными функциями, программы для развития социальных навыков и инструменты для создания адаптивного контента. Персонализация образовательного процесса служит очередным значимым преимуществом виртуального пространства. Она позволяет создавать эксклюзивные образовательные стратегии и использовать адаптивные системы обучения. Индивидуальные образовательные траектории в цифровой среде предоставляют возможность гибкого планирования учебного процесса, использования многоуровневого контента, выбора предпочтительных форматов представления информации. Системы рекомендаций и инструменты мониторинга прогресса помогают оптимизировать процесс обучения для каждого учащегося. Адаптивные системы обучения используют алгоритмы искусственного интеллекта для создания персонализированного опыта обучения. Они включают в себя интеллектуальную диагностику, динамическую адаптацию контента, персонализированную обратную связь и адаптивное тестирование. Расширение доступа к образовательным ресурсам является ещё одним важным аспектом возможностей цифрового пространства. Это достигается через использование открытых образовательных ресурсов (ООР), виртуальных лабораторий и симуляторов.

Открытые образовательные ресурсы предоставляют свободный доступ к разнообразному учебному контенту, включая цифровые учебники, видеолекции, интерактивные упражнения. ООР характеризуются гибкостью использования, мультиязычностью и возможностью адаптации под индивидуальные потребности. Виртуальные лаборатории и симуляторы открывают новые возможности для практического обучения. Они предоставляют безопасную среду для экспериментов, доступ к сложному оборудованию в виртуальном формате, интерактивность и визуализацию сложных процессов. Особенно важно, что интерфейсы виртуальных лабораторий могут быть адаптированы под индивидуальные возможности пользователя. Таким образом, цифровая среда предоставляет широкий спектр возможностей для обучающихся с особыми образовательными потребностями. От специализированных ассистивных технологий до адаптивных систем обучения и виртуальных лабораторий – все эти инструменты не только облегчают доступ к образованию, но и открывают новые горизонты для персонализации и повышения эффективности учебного процесса. Важно отметить, что реализация этого потенциала требует комплексного подхода, включающего не только внедрение технологий, но и подготовку педагогов, адаптацию учебных программ и создание инклюзивной культуры в образовательных учреждениях. Только при таком системном подходе цифровая среда может стать действительно эффективным инструментом для обеспечения качественного и доступного образования для всех обучающихся, независимо от их особых потребностей.

Проблемы и барьеры реализации инклюзивного образования в цифровой среде

Несмотря на значительный потенциал цифровой среды для инклюзивного образования, его реализация сталкивается с рядом существенных проблем и барьеров (табл. 3). Эти препятствия можно разделить на три основные категории: технические барьеры, психолого-педагогические трудности и социальные аспекты. Технические барьеры являются одним из наиболее очевидных препятствий на пути к эффективному инклюзивному образованию в цифровой среде. Они включают в себя проблемы доступности цифровой инфраструктуры и вопросы совместимости ассистивных технологий. Проблемы доступности цифровой инфраструктуры проявляются в неравномерном развитии интернет-сетей, недостаточной оснащённости образовательных учреждений и ограниченном доступе к необходимому оборудованию у обучающихся дома. Например, в отдалённых или сельских районах может отсутствовать стабильное высокоскоростное интернет-соединение, что затрудняет участие в онлайн-занятиях или работу с мультимедийными образовательными ресурсами. Совместимость ассистивных технологий с образовательными платформами также представляет серьёзную проблему. Не все системы управления обучением (LMS) и образовательные приложения разработаны с учетом потребностей пользователей ассистивных технологий, что может создавать барьеры для доступа к учебным материалам и участия в онлайн-активностях.

Психолого-педагогические трудности представляют собой другой важный комплекс проблем. Они включают в себя недостаточную подготовку педагогов и психологические аспекты адаптации обучающихся к цифровой среде. Многие педагоги испытывают трудности с использованием цифровых технологий и не имеют достаточных навыков для адаптации учебных материалов под нужды обучающихся с особыми потребностями в цифровой среде. Это может приводить к снижению качества обучения и ограничению возможностей для инклюзии. Психологические аспекты адаптации обучающихся к цифровой среде включают в себя проблемы мотивации, социальной изоляции и цифрового стресса. Некоторые обучающиеся могут испытывать трудности с самоорганизацией при дистанционном обучении или чувствовать себя изолированными от сверстников. Социальные аспекты цифрового инклюзивного образования также представляют значительные вызовы. Они включают проблемы социализации в виртуальной среде и вопросы цифрового неравенства. Социализация в виртуальной среде может быть затруднена из-за ограниченности невербальной коммуникации и отсутствия прямого физического контакта. Это особенно актуально для обучающихся с особыми потребностями, для которых социальное взаимодействие может быть ключевым аспектом образовательного процесса. Цифровое неравенство проявляется в различиях доступа к технологиям и навыкам их использования между разными социальными группами. Это может усугублять существующее неравенство и создавать новые формы исключения.

Таблица 3. Проблемы и барьеры инклюзивного образования в цифровой среде

Проблема

Описание

Технические барьеры

1

Доступность инфраструктуры

Неравномерное развитие интернет-сетей, недостаточная оснащённость оборудованием

2

Совместимость технологий

Проблема интеграции ассистивных технологий с образовательными платформами

Психолого-педагогические трудности

3

Подготовка педагогов

Недостаточные навыки использования цифровых технологий и адаптации материалов

4

Адаптация обучающихся

Проблемы мотивации, социальной изоляции, цифрового стресса

Социальные аспекты

5

Социализация

Ограниченность невербальной коммуникации, трудности формирования социальных связей

6

Цифровое неравенство

Различия в доступе к технологиям и навыках их использования

Преодоление этих барьеров требует комплексного подхода, включающего технологические решения, подготовку педагогов, психологическую поддержку обучающихся и меры по сокращению цифрового неравенства. Например, разработка универсальных дизайнов для образовательных платформ может улучшить их совместимость с ассистивными технологиями. Программы повышения квалификации для педагогов могут помочь им лучше адаптировать свои методы преподавания к цифровой среде и потребностям обучающихся с особыми нуждами. Важно также отметить, что эти проблемы и барьеры не являются непреодолимыми. Многие образовательные учреждения уже работают над их решением, разрабатывая инновационные подходы к инклюзивному образованию в цифровой среде. Успешное преодоление этих барьеров может не только улучшить доступ к образованию для обучающихся с особыми потребностями, но и повысить качество образования для всех учащихся, делая его более гибким, персонализированным и адаптивным. 

В заключение: хотя цифровая среда предоставляет множество возможностей для инклюзивного образования, реализация этого потенциала сопряжена с серьезными вызовами. Понимание и систематическое решение этих проблем является ключом к созданию действительно инклюзивной цифровой образовательной среды.

Стратегии совершенствования

Для эффективной реализации проекта, необходимо разработать и внедрить комплексные стратегии, направленные на преодоление существующих барьеров и максимальное использование потенциала цифровых технологий (табл. 4). Рассмотрим ключевые направления таких стратегий. Развитие компетенций педагогов является первостепенной задачей. Педагоги играют центральную роль в образовательном процессе, и их готовность к работе в цифровой среде критически важна для успеха инклюзивного образования. Программы повышения квалификации для педагогов должны включать не только обучение базовым цифровым навыкам, но и специализированные курсы по инклюзивному образованию в цифровой среде. Такие программы могут охватывать темы от использования ассистивных технологий до методов адаптации учебных материалов для различных категорий обучающихся с особыми потребностями. Важно также создавать и поддерживать профессиональные сообщества педагогов, которые служат платформой для обмена опытом, совместными разработками учебных материалов и взаимной поддержки.

Таблица 4. Стратегии совершенствования инклюзивного образования в цифровой среде

Стратегии

Примеры реализации

Развитие цифровых компетенций педагогов

Программы повышения квалификации

Курсы по использованию ассистивных технологий, адаптации учебных материалов

Создание профессиональных сообществ

Онлайн-платформы для обмена опытом, менторские программы

Разработка адаптивного образовательного контента

Применение принципов универсального дизайна

Создание материалов, доступных для различных категорий обучающихся

Использование мультимодальных форматов

Комбинирование текста, аудио, видео и интерактивных элементов

Формирование инклюзивной культуры

Повышение осведомлённости

Информационные кампании, образовательные инициативы

Развитие цифровой этики

Разработка кодексов поведения, программы по кибербезопасности

Разработка адаптивного образовательного контента является вторым ключевым направлением. Цифровая среда предоставляет уникальные возможности для создания гибких, персонализированных учебных материалов, способных удовлетворить разнообразные потребности обучающихся. Принципы универсального дизайна в обучении должны лежать в основе разработки цифрового образовательного контента. Это предполагает создание материалов, которые изначально разрабатываются с учетом разнообразия потребностей обучающихся, а не адаптируются постфактум. Мультимодальные форматы представления информации, включающие текст, аудио, видео и интерактивные элементы, позволяют обучающимся выбирать наиболее подходящий для них способ восприятия информации. Формирование инклюзивной культуры в цифровом пространстве является третьим важным направлением. Технологии сами по себе не могут обеспечить инклюзию без соответствующих изменений в отношении и поведении всех участников образовательного процесса. Повышение осведомленности о проблемах инклюзии через информационные кампании, образовательные инициативы и интеграцию тематики инклюзии в цифровой контент может способствовать формированию более инклюзивного общества. Развитие цифровой этики и толерантности – критически важное направление для создания безопасной и поддерживающей онлайн-среды для всех обучающихся.

Реализация этих стратегий требует системного подхода и координации усилий различных заинтересованных сторон: образовательных учреждений, органов управления образованием, технологических компаний, общественных организаций и самих обучающихся и их семей. Важно отметить, что процесс должен быть непрерывным и адаптивным. По мере развития технологий и изменения потребностей обучающихся стратегии также должны пересматриваться и обновляться. Успешная реализация этих стратегий может привести к значительному улучшению качества и доступности образования для всех обучающихся, особенно для тех, кто имеет особые образовательные потребности. Цифровая среда при правильном подходе может стать мощным инструментом для создания по-настоящему инклюзивного образовательного пространства, где каждый обучающийся имеет возможность раскрыть свой потенциал.

Совершенствование инклюзивного образования в цифровой среде — это технологический и социальный процесс. Он требует изменения мышления, развития эмпатии и создания культуры, в которой разнообразие рассматривается как ценность, а не как проблема. Только при таком комплексном подходе мы сможем в полной мере реализовать потенциал цифровых технологий.

Заключение

Цифровое инклюзивное образование требует не только внедрения технологий, но и изменения подходов к обучению, подготовки педагогов и создания инклюзивной культуры. Успешное преодоление существующих барьеров позволит не только улучшить доступ к качественному образованию для людей с особыми потребностями, но и трансформировать систему образования в целом, делая её более персонализированной и гибкой. Для достижения этих целей необходимы совместные усилия всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей, администраторов и разработчиков технологий. Только системный подход, учитывающий технические, педагогические и социальные аспекты, позволит создать по-настоящему инклюзивное образовательное пространство в цифровом мире.

Литература

  1. Алехина С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. С. 136–145.
  2. Бородкина О.И., Тавокин Е.П. Цифровизация: плюсы и минусы с точки зрения инклюзивного образования // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т. 13. Вып. 1. С. 67–81.
  3. Крючков В.В. Адаптивные технологии в инклюзивном образовании // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6.
  4. Burgstahler S. Universal Design in Higher Education: From Principles to Practice. Harvard Education Press, 2015.
  5. Erstad O., Eickelmann B., Eichhorn K. Preparing teachers for schooling in the digital age: A meta-perspective on existing strategies and future challenges // Education and Information Technologies. 2015. Vol. 20. No. 4. P. 641-654.
  6. Florian L., Black-Hawkins K. Exploring inclusive pedagogy // British Educational Research Journal. 2011. Vol. 37. No. 5. P. 813-828.
  7. Goggin G., Ellis K., Hawkins W. Disability at the centre of digital inclusion: assessing a new moment in technology and rights // Communication Research and Practice. 2019. Vol. 5. No. 3. P. 290-303.
  8. Meyer A., Rose D.H., Gordon D. Universal design for learning: Theory and Practice. CAST Professional Publishing, 2014.
  9. UNESCO. A guide for ensuring inclusion and equity in education. Paris: UNESCO, 2017.
  10. Williamson B. The hidden architecture of higher education: building a big data infrastructure for the 'smarter university' // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2018. Vol. 15. No. 1. P. 1-26.

Информация об авторах

Гузова Александра Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры зарубежной и русской филологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого–педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8335-6528, e-mail: guzovaav@mgppu.ru

Савицкая Наталья Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры зарубежной и русской филологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1769-5553, e-mail: n.sawa@yandex.ru

Круковская Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры зарубежной и русской филологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3394-1144, e-mail: okruk@bk.ru

Дедова Ольга Витальевна, старший преподаватель, кафедра русской и зарубежной филологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6321-4127, e-mail: olgadedova2007@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 9
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 5
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 5