Потенциал цифровой среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями
Аннотация
В данной статье рассматривается внедрение инклюзивного образования на цифровых платформах, особое внимание уделяется возможностям, вызовам и стратегиям совершенствования. Автор обосновывает актуальность и значимость темы исследования. Утверждается, что в контексте глобальной цифровизации и растущего признания права на образование для всех, включая лиц с особыми образовательными потребностями, существует необходимость в адаптации образовательной практики к цифровой среде. В статье утверждается, что такая адаптация должна основываться на комплексном подходе, включающем технологические решения, педагогические инновации и культурные сдвиги. Выдвинута и подкреплена гипотеза о том, что цифровые среды обладают уникальным потенциалом для инклюзивного образования благодаря адаптивным технологиям, персонализированному обучению и расширенному доступу к ресурсам. Технологический аспект рассматривается через призму вспомогательных технологий и систем адаптивного обучения с приведением практических примеров. Кроме того, в статье излагаются основные принципы внедрения инклюзивного образования в цифровом пространстве. В исследовании также рассматриваются проблемы и барьеры на пути цифрового инклюзивного образования, которые подразделяются на технические, психолого-педагогические и социальные аспекты. В нем предлагаются стратегии преодоления этих препятствий, в которых особое внимание уделяется развитию цифровых компетенций учителей, созданию адаптивного образовательного контента и формированию инклюзивной цифровой культуры. В статье делается вывод о том, что при продуманной и адаптивной реализации предложенных стратегий можно добиться значительного улучшения качества и доступности образования для всех учащихся, особенно для тех, у кого особые образовательные потребности. Это подчеркивает важность системного подхода, вовлекающего все заинтересованные стороны в образовательный процесс, для создания действительно инклюзивной цифровой среды обучения.
Общая информация
Ключевые слова: интегрированное обучение, предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL), иностранный язык, учебно-профессиональная коммуникация, студенты, видео , подкаст
Рубрика издания: Использование ресурсов цифровой образовательной среды в инклюзивном образовании и коррекционно-развивающих программах
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Гузова А.В., Савицкая Н.В., Круковская О.А., Дедова О.В. Потенциал цифровой среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2024): сб. статей V международной научно-практической конференции. 14—15 ноября 2024 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. С. 315–329.
Полный текст
Введение
Адаптивное развитие на цифровых платформах становится важной темой в современном мире. Этому способствует ряд факторов, в том числе глобальная цифровизация образования, растущее признание права на грамотность для всех, включая лиц с особыми обучаемыми потребностями, а также стремительное развитие технологий, открывающих новый потенциал для адаптации учебной деятельности. В условиях цифровой трансформации общества важно создать равные возможности для всех получающих знания. Равнодоступное образование в виртуальном мире решает эту задачу: предоставляет инструменты и методы, позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Цель исследования – анализ возможностей и проблем реализации интегративной педагогики в онлайн-формате для обучающихся с особыми подготовительными потребностями. Сегодня мы ставим перед собой ряд задач: рассмотреть теоретические основы всеохватывающего образования в электронной среде, выявить перспективы и возможности в IT-сфере для обеспечения инклюзивного учебного процесса, определить ключевые проблемы и барьеры реализации знаний и навыков в виртуальном пространстве, а также предложить стратегии совершенствования доступного для всех образования в условиях цифровизации. Исследование базируется на комплексном подходе, включающем анализ научной литературы и нормативно-правовых документов по теме инклюзивного образования и цифровизации. Мы также систематизируем существующие практики применения информационных технологий и проводим сравнительный анализ возможностей и ограничений электронной среды для обучающихся с различными особыми образовательными потребностями. В работе уделяется внимание обобщению опыта реализации эгалитарного образования в цифровой среде как в российском, так и в международном контексте. Это позволяет нам выявить наиболее эффективные подходы и практики, которые можно адаптировать и применять в различных просветительных системах.
Теоретико-методологические основы
Инклюзивное усвоение знаний представляет собой подход к организации процесса обучения, где все воспитанники, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему учебного процесса. В контексте цифровой трансформации социума этот подход приобретает новые черты и возможности.
Сущность инклюзивного образования заключается в преодолении социальной сегрегации и дискриминации. Оно направлено на создание общества, в котором каждый человек, независимо от его особенностей, может активно участвовать в социальной жизни и вносить свой вклад в общественное развитие. В цифровой среде эта идея получает новое воплощение, позволяет преодолевать физические и географические барьеры.
Принципы инклюзивного освоения материала в цифровой среде включают:
- Равные права и возможности для всех обучающихся
- Индивидуализацию образовательного процесса
- Социальную адаптацию и интеграцию
- Междисциплинарный подход
- Партнёрство с семьями обучающихся
- Универсальный дизайн в обучении
- Постоянное профессиональное развитие педагогов
Цифровая образовательная среда (ЦОС) представляет собой совокупность информационных систем, цифровых устройств, источников, инструментов и сервисов, которые создаются и развиваются для обеспечения достижения целей образования в условиях цифровой экономики (табл. 1). Ключевыми характеристиками ЦОС являются доступность, персонализация, интерактивность, мультимедийность и гибкость.
Таблица 1. Основные компоненты цифровой образовательной среды
Компонент |
Описание |
Примеры |
Цифровой образовательный контент |
Педагогические материалы в цифровом формате |
Электронные учебники, онлайн-курсы, образовательные платформы |
Инфраструктура |
Техническая база для реализации ЦОС |
Компьютеры, планшеты, сети передачи данных |
Системы управления обучением (LMS) |
Платформы для организации и контроля образовательного процесса |
Moodle, Canvas, Blackboard |
Механизмы обратной связи |
Средства для онлайн-взаимодействия |
Видеоконференции, чаты, форумы |
Системы оценки и анализа |
Инструменты для мониторинга прогресса обучающихся |
Онлайн-тесты, системы аналитики обучения |
Нормативно-правовое регулирование адаптивной образовательной технологии пространства основывается на международных стандартах, и на национальном законодательстве. Ключевыми документами являются «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах инвалидов», «Инчхонская декларация» и другие. В России основу правового регулирования составляют «Конституция РФ», «Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"», а также ряд подзаконных актов и национальных проектов. Важно отметить, что нормативно-правовая база в области цифрового инклюзивного образования постоянно развивается, отражает динамичные изменения в технологиях и обществе. Это создаёт возможности и вызовы для образовательных учреждений, которые должны оперативно адаптироваться к новым требованиям и стандартам.
Теоретико-методологические основы инклюзивного образования в цифровой среде представляют собой комплексную систему принципов, подходов и нормативных положений. Они создают фундамент для практической реализации инклюзивного подхода в условиях цифровизации образования, открывают новые возможности для обеспечения равного доступа к качественному образованию для всех обучающихся.
Потенциал цифровой среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями
Цифровая среда открывает широкие возможности для учеников с особыми требованиями к учебному процессу, предоставляя инструменты и технологии, которые могут значительно улучшить качество и доступность образования. Рассмотрим основные аспекты этого потенциала (табл. 2).
Адаптивные технологии и инструменты играют ключевую роль в обеспечении доступности образования. Они включают в себя ассистивные технологии и узконаправленные цифровые инструменты, которые помогают преодолевать различные барьеры в обучении.
Ассистивные технологии разрабатываются для людей с различными типами нарушений. Например, для людей с нарушениями зрения существуют программы экранного доступа, брайлевские дисплеи и программы увеличения экрана. Для людей с нарушениями слуха применяются системы автоматического распознавания речи и программы для создания субтитров. Люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут использовать альтернативные устройства ввода и программы голосового управления.
Таблица 2. Цифровые инструменты для инклюзивного образования
№ |
Примеры инструментов |
Применение |
Ассистивные технологии |
||
1 |
JAWS, NVDA, ZoomText |
Программы экранного доступа и увеличения для людей с нарушениями зрения |
2 |
Dragon NaturallySpeaking |
Программа голосового управления для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата |
3 |
Proloquo2Go |
Приложение для альтернативной коммуникации |
Адаптивные системы обучения |
||
1 |
Knewton, ALEKS |
Персонализированное обучение на основе AI |
2 |
DreamBox Learning |
Адаптивное обучение математике |
Виртуальные лаборатории |
||
1 |
PhET Interactive Simulations |
Интерактивные симуляции по естественным наукам |
2 |
Labster |
Виртуальные лаборатории для STEM-образования |
Открытые образовательные ресурсы |
||
1 |
Khan Academy |
Бесплатные онлайн-курсы по различным предметам |
2 |
OpenStax |
Бесплатные цифровые учебники |
Специализированное программное обеспечение включает в себя обучающие системы речи, математическое программное обеспечение с адаптивными функциями, программы для развития социальных навыков и инструменты для создания адаптивного контента. Персонализация образовательного процесса служит очередным значимым преимуществом виртуального пространства. Она позволяет создавать эксклюзивные образовательные стратегии и использовать адаптивные системы обучения. Индивидуальные образовательные траектории в цифровой среде предоставляют возможность гибкого планирования учебного процесса, использования многоуровневого контента, выбора предпочтительных форматов представления информации. Системы рекомендаций и инструменты мониторинга прогресса помогают оптимизировать процесс обучения для каждого учащегося. Адаптивные системы обучения используют алгоритмы искусственного интеллекта для создания персонализированного опыта обучения. Они включают в себя интеллектуальную диагностику, динамическую адаптацию контента, персонализированную обратную связь и адаптивное тестирование. Расширение доступа к образовательным ресурсам является ещё одним важным аспектом возможностей цифрового пространства. Это достигается через использование открытых образовательных ресурсов (ООР), виртуальных лабораторий и симуляторов.
Открытые образовательные ресурсы предоставляют свободный доступ к разнообразному учебному контенту, включая цифровые учебники, видеолекции, интерактивные упражнения. ООР характеризуются гибкостью использования, мультиязычностью и возможностью адаптации под индивидуальные потребности. Виртуальные лаборатории и симуляторы открывают новые возможности для практического обучения. Они предоставляют безопасную среду для экспериментов, доступ к сложному оборудованию в виртуальном формате, интерактивность и визуализацию сложных процессов. Особенно важно, что интерфейсы виртуальных лабораторий могут быть адаптированы под индивидуальные возможности пользователя. Таким образом, цифровая среда предоставляет широкий спектр возможностей для обучающихся с особыми образовательными потребностями. От специализированных ассистивных технологий до адаптивных систем обучения и виртуальных лабораторий – все эти инструменты не только облегчают доступ к образованию, но и открывают новые горизонты для персонализации и повышения эффективности учебного процесса. Важно отметить, что реализация этого потенциала требует комплексного подхода, включающего не только внедрение технологий, но и подготовку педагогов, адаптацию учебных программ и создание инклюзивной культуры в образовательных учреждениях. Только при таком системном подходе цифровая среда может стать действительно эффективным инструментом для обеспечения качественного и доступного образования для всех обучающихся, независимо от их особых потребностей.
Проблемы и барьеры реализации инклюзивного образования в цифровой среде
Несмотря на значительный потенциал цифровой среды для инклюзивного образования, его реализация сталкивается с рядом существенных проблем и барьеров (табл. 3). Эти препятствия можно разделить на три основные категории: технические барьеры, психолого-педагогические трудности и социальные аспекты. Технические барьеры являются одним из наиболее очевидных препятствий на пути к эффективному инклюзивному образованию в цифровой среде. Они включают в себя проблемы доступности цифровой инфраструктуры и вопросы совместимости ассистивных технологий. Проблемы доступности цифровой инфраструктуры проявляются в неравномерном развитии интернет-сетей, недостаточной оснащённости образовательных учреждений и ограниченном доступе к необходимому оборудованию у обучающихся дома. Например, в отдалённых или сельских районах может отсутствовать стабильное высокоскоростное интернет-соединение, что затрудняет участие в онлайн-занятиях или работу с мультимедийными образовательными ресурсами. Совместимость ассистивных технологий с образовательными платформами также представляет серьёзную проблему. Не все системы управления обучением (LMS) и образовательные приложения разработаны с учетом потребностей пользователей ассистивных технологий, что может создавать барьеры для доступа к учебным материалам и участия в онлайн-активностях.
Психолого-педагогические трудности представляют собой другой важный комплекс проблем. Они включают в себя недостаточную подготовку педагогов и психологические аспекты адаптации обучающихся к цифровой среде. Многие педагоги испытывают трудности с использованием цифровых технологий и не имеют достаточных навыков для адаптации учебных материалов под нужды обучающихся с особыми потребностями в цифровой среде. Это может приводить к снижению качества обучения и ограничению возможностей для инклюзии. Психологические аспекты адаптации обучающихся к цифровой среде включают в себя проблемы мотивации, социальной изоляции и цифрового стресса. Некоторые обучающиеся могут испытывать трудности с самоорганизацией при дистанционном обучении или чувствовать себя изолированными от сверстников. Социальные аспекты цифрового инклюзивного образования также представляют значительные вызовы. Они включают проблемы социализации в виртуальной среде и вопросы цифрового неравенства. Социализация в виртуальной среде может быть затруднена из-за ограниченности невербальной коммуникации и отсутствия прямого физического контакта. Это особенно актуально для обучающихся с особыми потребностями, для которых социальное взаимодействие может быть ключевым аспектом образовательного процесса. Цифровое неравенство проявляется в различиях доступа к технологиям и навыкам их использования между разными социальными группами. Это может усугублять существующее неравенство и создавать новые формы исключения.
Таблица 3. Проблемы и барьеры инклюзивного образования в цифровой среде
№ |
Проблема |
Описание |
Технические барьеры |
||
1 |
Доступность инфраструктуры |
Неравномерное развитие интернет-сетей, недостаточная оснащённость оборудованием |
2 |
Совместимость технологий |
Проблема интеграции ассистивных технологий с образовательными платформами |
Психолого-педагогические трудности |
||
3 |
Подготовка педагогов |
Недостаточные навыки использования цифровых технологий и адаптации материалов |
4 |
Адаптация обучающихся |
Проблемы мотивации, социальной изоляции, цифрового стресса |
Социальные аспекты |
||
5 |
Социализация |
Ограниченность невербальной коммуникации, трудности формирования социальных связей |
6 |
Цифровое неравенство |
Различия в доступе к технологиям и навыках их использования |
Преодоление этих барьеров требует комплексного подхода, включающего технологические решения, подготовку педагогов, психологическую поддержку обучающихся и меры по сокращению цифрового неравенства. Например, разработка универсальных дизайнов для образовательных платформ может улучшить их совместимость с ассистивными технологиями. Программы повышения квалификации для педагогов могут помочь им лучше адаптировать свои методы преподавания к цифровой среде и потребностям обучающихся с особыми нуждами. Важно также отметить, что эти проблемы и барьеры не являются непреодолимыми. Многие образовательные учреждения уже работают над их решением, разрабатывая инновационные подходы к инклюзивному образованию в цифровой среде. Успешное преодоление этих барьеров может не только улучшить доступ к образованию для обучающихся с особыми потребностями, но и повысить качество образования для всех учащихся, делая его более гибким, персонализированным и адаптивным.
В заключение: хотя цифровая среда предоставляет множество возможностей для инклюзивного образования, реализация этого потенциала сопряжена с серьезными вызовами. Понимание и систематическое решение этих проблем является ключом к созданию действительно инклюзивной цифровой образовательной среды.
Стратегии совершенствования
Для эффективной реализации проекта, необходимо разработать и внедрить комплексные стратегии, направленные на преодоление существующих барьеров и максимальное использование потенциала цифровых технологий (табл. 4). Рассмотрим ключевые направления таких стратегий. Развитие компетенций педагогов является первостепенной задачей. Педагоги играют центральную роль в образовательном процессе, и их готовность к работе в цифровой среде критически важна для успеха инклюзивного образования. Программы повышения квалификации для педагогов должны включать не только обучение базовым цифровым навыкам, но и специализированные курсы по инклюзивному образованию в цифровой среде. Такие программы могут охватывать темы от использования ассистивных технологий до методов адаптации учебных материалов для различных категорий обучающихся с особыми потребностями. Важно также создавать и поддерживать профессиональные сообщества педагогов, которые служат платформой для обмена опытом, совместными разработками учебных материалов и взаимной поддержки.
Таблица 4. Стратегии совершенствования инклюзивного образования в цифровой среде
Стратегии |
Примеры реализации |
Развитие цифровых компетенций педагогов |
|
Программы повышения квалификации |
Курсы по использованию ассистивных технологий, адаптации учебных материалов |
Создание профессиональных сообществ |
Онлайн-платформы для обмена опытом, менторские программы |
Разработка адаптивного образовательного контента |
|
Применение принципов универсального дизайна |
Создание материалов, доступных для различных категорий обучающихся |
Использование мультимодальных форматов |
Комбинирование текста, аудио, видео и интерактивных элементов |
Формирование инклюзивной культуры |
|
Повышение осведомлённости |
Информационные кампании, образовательные инициативы |
Развитие цифровой этики |
Разработка кодексов поведения, программы по кибербезопасности |
Разработка адаптивного образовательного контента является вторым ключевым направлением. Цифровая среда предоставляет уникальные возможности для создания гибких, персонализированных учебных материалов, способных удовлетворить разнообразные потребности обучающихся. Принципы универсального дизайна в обучении должны лежать в основе разработки цифрового образовательного контента. Это предполагает создание материалов, которые изначально разрабатываются с учетом разнообразия потребностей обучающихся, а не адаптируются постфактум. Мультимодальные форматы представления информации, включающие текст, аудио, видео и интерактивные элементы, позволяют обучающимся выбирать наиболее подходящий для них способ восприятия информации. Формирование инклюзивной культуры в цифровом пространстве является третьим важным направлением. Технологии сами по себе не могут обеспечить инклюзию без соответствующих изменений в отношении и поведении всех участников образовательного процесса. Повышение осведомленности о проблемах инклюзии через информационные кампании, образовательные инициативы и интеграцию тематики инклюзии в цифровой контент может способствовать формированию более инклюзивного общества. Развитие цифровой этики и толерантности – критически важное направление для создания безопасной и поддерживающей онлайн-среды для всех обучающихся.
Реализация этих стратегий требует системного подхода и координации усилий различных заинтересованных сторон: образовательных учреждений, органов управления образованием, технологических компаний, общественных организаций и самих обучающихся и их семей. Важно отметить, что процесс должен быть непрерывным и адаптивным. По мере развития технологий и изменения потребностей обучающихся стратегии также должны пересматриваться и обновляться. Успешная реализация этих стратегий может привести к значительному улучшению качества и доступности образования для всех обучающихся, особенно для тех, кто имеет особые образовательные потребности. Цифровая среда при правильном подходе может стать мощным инструментом для создания по-настоящему инклюзивного образовательного пространства, где каждый обучающийся имеет возможность раскрыть свой потенциал.
Совершенствование инклюзивного образования в цифровой среде — это технологический и социальный процесс. Он требует изменения мышления, развития эмпатии и создания культуры, в которой разнообразие рассматривается как ценность, а не как проблема. Только при таком комплексном подходе мы сможем в полной мере реализовать потенциал цифровых технологий.
Заключение
Цифровое инклюзивное образование требует не только внедрения технологий, но и изменения подходов к обучению, подготовки педагогов и создания инклюзивной культуры. Успешное преодоление существующих барьеров позволит не только улучшить доступ к качественному образованию для людей с особыми потребностями, но и трансформировать систему образования в целом, делая её более персонализированной и гибкой. Для достижения этих целей необходимы совместные усилия всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей, администраторов и разработчиков технологий. Только системный подход, учитывающий технические, педагогические и социальные аспекты, позволит создать по-настоящему инклюзивное образовательное пространство в цифровом мире.
Литература
- Алехина С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. С. 136–145.
- Бородкина О.И., Тавокин Е.П. Цифровизация: плюсы и минусы с точки зрения инклюзивного образования // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т. 13. Вып. 1. С. 67–81.
- Крючков В.В. Адаптивные технологии в инклюзивном образовании // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6.
- Burgstahler S. Universal Design in Higher Education: From Principles to Practice. Harvard Education Press, 2015.
- Erstad O., Eickelmann B., Eichhorn K. Preparing teachers for schooling in the digital age: A meta-perspective on existing strategies and future challenges // Education and Information Technologies. 2015. Vol. 20. No. 4. P. 641-654.
- Florian L., Black-Hawkins K. Exploring inclusive pedagogy // British Educational Research Journal. 2011. Vol. 37. No. 5. P. 813-828.
- Goggin G., Ellis K., Hawkins W. Disability at the centre of digital inclusion: assessing a new moment in technology and rights // Communication Research and Practice. 2019. Vol. 5. No. 3. P. 290-303.
- Meyer A., Rose D.H., Gordon D. Universal design for learning: Theory and Practice. CAST Professional Publishing, 2014.
- UNESCO. A guide for ensuring inclusion and equity in education. Paris: UNESCO, 2017.
- Williamson B. The hidden architecture of higher education: building a big data infrastructure for the 'smarter university' // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2018. Vol. 15. No. 1. P. 1-26.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 0
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 0
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0