Проблемы в обучении у студентов вуза, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий

4

Аннотация

В статье приводятся результаты сравнительного исследования проблем, с которыми сталкиваются в процессе обучения студенты вузов, обучающиеся с применением дистанционных образовательных технологий и без них. Для изучения проблем использовался метод анкетирования: студентам предлагалось оценить список из 32 проблем, составленный на основании анализа литературы и обращений студентов в администрацию вузов. Исследование проводилось на факультете психологии Московского института психоанализа в весеннем семестре 2023–2024 учебного года. В исследовании приняло участие 698 человек, в их числе: 302 студентов дистанционного отделения и 396 студентов очного отделения. Результаты исследования показали, что в целом студенты дистанционного обучения значимо реже сталкиваются с проблемами в обучении, чем студенты очного отделения. Наиболее распространенные проблемы студентов дистанционного отделения: дефицит времени, а также дефицит внимания, они часто отвлекаются и откладывают учебу на потом. Наиболее распространенные проблемы студентов очной формы – это неудобное расписание, а также трудности в самоорганизации учебной деятельности: планирования и реализации самостоятельной работы. В статье высказывается предположение, что характер проблем, возникающих у студентов дистанционного отделения, может быть обусловлен как особенностями студентов, так и спецификой организации дистанционного формата обучения. Отмечается, что полученные результаты отличаются от данных, собранных в период пандемии COVID-19, что может быть связано с тем, что респонденты самостоятельно избрали для себя дистанционный формат обучения. В связи с этим, указывается не необходимость дальнейшего изучения ситуационных и личностных предикторов проблем в обучении студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий.

Общая информация

Ключевые слова: ИКТ, дистанционное образование, студенты, высшее образование, проблемы высшего образования, дистанционные образовательные технологии

Рубрика издания: Психолого-педагогические аспекты обучения в цифровой образовательной среде и вопросы цифровой дидактики

Тип материала: материалы конференции

Финансирование. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда No 24-28-00982, https://rscf.ru/project/24-28-00982/.

Для цитаты: Шляпников В.Н., Шестова М.А. Проблемы в обучении у студентов вуза, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2024): сб. статей V международной научно-практической конференции. 14—15 ноября 2024 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. С. 792–803.

Полный текст

Введение

Бурное развитие информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) привело к масштабной цифровой трансформации общества. В настоящее время ИКТ проникли в практически во сферы деятельности человека, и образование здесь не является исключением. Многими исследователями отмечается высокий образовательный потенциал ИКТ, который можно использовать для проектирования, реализации, администрирования и оценки качества учебной деятельности. Значимым трендом цифровой трансформации образования является развитие дистанционных образовательных технологий (далее – ДОТ), обеспечивающих доступность и инклюзивность образования для различных групп населения, начиная с жителей труднодоступных районов и закачивая учащимися с ограниченными возможностями здоровья. Относительно гибкие учебные планы и расписание позволяют учащимся успешно совмещать работу и учебу, что делает обучение с ДОТ востребованным у людей старшего возраста. Также ДОТ позволяют экономить ресурсы, затрачиваемые на обучение как со стороны учащихся, так и со стороны образовательных организаций, обеспечивая массовизацию образования без существенной потери качества оказываемых услуг. В результате дистанционные форматы образования становятся все более востребованными со стороны абитуриентов, а рынок соответствующих образовательных услуг неуклонно растет [2; 5].

Тем не менее, несмотря на все преимущества, отмечается, что внедрение ДОТ сопряжено с целым рядом трудностей как для образовательной организации, так и для учащихся. Данная проблема оказалась в фокусе особого внимания исследователей в период пандемии COVID-19, когда переход в дистанционный формат носил вынужденный и практически повсеместный характер. По данным PISA, за время пандемии наблюдалось значимое падение успеваемости школьников во всем мире. В этот период учащиеся жаловались на многочисленные проблемы и трудности в организации учебной деятельности, связанные с недостатком коммуникаций с учителями и отсутствием необходимых навыков самоорганизации учебной деятельности [1; 6]. Вместе с этим, хотя данной проблеме посвящено очень много исследований, они имеют ряд существенных ограничений. Во-первых, практически все они сосредоточены на изучении школьников, тогда как студенты вузов и их проблемы оказались исследованы гораздо хуже. Во-вторых, обучение в пандемию носило чрезвычайный характер: ни учащиеся, ни образовательные организации не готовились к этому, а главное – они не выбирали такой формат. Однако, поскольку в настоящее время после окончания пандемии обучение с ДОТ – это уже личный выбор студента, а образовательная организация специально готовится к реализации дистанционного формата, можно ожидать, что характер проблем, с которыми сталкиваются учащиеся, должен иметь определенную специфику.

В связи с этим, мы поставили вопрос, с какими проблемами сталкиваются студенты вузов, в процессе обучения с применением ДОТ? Целью нашей работы было изучение проблем, с которыми сталкиваются студенты, самостоятельно избравшие для себя дистанционный формат обучения.

Методы

Характеристика выборки. Чтобы дать ответ на поставленный вопрос было проведено сравнительное исследование студентов вуза, обучающихся с применением ДОТ и без них. Исследование проводилось на факультете психологии НОЧУ ВО «Московского института психоанализа», где уже более 10 лет успешно реализуются образовательные программы высшего образования как в традиционной очной форме, так и с применением ДОТ. Всего в исследовании приняло участие 698 человек, в их числе: 302 студентов, обучающихся с применением ДОТ, 396 студентов – без. Половой состав выборки был во всех группах однородным, количество женщин было существенно больше, чем количество мужчин: 89,3% и 10,7% соответственно. Сравниваемые группы ожидаемо различались по возрасту: средний возраст студентов дистанционного отделения составил 35,0 лет, а очного – 22,7 лет, что отражает особенности контингента обучающихся.

Методики. Для изучения проблем, с которыми сталкиваются студенты в процессе обучения, использовался метод анкетирования. На основании анализа литературы, а также обращений студентов в администрацию вуза – был составлен список наиболее распространенных проблем, возникающих у студентов (см. Табл. 1) [2; 6; 7]. Респондентов просили оценить то, как часто они сталкивались с данной проблемой в последнее время, выбрав один из вариантов ответа: «никогда», «редко», «иногда», «часто».

Процедура исследования. Исследование проводилось в весеннем семестре 2024 года. Студенты очной формы заполняли бумажную версию опросника, анкетирование проводилось после занятий в учебных группах. Студенты, обучающиеся с применением ДОТ, заполняли электронные формы в свободное время на свое усмотрение. Информацию об исследовании до студентов доносили кураторы. Исследование носило добровольный характер. Перед началом опроса все студенты были проинформированы о целях и задачах исследования и подтвердили свое согласие на участие в исследовании.

Статистическая обработка. Для статистической обработки эмпирических данных использовался статистический пакет IBM SPSS Statistics v.23. Для оценки статистической значимости различий между группами использовался тест Манна-Уитни.

Результаты

Распределение ответов респондентов, а также результаты сравнения групп приведены в Табл.

Таблица. Сравнение частоты столкновения с проблемами в процессе обучения у студентов очного и дистанционного отделений (тест Манна-Уитни)

Проблема

Отделение

Никогда

Редко

Иногда

Часто

U

Дефицит внимания на занятиях (частно отвлекаюсь на посторонние раздражители)

ОДО

5,5

37,4

42,6

14,5

40857,00*

ОО

4,2

32,7

42,4

20,7

Дефицит времени (не хватает времени на учебу, выполнение домашний заданий и пр.)

ОДО

11,9

25,5

35,3

27,2

41208,00

ОО

7,6

35,8

38,4

18,2

Лень учиться, посещать занятия, выполнять задания, готовиться к экзаменам и пр.

ОДО

26,8

50,2

19,1

3,8

30852,50**

ОО

12,5

40,0

34,9

12,5

Мне не хватает навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями (образовательный портал, программы, образовательные онлайн-ресурсы и пр.)

ОДО

68,1

19,1

8,9

3,8

39530,00**

ОО

55,4

30,2

9,4

5,0

Мне не хватает навыков самоорганизации, планирования учебной деятельности

ОДО

41,7

37,9

15,3

5,1

35033,50**

ОО

27,0

36,5

23,9

12,6

Мне не хватает учебных навыков

ОДО

47,7

36,6

11,1

4,7

37753,50**

ОО

34,5

40,8

19,7

5,0

Мне сложно сосредоточиться на выполнении самостоятельной работы

ОДО

36,6

42,1

17,0

4,3

37000,50**

ОО

25,5

41,3

22,4

10,8

Не нравится изучаемая дисциплина, учебный материал

ОДО

33,6

37,9

21,7

6,8

41834,50

ОО

28,8

37,7

25,4

8,1

Не нравится преподаватель, его манера подачи учебного материала

ОДО

14,9

47,2

33,2

4,7

44193,00

ОО

14,1

50,3

31,4

4,2

Не хватает силы воли, чтобы удержать себя за изучением сложного или скучного материала

ОДО

18,7

46,0

28,1

7,2

32599,00**

ОО

8,1

34,6

38,3

18,9

Не хватает текущего контроля успеваемости в течение семестра (контрольных или самостоятельных работ)

ОДО

63,0

22,6

10,2

4,3

41601,00

ОО

55,9

26,2

14,2

3,7

Не хватает учебных и методических материалов по дисциплинам

ОДО

47,7

31,1

17,9

3,4

41323,00

ОО

40,8

33,0

22,0

4,2

Непонятные критерии оценки результатов обучения (самостоятельных заданий, ответов на занятиях и на экзамене и пр.)

ОДО

43,8

34,9

18,7

2,6

32910,00**

ОО

22,0

42,0

26,5

9,4

Несерьезное отношение к учебе с моей стороны

ОДО

65,5

26,0

7,7

0,9

31533,50**

ОО

39,1

37,0

20,5

3,4

Несоответствие ожиданий от обучения и реальности

ОДО

37,0

38,7

17,9

6,4

37331,00**

ОО

25,3

39,1

25,6

10,0

Откладываю учебу (например, выполнение самостоятельных заданий) на последний момент

ОДО

23,0

37,0

26,8

13,2

28231,00**

ОО

8,1

22,0

34,1

35,7

Отсутствие мотивации (интереса) к обучению в целом или к отдельным предметам

ОДО

39,6

46,8

10,6

3,0

29991,00**

ОО

19,6

40,3

31,4

8,6

Отсутствие понимания того, зачем вообще мне нужно изучать этот материал (появляются мысли, что изучаемый материал мне не пригодится)

ОДО

51,1

33,2

12,8

3,0

33442,00**

ОО

31,4

35,6

23,6

9,4

Отсутствие четкого плана или трека обучения

ОДО

40,9

37,9

14,9

6,4

34885,00**

ОО

25,8

36,1

26,6

11,6

Проблемы в коммуникации с администрацией, кураторами

ОДО

58,7

25,1

12,8

3,4

37825,00**

ОО

47,8

23,6

15,2

13,4

Проблемы в коммуникации с одногруппниками (не хватает общения с другими студентами и пр.)

ОДО

63,0

24,3

9,4

3,4

43389,00

ОО

66,5

20,6

10,7

1,8

Проблемы в коммуникации с преподавателями (не хватает общения, обратной связи и пр.)

ОДО

31,9

37,0

21,7

9,4

36967,00**

ОО

42,9

39,3

15,7

2,1

Проблемы с расписанием (неудобное расписание, переносы/отмены занятий и пр.)

ОДО

29,4

32,8

21,3

16,6

19683,00**

ОО

4,5

13,4

21,5

60,7

Слишком большой объем учебного материала для изучения

ОДО

26,0

39,6

25,5

8,9

43008,50

ОО

17,6

49,1

26,8

6,6

Слишком сложный учебный материал, задания для самостоятельной работы и пр.

ОДО

31,9

50,6

15,7

1,7

38132,50**

ОО

18,3

58,6

20,7

2,4

Сложности с организацией рабочего пространства для самостоятельных (домашних) занятий

ОДО

60,4

27,7

8,5

3,4

36564,00**

ОО

44,8

31,4

16,8

7,1

Сложности с расстановкой приоритетов, постановкой целей в процессе обучения

ОДО

43,0

37,4

13,6

6,0

38088,00**

ОО

31,9

36,6

24,3

7,1

Сложности с соблюдением сроков (дедлайнов) при выполнении самостоятельных заданий, подготовке к экзаменам и пр.

ОДО

40,9

39,6

13,6

6,0

35544,00**

ОО

27,7

35,6

24,6

12,0

Технические проблемы (проблемы со связью/интернетом, проблемы с работой/освоением образовательной платформы Instudy и пр.)

ОДО

36,6

40,0

16,6

6,8

38786,00**

ОО

30,6

32,2

25,1

12,0

Трудно самостоятельно разобраться в учебных материалах

ОДО

36,6

44,7

14,9

3,8

37628,50**

ОО

22,3

51,6

22,0

4,2

Трудно усваивать изучаемый материал

ОДО

28,1

49,4

19,6

3,0

38400,00**

ОО

18,1

49,7

29,1

3,1

Часто отвлекаюсь от учебы на другие дела

ОДО

16,6

46,0

24,3

13,2

33288,00**

ОО

7,1

33,0

35,9

24,1

Примечания: ОДО – отделение дистанционного образования, ОО – очное отделение, U – коэффициент Манна-Уитни. * - p<0,05; ** - p<0,01.

Как можно видеть из табл., студенты очного отделения значимо чаще, чем студенты дистанционного отделения, сталкивались практически со всеми проблемами – за небольшим исключением. Различия между студентами очного и дистанционного отделений отсутствовали по таким показателям, как: «дефицит времени», «не нравится изучаемая дисциплина», «не нравится преподаватель», «не хватает текущего контроля», «не хватает учебных материалов», «коммуникации с одногруппниками», «слишком большой объем учебного материала». В связи с этим можно предположить, что данные проблемы никак не связаны с форматом обучения студентов.

Наиболее распространенная проблема студентов дистанционного отделения – это дефицит времени: более четверти студентов часто с ней сталкиваются, а еще 35% сталкиваются с ней иногда. В первую очередь, это можно объяснить тем, что большинство студентов, обучающихся с ДОТ совмещают учебу с работой и являются семейными людьми. В связи с этим можно предположить, что данная проблема скорее всего обусловлена не столько самой ДОТ, сколько жизненной ситуацией студентов в целом. Однако, как можно видеть из табл., по данному показателю студенты очного и дистанционного отделений значимо не различаются между собой. Также довольно часто студенты дистанционного отделения сталкиваются с дефицитом внимания на занятиях, многие из них часто откладывают учебу на потом и отвлекаются от учебы на другие дела. Однако студенты очного отделения сталкиваются с данными проблемами значимо чаще, чем студенты обучающиеся с ДОТ. Например, 35% студентов очного отделения признались, что они часто откладывают учебу на потом, тогда как среди студентов дистанционного отделения так ответило только 13% респондентов. В связи с этим, можно предположить, что данная проблема не является специфичной для ДОТ.

Среди студентов очной формы наиболее распространенная проблема – это плохое расписание. На нее жалуются более 60% респондентов, тогда как среди учащихся дистанционного отделения эта проблема часто возникает только у 16% респондентов. В связи с этим, можно предположить, что ДОТ позволяют сделать учебное расписание более удобным для студентов. Также студенты очного отделения чаще, чем студенты дистанционного отделения, испытывают трудности с организацией учебной деятельности: они отмечают, что им не хватает навыков самоорганизации, им сложнее выполнять самостоятельную работу, им не хватает силы воли и четкого плана обучения, они испытывают трудности с соблюдением сроков. Наряду с этим, студенты очной формы значимо чаще сталкиваются с техническими проблемами в обучении и испытывают трудности в коммуникации с администрацией вуза.

Таким образом, по результатам исследования можно сделать следующие выводы. Наиболее распространенная проблема студентов дистанционного отделения – это дефицит времени. Также студенты, обучающиеся с применением ДОТ, часто испытывают проблемы с вниманием, они часто отвлекаются и откладывают учебу на потом. Однако со всеми этими проблемами они сталкиваются значимо реже, чем студенты очного отделения, в связи с чем можно предположить, что ДОТ не только не являются их причиной, но и способствуют их решению.

Обсуждение

В целом полученные результаты кажутся довольно неожиданными, но объяснимыми. Поскольку зачастую студенты очного отделения сталкиваются с проблемами в обучении чаще, чем студенты дистанционного формата, можно предположить, что ДОТ не только не создают проблем в обучении, но и позволяют их решать. На первый взгляд, это противоречит результатам исследований, выполненных в период пандемии COVID-19 [1; 6]. Однако не стоит забывать, что в нашем исследовании приняли участие студенты, которые самостоятельно выбрали для себя дистанционный формат обучения, а как показывают результаты других исследований, предпочтение формата обучения определяются индивидуальными особенностями студентов, в частости – особенностями мышления [4]. В связи с этим можно предположить, что студенты, обучающиеся с применением ДОТ, реже сталкиваются с проблемами в обучении в силу своих особенностей, например, мотивации или навыков самоорганизации, благодаря чему они реже сталкиваются с проблемами в самоорганизации учебной деятельности. Однако это предположение нуждается в проверке. Также необходимо отметить, что на дистанционном отделении традиционно высокий процент обучающихся отчисляется по собственному желанию в самом начале обучения, когда, столкнувшись с первыми проблемами, студенты понимают, что не смогут продолжить обучение. Поэтому на курсе остаются наиболее сильные и мотивированные студенты, которые в принципе реже сталкиваются с проблемами. В связи с этим можно предположить, что источником проблем в обучении студентов является характер их взаимодействия с другими участниками образовательного процесса, опосредствованного ДОТ [3].

Ограничения данного исследования, в первую очередь, связаны с направлением подготовки, а также особенностями образовательной организации. Как отмечалось, в Институте дистанционный формат реализуется уже более 10 лет, и за это время разработан целый ряд учебно-методических, технических и организационно-методических решений, облегчающих процесс обучения студентов. По всей видимости, в других электронных образовательных средах проблемы, с которыми сталкиваются студенты в процессе обучения, будут отличаться. В связи с этим встает задача более подробного изучения предикторов проблем, как личностных, так и ситуационных, что и составляет предмет наших дальнейших исследований.

Литература

  1. Бекова С.К., Груздев И.А., Калинин Р.Г., Камальдинова Л.Р., Малошонок Н.Г., Терентьев Е.А. Год на дистанте: с какими трудностями столкнулись студенты и чему нас научил массовый переход в онлайн. М.: НИУ ВШЭ, 2021. 60 с.
  2. Гэйбл Э. Цифровая трансформация школьного образования. Международный опыт, тренды, глобальные рекомендации. М.: НИУ ВШЭ, 2019. 108 с.
  3. Исаев Е.И., Марголис А.А. Трудности в обучении: диагностика, профилактика, преодоление // Психологическая наука и образование. 2023. Том 28. № 5. С. 7–20. DOI: 10.17759/pse.2023280501
  4. Марголис А.А., Сорокова М.Г., Шведовская А.А. Очный, смешанный или онлайн-формат: как предпочитают учиться студенты? // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 5. С. 5–20. DOI: 10.17759/pse.2022270501
  5. Солдатова Г.У., Войскунский А.Е. Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволюция психики // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18. № 3. С. 431–450. DOI: 10.17323/1813-8918-2021-3-431-450
  6. Alhosani N., Alsheikha N., Opoku M.P., Takritia R., Aljneibi N.M., Elhoweris H., Garces-Bacsal R.V. Affordances as experienced by university faculties during and after the sudden transition to online teaching // Heliyon. 2023. Vol. 9. № 2. С. e13159 DOI: 10.1016/j.heliyon.2023.e13159
  7. Kusmaryono I., Jupriyanto J., Kusumaningsih W. A systematic literature review on the effectiveness of distance learning: Problems, opportunities, challenges, and predictions // International Journal of Education. 2021. Т. 14. №. 1. С. 62-69. DOI: 10.17509/ije.v14i1.29191

Информация об авторах

Шляпников Владимир Николаевич, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии личности и дифференциальной психологии, НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4301-4229, e-mail: shlyapnikov.vladimir@gmail.com

Шестова Мария Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0750-1989, e-mail: shestova-ma@inpsycho.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 31
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 4
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3