Проблемы в обучении у студентов вуза, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий
Аннотация
В статье приводятся результаты сравнительного исследования проблем, с которыми сталкиваются в процессе обучения студенты вузов, обучающиеся с применением дистанционных образовательных технологий и без них. Для изучения проблем использовался метод анкетирования: студентам предлагалось оценить список из 32 проблем, составленный на основании анализа литературы и обращений студентов в администрацию вузов. Исследование проводилось на факультете психологии Московского института психоанализа в весеннем семестре 2023–2024 учебного года. В исследовании приняло участие 698 человек, в их числе: 302 студентов дистанционного отделения и 396 студентов очного отделения. Результаты исследования показали, что в целом студенты дистанционного обучения значимо реже сталкиваются с проблемами в обучении, чем студенты очного отделения. Наиболее распространенные проблемы студентов дистанционного отделения: дефицит времени, а также дефицит внимания, они часто отвлекаются и откладывают учебу на потом. Наиболее распространенные проблемы студентов очной формы – это неудобное расписание, а также трудности в самоорганизации учебной деятельности: планирования и реализации самостоятельной работы. В статье высказывается предположение, что характер проблем, возникающих у студентов дистанционного отделения, может быть обусловлен как особенностями студентов, так и спецификой организации дистанционного формата обучения. Отмечается, что полученные результаты отличаются от данных, собранных в период пандемии COVID-19, что может быть связано с тем, что респонденты самостоятельно избрали для себя дистанционный формат обучения. В связи с этим, указывается не необходимость дальнейшего изучения ситуационных и личностных предикторов проблем в обучении студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий.
Общая информация
Ключевые слова: ИКТ, дистанционное образование, студенты, высшее образование, проблемы высшего образования, дистанционные образовательные технологии
Рубрика издания: Психолого-педагогические аспекты обучения в цифровой образовательной среде и вопросы цифровой дидактики
Тип материала: материалы конференции
Финансирование. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда No 24-28-00982, https://rscf.ru/project/24-28-00982/.
Для цитаты: Шляпников В.Н., Шестова М.А. Проблемы в обучении у студентов вуза, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2024): сб. статей V международной научно-практической конференции. 14—15 ноября 2024 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. С. 792–803.
Полный текст
Введение
Бурное развитие информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) привело к масштабной цифровой трансформации общества. В настоящее время ИКТ проникли в практически во сферы деятельности человека, и образование здесь не является исключением. Многими исследователями отмечается высокий образовательный потенциал ИКТ, который можно использовать для проектирования, реализации, администрирования и оценки качества учебной деятельности. Значимым трендом цифровой трансформации образования является развитие дистанционных образовательных технологий (далее – ДОТ), обеспечивающих доступность и инклюзивность образования для различных групп населения, начиная с жителей труднодоступных районов и закачивая учащимися с ограниченными возможностями здоровья. Относительно гибкие учебные планы и расписание позволяют учащимся успешно совмещать работу и учебу, что делает обучение с ДОТ востребованным у людей старшего возраста. Также ДОТ позволяют экономить ресурсы, затрачиваемые на обучение как со стороны учащихся, так и со стороны образовательных организаций, обеспечивая массовизацию образования без существенной потери качества оказываемых услуг. В результате дистанционные форматы образования становятся все более востребованными со стороны абитуриентов, а рынок соответствующих образовательных услуг неуклонно растет [2; 5].
Тем не менее, несмотря на все преимущества, отмечается, что внедрение ДОТ сопряжено с целым рядом трудностей как для образовательной организации, так и для учащихся. Данная проблема оказалась в фокусе особого внимания исследователей в период пандемии COVID-19, когда переход в дистанционный формат носил вынужденный и практически повсеместный характер. По данным PISA, за время пандемии наблюдалось значимое падение успеваемости школьников во всем мире. В этот период учащиеся жаловались на многочисленные проблемы и трудности в организации учебной деятельности, связанные с недостатком коммуникаций с учителями и отсутствием необходимых навыков самоорганизации учебной деятельности [1; 6]. Вместе с этим, хотя данной проблеме посвящено очень много исследований, они имеют ряд существенных ограничений. Во-первых, практически все они сосредоточены на изучении школьников, тогда как студенты вузов и их проблемы оказались исследованы гораздо хуже. Во-вторых, обучение в пандемию носило чрезвычайный характер: ни учащиеся, ни образовательные организации не готовились к этому, а главное – они не выбирали такой формат. Однако, поскольку в настоящее время после окончания пандемии обучение с ДОТ – это уже личный выбор студента, а образовательная организация специально готовится к реализации дистанционного формата, можно ожидать, что характер проблем, с которыми сталкиваются учащиеся, должен иметь определенную специфику.
В связи с этим, мы поставили вопрос, с какими проблемами сталкиваются студенты вузов, в процессе обучения с применением ДОТ? Целью нашей работы было изучение проблем, с которыми сталкиваются студенты, самостоятельно избравшие для себя дистанционный формат обучения.
Методы
Характеристика выборки. Чтобы дать ответ на поставленный вопрос было проведено сравнительное исследование студентов вуза, обучающихся с применением ДОТ и без них. Исследование проводилось на факультете психологии НОЧУ ВО «Московского института психоанализа», где уже более 10 лет успешно реализуются образовательные программы высшего образования как в традиционной очной форме, так и с применением ДОТ. Всего в исследовании приняло участие 698 человек, в их числе: 302 студентов, обучающихся с применением ДОТ, 396 студентов – без. Половой состав выборки был во всех группах однородным, количество женщин было существенно больше, чем количество мужчин: 89,3% и 10,7% соответственно. Сравниваемые группы ожидаемо различались по возрасту: средний возраст студентов дистанционного отделения составил 35,0 лет, а очного – 22,7 лет, что отражает особенности контингента обучающихся.
Методики. Для изучения проблем, с которыми сталкиваются студенты в процессе обучения, использовался метод анкетирования. На основании анализа литературы, а также обращений студентов в администрацию вуза – был составлен список наиболее распространенных проблем, возникающих у студентов (см. Табл. 1) [2; 6; 7]. Респондентов просили оценить то, как часто они сталкивались с данной проблемой в последнее время, выбрав один из вариантов ответа: «никогда», «редко», «иногда», «часто».
Процедура исследования. Исследование проводилось в весеннем семестре 2024 года. Студенты очной формы заполняли бумажную версию опросника, анкетирование проводилось после занятий в учебных группах. Студенты, обучающиеся с применением ДОТ, заполняли электронные формы в свободное время на свое усмотрение. Информацию об исследовании до студентов доносили кураторы. Исследование носило добровольный характер. Перед началом опроса все студенты были проинформированы о целях и задачах исследования и подтвердили свое согласие на участие в исследовании.
Статистическая обработка. Для статистической обработки эмпирических данных использовался статистический пакет IBM SPSS Statistics v.23. Для оценки статистической значимости различий между группами использовался тест Манна-Уитни.
Результаты
Распределение ответов респондентов, а также результаты сравнения групп приведены в Табл.
Таблица. Сравнение частоты столкновения с проблемами в процессе обучения у студентов очного и дистанционного отделений (тест Манна-Уитни)
Проблема |
Отделение |
Никогда |
Редко |
Иногда |
Часто |
U |
Дефицит внимания на занятиях (частно отвлекаюсь на посторонние раздражители) |
ОДО |
5,5 |
37,4 |
42,6 |
14,5 |
40857,00* |
ОО |
4,2 |
32,7 |
42,4 |
20,7 |
||
Дефицит времени (не хватает времени на учебу, выполнение домашний заданий и пр.) |
ОДО |
11,9 |
25,5 |
35,3 |
27,2 |
41208,00 |
ОО |
7,6 |
35,8 |
38,4 |
18,2 |
||
Лень учиться, посещать занятия, выполнять задания, готовиться к экзаменам и пр. |
ОДО |
26,8 |
50,2 |
19,1 |
3,8 |
30852,50** |
ОО |
12,5 |
40,0 |
34,9 |
12,5 |
||
Мне не хватает навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями (образовательный портал, программы, образовательные онлайн-ресурсы и пр.) |
ОДО |
68,1 |
19,1 |
8,9 |
3,8 |
39530,00** |
ОО |
55,4 |
30,2 |
9,4 |
5,0 |
||
Мне не хватает навыков самоорганизации, планирования учебной деятельности |
ОДО |
41,7 |
37,9 |
15,3 |
5,1 |
35033,50** |
ОО |
27,0 |
36,5 |
23,9 |
12,6 |
||
Мне не хватает учебных навыков |
ОДО |
47,7 |
36,6 |
11,1 |
4,7 |
37753,50** |
ОО |
34,5 |
40,8 |
19,7 |
5,0 |
||
Мне сложно сосредоточиться на выполнении самостоятельной работы |
ОДО |
36,6 |
42,1 |
17,0 |
4,3 |
37000,50** |
ОО |
25,5 |
41,3 |
22,4 |
10,8 |
||
Не нравится изучаемая дисциплина, учебный материал |
ОДО |
33,6 |
37,9 |
21,7 |
6,8 |
41834,50 |
ОО |
28,8 |
37,7 |
25,4 |
8,1 |
||
Не нравится преподаватель, его манера подачи учебного материала |
ОДО |
14,9 |
47,2 |
33,2 |
4,7 |
44193,00 |
ОО |
14,1 |
50,3 |
31,4 |
4,2 |
||
Не хватает силы воли, чтобы удержать себя за изучением сложного или скучного материала |
ОДО |
18,7 |
46,0 |
28,1 |
7,2 |
32599,00** |
ОО |
8,1 |
34,6 |
38,3 |
18,9 |
||
Не хватает текущего контроля успеваемости в течение семестра (контрольных или самостоятельных работ) |
ОДО |
63,0 |
22,6 |
10,2 |
4,3 |
41601,00 |
ОО |
55,9 |
26,2 |
14,2 |
3,7 |
||
Не хватает учебных и методических материалов по дисциплинам |
ОДО |
47,7 |
31,1 |
17,9 |
3,4 |
41323,00 |
ОО |
40,8 |
33,0 |
22,0 |
4,2 |
||
Непонятные критерии оценки результатов обучения (самостоятельных заданий, ответов на занятиях и на экзамене и пр.) |
ОДО |
43,8 |
34,9 |
18,7 |
2,6 |
32910,00** |
ОО |
22,0 |
42,0 |
26,5 |
9,4 |
||
Несерьезное отношение к учебе с моей стороны |
ОДО |
65,5 |
26,0 |
7,7 |
0,9 |
31533,50** |
ОО |
39,1 |
37,0 |
20,5 |
3,4 |
||
Несоответствие ожиданий от обучения и реальности |
ОДО |
37,0 |
38,7 |
17,9 |
6,4 |
37331,00** |
ОО |
25,3 |
39,1 |
25,6 |
10,0 |
||
Откладываю учебу (например, выполнение самостоятельных заданий) на последний момент |
ОДО |
23,0 |
37,0 |
26,8 |
13,2 |
28231,00** |
ОО |
8,1 |
22,0 |
34,1 |
35,7 |
||
Отсутствие мотивации (интереса) к обучению в целом или к отдельным предметам |
ОДО |
39,6 |
46,8 |
10,6 |
3,0 |
29991,00** |
ОО |
19,6 |
40,3 |
31,4 |
8,6 |
||
Отсутствие понимания того, зачем вообще мне нужно изучать этот материал (появляются мысли, что изучаемый материал мне не пригодится) |
ОДО |
51,1 |
33,2 |
12,8 |
3,0 |
33442,00** |
ОО |
31,4 |
35,6 |
23,6 |
9,4 |
||
Отсутствие четкого плана или трека обучения |
ОДО |
40,9 |
37,9 |
14,9 |
6,4 |
34885,00** |
ОО |
25,8 |
36,1 |
26,6 |
11,6 |
||
Проблемы в коммуникации с администрацией, кураторами |
ОДО |
58,7 |
25,1 |
12,8 |
3,4 |
37825,00** |
ОО |
47,8 |
23,6 |
15,2 |
13,4 |
||
Проблемы в коммуникации с одногруппниками (не хватает общения с другими студентами и пр.) |
ОДО |
63,0 |
24,3 |
9,4 |
3,4 |
43389,00 |
ОО |
66,5 |
20,6 |
10,7 |
1,8 |
||
Проблемы в коммуникации с преподавателями (не хватает общения, обратной связи и пр.) |
ОДО |
31,9 |
37,0 |
21,7 |
9,4 |
36967,00** |
ОО |
42,9 |
39,3 |
15,7 |
2,1 |
||
Проблемы с расписанием (неудобное расписание, переносы/отмены занятий и пр.) |
ОДО |
29,4 |
32,8 |
21,3 |
16,6 |
19683,00** |
ОО |
4,5 |
13,4 |
21,5 |
60,7 |
||
Слишком большой объем учебного материала для изучения |
ОДО |
26,0 |
39,6 |
25,5 |
8,9 |
43008,50 |
ОО |
17,6 |
49,1 |
26,8 |
6,6 |
||
Слишком сложный учебный материал, задания для самостоятельной работы и пр. |
ОДО |
31,9 |
50,6 |
15,7 |
1,7 |
38132,50** |
ОО |
18,3 |
58,6 |
20,7 |
2,4 |
||
Сложности с организацией рабочего пространства для самостоятельных (домашних) занятий |
ОДО |
60,4 |
27,7 |
8,5 |
3,4 |
36564,00** |
ОО |
44,8 |
31,4 |
16,8 |
7,1 |
||
Сложности с расстановкой приоритетов, постановкой целей в процессе обучения |
ОДО |
43,0 |
37,4 |
13,6 |
6,0 |
38088,00** |
ОО |
31,9 |
36,6 |
24,3 |
7,1 |
||
Сложности с соблюдением сроков (дедлайнов) при выполнении самостоятельных заданий, подготовке к экзаменам и пр. |
ОДО |
40,9 |
39,6 |
13,6 |
6,0 |
35544,00** |
ОО |
27,7 |
35,6 |
24,6 |
12,0 |
||
Технические проблемы (проблемы со связью/интернетом, проблемы с работой/освоением образовательной платформы Instudy и пр.) |
ОДО |
36,6 |
40,0 |
16,6 |
6,8 |
38786,00** |
ОО |
30,6 |
32,2 |
25,1 |
12,0 |
||
Трудно самостоятельно разобраться в учебных материалах |
ОДО |
36,6 |
44,7 |
14,9 |
3,8 |
37628,50** |
ОО |
22,3 |
51,6 |
22,0 |
4,2 |
||
Трудно усваивать изучаемый материал |
ОДО |
28,1 |
49,4 |
19,6 |
3,0 |
38400,00** |
ОО |
18,1 |
49,7 |
29,1 |
3,1 |
||
Часто отвлекаюсь от учебы на другие дела |
ОДО |
16,6 |
46,0 |
24,3 |
13,2 |
33288,00** |
ОО |
7,1 |
33,0 |
35,9 |
24,1 |
Примечания: ОДО – отделение дистанционного образования, ОО – очное отделение, U – коэффициент Манна-Уитни. * - p<0,05; ** - p<0,01.
Как можно видеть из табл., студенты очного отделения значимо чаще, чем студенты дистанционного отделения, сталкивались практически со всеми проблемами – за небольшим исключением. Различия между студентами очного и дистанционного отделений отсутствовали по таким показателям, как: «дефицит времени», «не нравится изучаемая дисциплина», «не нравится преподаватель», «не хватает текущего контроля», «не хватает учебных материалов», «коммуникации с одногруппниками», «слишком большой объем учебного материала». В связи с этим можно предположить, что данные проблемы никак не связаны с форматом обучения студентов.
Наиболее распространенная проблема студентов дистанционного отделения – это дефицит времени: более четверти студентов часто с ней сталкиваются, а еще 35% сталкиваются с ней иногда. В первую очередь, это можно объяснить тем, что большинство студентов, обучающихся с ДОТ совмещают учебу с работой и являются семейными людьми. В связи с этим можно предположить, что данная проблема скорее всего обусловлена не столько самой ДОТ, сколько жизненной ситуацией студентов в целом. Однако, как можно видеть из табл., по данному показателю студенты очного и дистанционного отделений значимо не различаются между собой. Также довольно часто студенты дистанционного отделения сталкиваются с дефицитом внимания на занятиях, многие из них часто откладывают учебу на потом и отвлекаются от учебы на другие дела. Однако студенты очного отделения сталкиваются с данными проблемами значимо чаще, чем студенты обучающиеся с ДОТ. Например, 35% студентов очного отделения признались, что они часто откладывают учебу на потом, тогда как среди студентов дистанционного отделения так ответило только 13% респондентов. В связи с этим, можно предположить, что данная проблема не является специфичной для ДОТ.
Среди студентов очной формы наиболее распространенная проблема – это плохое расписание. На нее жалуются более 60% респондентов, тогда как среди учащихся дистанционного отделения эта проблема часто возникает только у 16% респондентов. В связи с этим, можно предположить, что ДОТ позволяют сделать учебное расписание более удобным для студентов. Также студенты очного отделения чаще, чем студенты дистанционного отделения, испытывают трудности с организацией учебной деятельности: они отмечают, что им не хватает навыков самоорганизации, им сложнее выполнять самостоятельную работу, им не хватает силы воли и четкого плана обучения, они испытывают трудности с соблюдением сроков. Наряду с этим, студенты очной формы значимо чаще сталкиваются с техническими проблемами в обучении и испытывают трудности в коммуникации с администрацией вуза.
Таким образом, по результатам исследования можно сделать следующие выводы. Наиболее распространенная проблема студентов дистанционного отделения – это дефицит времени. Также студенты, обучающиеся с применением ДОТ, часто испытывают проблемы с вниманием, они часто отвлекаются и откладывают учебу на потом. Однако со всеми этими проблемами они сталкиваются значимо реже, чем студенты очного отделения, в связи с чем можно предположить, что ДОТ не только не являются их причиной, но и способствуют их решению.
Обсуждение
В целом полученные результаты кажутся довольно неожиданными, но объяснимыми. Поскольку зачастую студенты очного отделения сталкиваются с проблемами в обучении чаще, чем студенты дистанционного формата, можно предположить, что ДОТ не только не создают проблем в обучении, но и позволяют их решать. На первый взгляд, это противоречит результатам исследований, выполненных в период пандемии COVID-19 [1; 6]. Однако не стоит забывать, что в нашем исследовании приняли участие студенты, которые самостоятельно выбрали для себя дистанционный формат обучения, а как показывают результаты других исследований, предпочтение формата обучения определяются индивидуальными особенностями студентов, в частости – особенностями мышления [4]. В связи с этим можно предположить, что студенты, обучающиеся с применением ДОТ, реже сталкиваются с проблемами в обучении в силу своих особенностей, например, мотивации или навыков самоорганизации, благодаря чему они реже сталкиваются с проблемами в самоорганизации учебной деятельности. Однако это предположение нуждается в проверке. Также необходимо отметить, что на дистанционном отделении традиционно высокий процент обучающихся отчисляется по собственному желанию в самом начале обучения, когда, столкнувшись с первыми проблемами, студенты понимают, что не смогут продолжить обучение. Поэтому на курсе остаются наиболее сильные и мотивированные студенты, которые в принципе реже сталкиваются с проблемами. В связи с этим можно предположить, что источником проблем в обучении студентов является характер их взаимодействия с другими участниками образовательного процесса, опосредствованного ДОТ [3].
Ограничения данного исследования, в первую очередь, связаны с направлением подготовки, а также особенностями образовательной организации. Как отмечалось, в Институте дистанционный формат реализуется уже более 10 лет, и за это время разработан целый ряд учебно-методических, технических и организационно-методических решений, облегчающих процесс обучения студентов. По всей видимости, в других электронных образовательных средах проблемы, с которыми сталкиваются студенты в процессе обучения, будут отличаться. В связи с этим встает задача более подробного изучения предикторов проблем, как личностных, так и ситуационных, что и составляет предмет наших дальнейших исследований.
Литература
- Бекова С.К., Груздев И.А., Калинин Р.Г., Камальдинова Л.Р., Малошонок Н.Г., Терентьев Е.А. Год на дистанте: с какими трудностями столкнулись студенты и чему нас научил массовый переход в онлайн. М.: НИУ ВШЭ, 2021. 60 с.
- Гэйбл Э. Цифровая трансформация школьного образования. Международный опыт, тренды, глобальные рекомендации. М.: НИУ ВШЭ, 2019. 108 с.
- Исаев Е.И., Марголис А.А. Трудности в обучении: диагностика, профилактика, преодоление // Психологическая наука и образование. 2023. Том 28. № 5. С. 7–20. DOI: 10.17759/pse.2023280501
- Марголис А.А., Сорокова М.Г., Шведовская А.А. Очный, смешанный или онлайн-формат: как предпочитают учиться студенты? // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 5. С. 5–20. DOI: 10.17759/pse.2022270501
- Солдатова Г.У., Войскунский А.Е. Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволюция психики // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18. № 3. С. 431–450. DOI: 10.17323/1813-8918-2021-3-431-450
- Alhosani N., Alsheikha N., Opoku M.P., Takritia R., Aljneibi N.M., Elhoweris H., Garces-Bacsal R.V. Affordances as experienced by university faculties during and after the sudden transition to online teaching // Heliyon. 2023. Vol. 9. № 2. С. e13159 DOI: 10.1016/j.heliyon.2023.e13159
- Kusmaryono I., Jupriyanto J., Kusumaningsih W. A systematic literature review on the effectiveness of distance learning: Problems, opportunities, challenges, and predictions // International Journal of Education. 2021. Т. 14. №. 1. С. 62-69. DOI: 10.17509/ije.v14i1.29191
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 0
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0